Истребители броненосцев: турецкие бронепалубные крейсера серии «Джезаирли Гази»

0

В 1880-ых, турецкий флот был крайне озабочен быстрым наращиванием военной мощи русского Черноморского Флота. Сразу три больших броненосца класса "Екатерина II", более мощных чем любой турецкий, были заложены в 1883 году. Постройка этих кораблей продвигалась медленно, но неуклонно, и очень скоро флоту Османской Империи предстояло бы иметь дело с этими могучими противниками.

Истребители броненосцев: турецкие бронепалубные крейсера серии "Джезаирли Гази"

Турецкие адмиралы ясно понимали, что Турция не сможет тягаться с богатой Российской Империей по числу броненосных кораблей. Оставалось искать ассиметричный ответ. Верфи дружественной туркам Великобритании были готовы такой ответ предложить: еще с 1870-ых, фирма "Армстронг" активно строила на экспорт быстроходные крейсера с тяжелым вооружением — так называемые "эльсвикские крейсера". Значительно меньшие по размерам чем современные им броненосцы, эти крейсера имели большую скорость и несли очень тяжелую артиллерию, потенциально способную поражать более крупные броненосные корабли. 

И под влиянием экспортного успеха "эльсвикских крейсеров" в адмиралтействе Османской Империи родилась идея построить серию быстроходных, бронепалубных крейсеров с очень тяжелым вооружением, способных играть роль "истребителей броненосцев". По мнению турецких адмиралов, такие крейсера должны были иметь высокую скорость, низкую мореходность и автономность, и вооружаться двумя орудиями самого крупного доступного калибра.

Конструкция

Два бронепалубных крейсера, получивших названия "Капудан-паша Джезаирли Гази" и "Капудан-паша Улудж Али" были заложены на верфи Томпсона в Глазго в один день, 18 октября 1885 года.

Это были длинные, низкобортные корабли длиной около 83 метров. Их полное водоизмещение составляло 3850 тонн (из-за чего ряд источников определял их как "броненосцы 3-го ранга"). Полубак крейсеров был приподнят, для обеспечения лучшей мореходности, а форштевень имел мощную таранную оконечность: сочетание этих элементов с низким надводным бортом привело к тому, что корабли часто называли "крейсера-мониторы".

В движение корабли приводились паровыми машинами тройного расширения Хэмпфри-Теннанта, впервые применеными в турецком флоте. Машины питались паром от 8 циллиндрических котлов, их индикаторная мощность составляла 8300 лошадиных сил. На испытаниях, оба крейсера превысили предполагавшуюся скорость в 18,5 узлов: "Капудан-паша Джезаирли Гази" развил 18,7 и "Капудан-паша Улудж Али" — 18,65 узла. Запаса угля в расположенных над броневой палубой угольных ямах хватало на 800 миль экономического хода, что считалось преимлемым для ограниченных акваторий Черного и Средиземного моря.

Броневая защита кораблей обеспечивалась карапаксной броневой палубой, края которой опускались ниже ватерлинии. Палуба была изготовлена из стали, толщина колебалась от 45 до 75 миллиметров. 

Вооружение кораблей было самым мощным из когда-либо установленного на "эльсвикских крейсерах". Это были два огромных 343-миллиметровых орудия 13,5"/30 Mark II, идентичных устанавливаемым на новейших британских броненосцах. Громадные пушки, весящие более 67 тонн каждая, устанавливались в носовой и кормовой барбетной установках крейсеров.

Запуская 600-килограммовый снаряд с начальной скоростью более 640 метров в секунду, орудие стреляло на 11540 метров. На дистанции в 3000 метров, снаряд пробивал навылет 400-миллиметровую компаундовскую сталежелезную плиту, из которых состоял главный пояс броненосцев серии "Екатерина II". Орудия перезаряжались только в диаметральной плоскости и стреляли довольно медленно — тем выстрела составлял один выстрел в 4-4,2 минуты. Боезапас составлял 50 снарядов на орудие.

Для кораблей, водоизмещением всего в 3800 тонн, такие чудовищные пушки были явно слишком тяжелы. Проведенные рассчеты показывали, что при обеих пушках, развернутых на один борт, крейсер рискует просто опрокинуться при повороте! Впрочем, турецких адмиралов это особо и не волновало: по их замыслу, "крейсера-истребители" должны были вести атаку либо отступая, либо преследуя неприятеля и стрелять исключительно с оконечностей. Поэтому в целях безопасности, угол горизонтального наведения орудий ограничили 150 градусами.

Все эти проблемы, и огромная масса орудий и барбетов привели к тому, что в исходном проекте какая-либо иная артиллерия попросту отсутствовала. Вспомогательное вооружение кораблей состояло из пятиствольных 47-миллиметровых противоминных орудий Гочкисса и пяти 381-мм торпедных аппаратов, из которых один находился прямо над тараном, два — на траверзах и два — по бортам. Боезапас составлял 20 торпед Уайтхеда.

Служба

Поскольку постройке этих кораблей Турция уделяла значительное внимание, выплаты шли своевременно и в полной мере и крейсера строились очень быстро. Уже в 1887 году оба корабля были спущены на воду. Вступление их в строй, однако, задержалось до 1889: виной тому были ограниченные возможности производства 343-миллиметровых стволов, которых не хватало и для британского флота. Как временная мера, обсуждался вопрос установки на кораблях старых 25-калиберных 305-миллиметровых орудий.

 "Капудан-паша Джезаирли Гази" вступил в строй 1 марта 1889 года, опередив своего главного оппонента — "Екатерину II". Отправка корабля в Турцию, однако, задержалась из-за желания дождаться готовности второго корабля: "Капудан-паша Улудж Али" был готов только летом, из-за проблем с поставкой артиллерии. Прибытие этих двух крейсеров в Стамбул привлекло значительный интерес, в первую очередь — со стороны русских и греческих представителей.

Оба крейсера составили "крейсерский отряд обороны Мраморного Моря". Турецкие адмиралы видели их основное назначение в обороне подступов к столице Османской Империи от крупных кораблей неприятеля — России или Италии. Предполагалось, что наличие в составе турецкого флота мощных быстроходных кораблей заставит неприятеля рассредотачивать свои линейные силы для конвоирования, и создаст возможность для крейсеров-истребителей разгромить броненосцы врага по одному. Поэтому к обоим кораблям относились очень внимательно, регулярно ремонтируя и очищая подводные части. Во избежание износа котлов, в мирное время запрещалось без специального разрешения развивать полную скорость хода.

В 1895 году, оба крейсера прошли поддерживающий ремонт и модернизацию на верфи Терсан-и-Амири, в Стамбуле. В ходе него, оба корабля получили по два скорострельных 120-миллиметровых орудия OF 4,7"/40 Mark III в спонсонных установках в центре корпуса и по четыре 6-фунтовых орудия Гочкисса. Чтобы компенсировать возросший вес, арсенал снарядов главного калибра был уменьшен до 40 на орудие. Кроме того, с крейсеров сняли боезапас для бортовых торпедных аппаратов.

Оба крейсера приняли участие в решающем сражении греко-турецкой (Критской) войны 1897 года: битве при Саламине, во время которой турецкая эскадра де-факто искоренила стоящий в гавани греческий флот. Во время сражения, крейсера поддерживали действия броненосцев "Абдул Кадир" и "Фатих". За время битвы, "Капудан-паша Джезаирли Гази" выпустил 18 снарядов главного калибра из своих орудий, а "Капудан-паша Улудж Али" — 11, не попав, впрочем, ни разу. Позднее, в вечерних сумерках, "Капудан-паша Джезаирли Гази" приблизился незаметно к стоявшему на мели но не сдававшемуся греческому броненосцу "Спеца" и с дистанции в 2000 метров поразил его одним 343-миллиметровым снарядом, пробившим броневую палубу и вызвавшим взрыв котлов.

В 1904 году, "Капудан-паша Улудж Али" был капитально перевооружен: его кормовое орудие было снято, и вместо него крейсер получил четыре современных 6-дюймовых скорострельных пушки. Его систершип модернизацию не проходил, и был переведен в разряд кораблей береговой обороны. Оба крейсера участвовали в итало-турецкой войне 1911 года, но исключительно формально, не покидая Мраморного Моря.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

16 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account