Истребитель Микоян МиГ-29. Часть 3. Проект ПФИ в 2-м варианте

11

Истребитель Микоян МиГ-29. Часть 3. Проект ПФИ в 2-м варианте

Продолжение цикла статей про создание истребителя МиГ-29 с канала Сергея Мороза на яндекс-дзене.

Авторское предисловие: Рассмотрение первого варианта перспективного фронтового истребителя МиГ-29 ПФИ в предложенной Центральным аэродинамическим институтом компоновке по типу самолета МиГ-25 показало невозможность выполнения жестких тактико-технических требований, выдвинутых Заказчиком и согласованных Министерством авиапромышленности. Хотя были очевидны преимущества предложенного ОКБ П.О. Сухого проекта тяжелого истребителя Т-10-1 с интегральным сопряжением крыла с наплывом и «вырожденного» фюзеляжа и с размещением двигателей в отдельных гондолах под крылом, в ОКБ Московского машиностроительного завода «Зенит», которое после ухода А.И. Микояна возглавил Ростислав Аполоссович Беляков, была предпринята попытка улучшения выбранной изначально схемы.

Второй вариант самолета ПФИ МиГ-29 – облегченный с однокилевым оперением. Фото: https://andrei-bt.livejournal.com/1714814.html

Второй вариант самолета ПФИ МиГ-29 – облегченный с однокилевым оперением. Фото: https://andrei-bt.livejournal.com/1714814.html

МиГ-29А («29А», ПФИ) техническое предложение во 2-м варианте, тяжелый истребитель по программе ПФИ.

По результатам первого объединенного Научно-технического совета, проведенного для сравнения технических предложений самолетов ПФИ МиГ-29, Су-27 и Як-45 решением Генерального конструктора ММЗ «Зенит» была поставлена цель снизить вес, уменьшить мидель, улучшить аэродинамическое качество самолета без отказа от главных принципов построения его общего вида, для чего в указанное выше Техническое предложение были введены следующие изменения:

      • для повышения коэффициента восстановления давления в воздухозаборниках каналы упрощены – изгиб их сделан только в вертикальной плоскости (это также дало уменьшения миделя);
      • площадь крыла откорректирована по уточненному значению веса;
      • контур наплыва крыла спрямлен для снижения волнового сопротивления на больших числах М (как в разработанном в то же время проекте МиГ-25МП – Е-155МП, изд. 83 и на серийных самолетах МиГ-31);
      • радиус сопряжения передней кромки и законцовки консоли крыла уменьшен (законцовка приобрела основной прямой участок, параллельный ПСС – как в проекте Е-155ПМ и на серийном МиГ-31, но задняя кромка консолей сохранила излом);
      • фонарь кабины летчика сделан новый – козырек остался без изменений, но открывающаяся часть увеличена по длине и высоте и сделана каплевидной для обеспечения кругового обзора, кресло летчика поднято, что расширило поля обзора вперед, вбок и вниз;
      • открывающаяся часть фонаря кабины сделана сдвижной назад;
      • входные сечения воздухозаборника сделаны трапециевидными (ранее были вертикальными прямоугольными), изгиб панелей фюзеляжа над мотоотсеком и под ним упрощен, при этом площадь днища стала меньше, чем верхней панели, что улучшило соответствие самолета дифференциальному правилу площадей);
      • горизонтальное оперение установлено на нижней части отсека двигателей, как на самолетах МиГ-25П и Е-155МП (МиГ-31), его площадь изменена в соответствии с изменением площади крыла самолета;
      • основное вертикальное оперение однокилевое с развитым форкилем, установлено на силовой перегородке между двигателями, его площадь, вес и сопротивление по сравнению с исходным вариантом двухкилевого оперения уменьшены, а силовая схема включена в конструктивно-силовую схему хвостовой части фюзеляжа, увеличивая ее жесткость и снижая вес;
      • установка подфюзеляжных килей по типу самолетов МиГ-25П и Е-155МП (МиГ-31);
      • стойки основных опор шасси балочно-подкосного типа с двузвенником и одним колесом, крепятся под корневыми частями крыла и предположительно убираются вперед в зоны стыков наплывов крыла с фюзеляжем;
      • прицельное оборудование строится на базе упрощенной РЛС с кассергеновской параболической антенной с механическим сканированием в двух плоскостях, которая должна была разрабатываться как развитие РЛС «Сапфир» или «Аметист» самолета МиГ-23;
      • из состава вооружения исключены УР воздух-воздух большой дальности К-33;
      • предусмотрена возможность замены УР воздух-воздух средней дальности К-25 на серийные К-23Р/Т самолета МиГ-23М или К-24, разработка которых завершалась для МиГ-23МЛ, с подвеской двух таких ракет под крыло вместо внутренних пусковых устройств для ракет промежуточной и малой дальности (при этом максимальное число ракет сокращалось до 6 – как на МиГ-23МЛ).
Общий вид истребителя ПФИ МиГ-29 во втором варианте компоновки с мероприятиями по снижению веса и улучшению аэродинамического качества. Рисунок: https://www.secretprojects.co.uk/threads/evolution-of-the-mikoyan-mig-29.1398/

Общий вид истребителя ПФИ МиГ-29 во втором варианте компоновки с мероприятиями по снижению веса и улучшению аэродинамического качества. Рисунок: https://www.secretprojects.co.uk/threads/evolution-of-the-mikoyan-mig-29.1398/

Сравнение тяжелых истребителей МиГ-29 ПФИ в компоновке, рекомендованной ЦАГИ – внизу 1-й вариант с двухкилевым оперением на двух хвостовых балках, вверху облегченный однгокилевой вариант с установкой оперения непосредственно на фюзеляже. Рисунок: https://www.secretprojects.co.uk/threads/evolution-of-the-mikoyan-mig-29.1398/

Сравнение тяжелых истребителей МиГ-29 ПФИ в компоновке, рекомендованной ЦАГИ – внизу 1-й вариант с двухкилевым оперением на двух хвостовых балках, вверху облегченный однгокилевой вариант с установкой оперения непосредственно на фюзеляже. Рисунок: https://www.secretprojects.co.uk/threads/evolution-of-the-mikoyan-mig-29.1398/

Второй вариант проекта МиГ-29 ПФИ впитал много изменений, в том числе зауженный мидель благодаря спрямленным каналам воздухозаборников и установку основных опор шасси под крылом, а не под фюзеляжем. Фото модели из книги Gunston W., Gordon Ye. MiG Aircraft since 1937. London, UK, Putnam Aeronautical Books, - 1998

Второй вариант проекта МиГ-29 ПФИ впитал много изменений, в том числе зауженный мидель благодаря спрямленным каналам воздухозаборников и установку основных опор шасси под крылом, а не под фюзеляжем. Фото модели из книги Gunston W., Gordon Ye. MiG Aircraft since 1937. London, UK, Putnam Aeronautical Books, — 1998

В первой половине 1972 г. состоялся 1-й объединенный научно-технический совет по теме ПФИ с участием представителей МАП и ВВС.

Первым представил Техническое предложение МиГ-29 ПФИ в компоновке, рекомендованной ЦАГИ, но с одним килем зам генерального конструктора ММЗ «Зенит» Р.А. Белякова Г.Е. Лозино-Лозинский.

Зам генерального конструктора Г.Е. Лозино-Лозинский, представлявший ММЗ «Зенит» на заседаниях НТС по проекту ПФИ Фото: http://www.buran.ru/images/jpg/lozin.jpg

Зам генерального конструктора Г.Е. Лозино-Лозинский, представлявший ММЗ «Зенит» на заседаниях НТС по проекту ПФИ Фото: http://www.buran.ru/images/jpg/lozin.jpg

Вторым выступал начальник КБ проектов (бригады общих видов) ММЗ «Кулон» О.С. Самойлович (присутствовали также замы генерального конструктора П.О. Сухого И.Е. Баславский и М.П. Симонов), которые также представили свое Техническое предложение Су-27 ПФИ в вариантах Т-10-1 с интегральной компоновкой с крылом с развитым наплывом и деформированной срединной поверхностью с размещением двух ТРДДФ в отдельных гондолах под ним, «вырожденным» фюзеляжем и двухкилевым оперением (основной вариант) и Т-10-2 в компоновке, рекомендованной ЦАГИ.

Третьим выступал Генеральный конструктор ММЗ «Скорость» А.С. Яковлев, который представил Технические предложения Як-45И ПФИ (среднеплан с «плоским» крылом с развитым наплывом с двумя ТРДДФ в гондолах кругового сечения с лобовыми ВЗ с центральным телом по типу Як-28, он был крупнее и тяжелее самолетов, предложенных ММЗ «Зенит» и «Кулон») и его увеличенный вариант Як-47.

Сравнение тяжелых истребителей IV поколения: - McDonnell Douglas F-15 (США); - аванпроект Сухой Су-27 в компоновке Т-10-2 по рекомендации ЦАГИ (по типу МиГ-25); - промежуточный аванпроект Сухой Су-27 в компоновке, условно названной Т-10/3 с интегральным сопряжением крыла с наплывом и «вырожденного фюзеляжа»; - аванпроект Микоян МиГ-29А (ПФИ – условно в 3-й редакции); - аванпроект Яковлев Як-45 в варианте среднеплана с крылом с наплывом; - аванпроект Яковлев Як-47 в окончательном варианте с увеличенными размерами. Рисунок: http://bastion-karpenko.ru/fighter-mig-29

Сравнение тяжелых истребителей IV поколения: — McDonnell Douglas F-15 (США); — аванпроект Сухой Су-27 в компоновке Т-10-2 по рекомендации ЦАГИ (по типу МиГ-25); — промежуточный аванпроект Сухой Су-27 в компоновке, условно названной Т-10/3 с интегральным сопряжением крыла с наплывом и «вырожденного фюзеляжа»; — аванпроект Микоян МиГ-29А (ПФИ – условно в 3-й редакции); — аванпроект Яковлев Як-45 в варианте среднеплана с крылом с наплывом; — аванпроект Яковлев Як-47 в окончательном варианте с увеличенными размерами. Рисунок: http://bastion-karpenko.ru/fighter-mig-29

По Техническому предложению МиГ-29 ПФИ были высказаны замечания:

      • мер по снижению веса и миделя и по увеличению аэродинамического качества недостаточно для удовлетворения заданным ТТТ;
      • существует возможность потери эффективности вертикального оперения при его затенении фюзеляжем и средней частью крыла как на взлете и посадке, так и при боевом маневрировании на больших углах атаки;
      • вооружение и БРЭО нуждается в переработке.

Руководству ММЗ «Зенит» было предложено устранить эти недостатки и представить свое техническое предложение повторно.

По итогам обсуждения было сделано заключение, что наилучшим образом отвечает проект ММЗ «Кулон» Т-10-1 с интегральной компоновкой, который обеспечивает максимальное аэродинамическое качество 12,6 на режиме экономической скорости (малые полетные углы атаки, высота 11000 м) и его сохранение на достаточно высоком уровне с разгоном до сверхзвуковой скорости при боевом маневрировании на больших углах атаки в широком диапазоне чисел М и высот полета. Максимальная боевая скорость самолета достигается, но на низшем из утвержденных в ТТТ 1971 г. уровне.

В середине 1972 г. прошел 2-й объединенный НТС по теме ПФИ (по воспоминаниям О.С. Самойловича через полтора-два месяца после 1-го НТС), на котором представитель ММЗ «Кулон» представил Техническое предложение Су-27 ПФИ в варианте Т-10-1 с незначительными изменениями лишь в составе плакатов.

В то же время зам генерального конструктора ММЗ «Зенит» Г.Е. Лозино-Лозинский представил совершенно новое Техническое предложение – самолет МиГ-29 ПЛМИ со значительно меньшими размерами и весом с меньшей дальностью, но лучшей маневренностью. Об этом читайте в продолжении статьи.

Основные тактико-технические требования, выдвинутые к самолету ПФИ в 1971 г. смотрите в таблице

Истребитель Микоян МиГ-29. Часть 3. Проект ПФИ в 2-м варианте

Подробные сведения о вооружении и оборудовании самолетов в 1-м и 2-м вариантах самолета МиГ-29 ПФИ смотрите в таблице 2

Истребитель Микоян МиГ-29. Часть 3. Проект ПФИ в 2-м варианте

источник: https://dzen.ru/a/YePvY5swMQO_Ux_M?&

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account