Продолжение цикла статей про создание истребителя МиГ-29 с канала Сергея Мороза на яндекс-дзене.
Авторское предисловие: Рассмотрение первого варианта перспективного фронтового истребителя МиГ-29 ПФИ в предложенной Центральным аэродинамическим институтом компоновке по типу самолета МиГ-25 показало невозможность выполнения жестких тактико-технических требований, выдвинутых Заказчиком и согласованных Министерством авиапромышленности. Хотя были очевидны преимущества предложенного ОКБ П.О. Сухого проекта тяжелого истребителя Т-10-1 с интегральным сопряжением крыла с наплывом и «вырожденного» фюзеляжа и с размещением двигателей в отдельных гондолах под крылом, в ОКБ Московского машиностроительного завода «Зенит», которое после ухода А.И. Микояна возглавил Ростислав Аполоссович Беляков, была предпринята попытка улучшения выбранной изначально схемы.
МиГ-29А («29А», ПФИ) техническое предложение во 2-м варианте, тяжелый истребитель по программе ПФИ.
По результатам первого объединенного Научно-технического совета, проведенного для сравнения технических предложений самолетов ПФИ МиГ-29, Су-27 и Як-45 решением Генерального конструктора ММЗ «Зенит» была поставлена цель снизить вес, уменьшить мидель, улучшить аэродинамическое качество самолета без отказа от главных принципов построения его общего вида, для чего в указанное выше Техническое предложение были введены следующие изменения:
- для повышения коэффициента восстановления давления в воздухозаборниках каналы упрощены – изгиб их сделан только в вертикальной плоскости (это также дало уменьшения миделя);
- площадь крыла откорректирована по уточненному значению веса;
- контур наплыва крыла спрямлен для снижения волнового сопротивления на больших числах М (как в разработанном в то же время проекте МиГ-25МП – Е-155МП, изд. 83 и на серийных самолетах МиГ-31);
- радиус сопряжения передней кромки и законцовки консоли крыла уменьшен (законцовка приобрела основной прямой участок, параллельный ПСС – как в проекте Е-155ПМ и на серийном МиГ-31, но задняя кромка консолей сохранила излом);
- фонарь кабины летчика сделан новый – козырек остался без изменений, но открывающаяся часть увеличена по длине и высоте и сделана каплевидной для обеспечения кругового обзора, кресло летчика поднято, что расширило поля обзора вперед, вбок и вниз;
- открывающаяся часть фонаря кабины сделана сдвижной назад;
- входные сечения воздухозаборника сделаны трапециевидными (ранее были вертикальными прямоугольными), изгиб панелей фюзеляжа над мотоотсеком и под ним упрощен, при этом площадь днища стала меньше, чем верхней панели, что улучшило соответствие самолета дифференциальному правилу площадей);
- горизонтальное оперение установлено на нижней части отсека двигателей, как на самолетах МиГ-25П и Е-155МП (МиГ-31), его площадь изменена в соответствии с изменением площади крыла самолета;
- основное вертикальное оперение однокилевое с развитым форкилем, установлено на силовой перегородке между двигателями, его площадь, вес и сопротивление по сравнению с исходным вариантом двухкилевого оперения уменьшены, а силовая схема включена в конструктивно-силовую схему хвостовой части фюзеляжа, увеличивая ее жесткость и снижая вес;
- установка подфюзеляжных килей по типу самолетов МиГ-25П и Е-155МП (МиГ-31);
- стойки основных опор шасси балочно-подкосного типа с двузвенником и одним колесом, крепятся под корневыми частями крыла и предположительно убираются вперед в зоны стыков наплывов крыла с фюзеляжем;
- прицельное оборудование строится на базе упрощенной РЛС с кассергеновской параболической антенной с механическим сканированием в двух плоскостях, которая должна была разрабатываться как развитие РЛС «Сапфир» или «Аметист» самолета МиГ-23;
- из состава вооружения исключены УР воздух-воздух большой дальности К-33;
- предусмотрена возможность замены УР воздух-воздух средней дальности К-25 на серийные К-23Р/Т самолета МиГ-23М или К-24, разработка которых завершалась для МиГ-23МЛ, с подвеской двух таких ракет под крыло вместо внутренних пусковых устройств для ракет промежуточной и малой дальности (при этом максимальное число ракет сокращалось до 6 – как на МиГ-23МЛ).
В первой половине 1972 г. состоялся 1-й объединенный научно-технический совет по теме ПФИ с участием представителей МАП и ВВС.
Первым представил Техническое предложение МиГ-29 ПФИ в компоновке, рекомендованной ЦАГИ, но с одним килем зам генерального конструктора ММЗ «Зенит» Р.А. Белякова Г.Е. Лозино-Лозинский.
Вторым выступал начальник КБ проектов (бригады общих видов) ММЗ «Кулон» О.С. Самойлович (присутствовали также замы генерального конструктора П.О. Сухого И.Е. Баславский и М.П. Симонов), которые также представили свое Техническое предложение Су-27 ПФИ в вариантах Т-10-1 с интегральной компоновкой с крылом с развитым наплывом и деформированной срединной поверхностью с размещением двух ТРДДФ в отдельных гондолах под ним, «вырожденным» фюзеляжем и двухкилевым оперением (основной вариант) и Т-10-2 в компоновке, рекомендованной ЦАГИ.
Третьим выступал Генеральный конструктор ММЗ «Скорость» А.С. Яковлев, который представил Технические предложения Як-45И ПФИ (среднеплан с «плоским» крылом с развитым наплывом с двумя ТРДДФ в гондолах кругового сечения с лобовыми ВЗ с центральным телом по типу Як-28, он был крупнее и тяжелее самолетов, предложенных ММЗ «Зенит» и «Кулон») и его увеличенный вариант Як-47.
По Техническому предложению МиГ-29 ПФИ были высказаны замечания:
- мер по снижению веса и миделя и по увеличению аэродинамического качества недостаточно для удовлетворения заданным ТТТ;
- существует возможность потери эффективности вертикального оперения при его затенении фюзеляжем и средней частью крыла как на взлете и посадке, так и при боевом маневрировании на больших углах атаки;
- вооружение и БРЭО нуждается в переработке.
Руководству ММЗ «Зенит» было предложено устранить эти недостатки и представить свое техническое предложение повторно.
По итогам обсуждения было сделано заключение, что наилучшим образом отвечает проект ММЗ «Кулон» Т-10-1 с интегральной компоновкой, который обеспечивает максимальное аэродинамическое качество 12,6 на режиме экономической скорости (малые полетные углы атаки, высота 11000 м) и его сохранение на достаточно высоком уровне с разгоном до сверхзвуковой скорости при боевом маневрировании на больших углах атаки в широком диапазоне чисел М и высот полета. Максимальная боевая скорость самолета достигается, но на низшем из утвержденных в ТТТ 1971 г. уровне.
В середине 1972 г. прошел 2-й объединенный НТС по теме ПФИ (по воспоминаниям О.С. Самойловича через полтора-два месяца после 1-го НТС), на котором представитель ММЗ «Кулон» представил Техническое предложение Су-27 ПФИ в варианте Т-10-1 с незначительными изменениями лишь в составе плакатов.
В то же время зам генерального конструктора ММЗ «Зенит» Г.Е. Лозино-Лозинский представил совершенно новое Техническое предложение – самолет МиГ-29 ПЛМИ со значительно меньшими размерами и весом с меньшей дальностью, но лучшей маневренностью. Об этом читайте в продолжении статьи.
Основные тактико-технические требования, выдвинутые к самолету ПФИ в 1971 г. смотрите в таблице
Подробные сведения о вооружении и оборудовании самолетов в 1-м и 2-м вариантах самолета МиГ-29 ПФИ смотрите в таблице 2
источник: https://dzen.ru/a/YePvY5swMQO_Ux_M?&