Истребитель истребителей, или русский ответ на турецкие бронепалубные крейсера типа «Джезаирли гази»
Заказ Турцией "убийц броненосцев" — бронепалубных крейсеров типа "Джезаирли Гази" (подробнее — тут https://alternathistory.ru/istrebiteli-bronenostsev-turetskie-bronepalubnye-kreisera-serii-dzhezairli-gazi#comments) произвел в русском Морском министерстве изрядный фужер…фураж…ах, простите, фурор
Нет, в начале все было благолепно — когда до наших палестин дошли известия о том, что англичанка для турков заложила четырехтысячетонные "безбронные" крейсера, сие никого не напугало и не заинтриговало даже. Охота туркам всякой мелочью баловаться — так исполать им, главное, чтобы новых броненосцев не закладывали. А вот ежели придет час, да двинем мы на Босфор всей своей новопостроенной броненосной силою — вот тогда эти крейсерки туркам помогут, как мертвым припарки . Разве что пашу Османского из Иштамбула во Хранцию увезут спасаться. Ну а коль неровен час, подвернутся нашей "Екатерине", или там "Чесме" — так те их одним буруном с под форштевня на вечный покой спроводят. Совсем турки из ума выжили — ну на кой ляд им эти крейсера сдались-то?
Однако же, когда сии вроде бы никчемные крейсерки спустили на воду, неожиданно пришли новые сведения — да какие! Оказывается англичане-искусники, мать их за ногу да через коромысло, умудрились оснастить их новейшими своими 13,5 дюймовыми орудиями — да не по одному, а по паре на корабль! И это — при скорости в осьмнадцать с полтиной узлов!! Вот это было известие, так известие — суета наступила такая, что, казалось, в МТК тридцативосьмипудовый снаряд с британской тринадцатидюймовки разорвался.
Дело дошло до Великого князя Алексей Александровича. Тот сию турецкую негоцию не одобрил: "Это что ж получается?! Османские пакостники будут вкруг наших броненосцев круги нарезать, быстрее чем на "Синопе" пушки поворачиваются, да сорокапудовыми снарядами гордость Российской Империи потчевать?! Не бывать по сему!! А подать мне Шестакова, да быстро!!!"
Вице-адмирал Шестаков Иван Алексеевич, управлявший в те года Морским министерством, от светлейшего князя только что не в слезах вышел. И было от чего! Инструкции генерал-адмирала звучали так:
"Постройку нового черноморского малого броненосца — прекратить (это были 12 апостолов, прим авт), а заместо него заложить крейсер, но не больше, а лучше бы и поменьше того броненосца — тыщ так в 7 тонн весом. И сделать такой крейсер, чтобы оба этих турецких недомерка и догнать и потопить мог. А поелику негоже нам без броненосца оставаться, на крейсер его меняя, то сделать еще и так, чтобы сей крейсер смог бы, когда Босфор захватывать будем, вместе с броненосцами турецкие форты штурмовать не неся чрезмерного урону от османской крепостной артиллерии…"
— Ну как же можно?!, — шептал бледными губами Иван Алексеевич
— И крейсер быстроходный, и броненосец защищенный Великому князю подать изволь, да в семи тыщах тонн весом всего? Да где ж такое видано?!
Специалисты МТК только руками развели — неможно, господин вице-адмирал такой корабль спроектировать. Совсем пригорюнился Шестаков…
…Да вспомнил потом об инженерах-черноморцах. А с ними, с черноморцами этими, такая история вышла
Когда в 1886 г. вице-адмирал черноморские верфи посещал и осматривал, то имел он беседы длительные с корабельными инженерами А.П. Тороповым да К.Н. Арцеуловым. И узнал тогда Шестаков, что сии и иные специалисты, не будучи членами МТК, отстранены от участия в проектировании новых броненосцев, несмотря на то, что инженеры зело грамотны и в судостроении искушены немало. А единственным препятствием было незнание тактико-технических заданий на разработку проектов. "Я понимаю, что Комитет хочет сам составлять проекты и не иметь себе конкурентов, а поэтому и скрывает эти программы, но я требую, чтобы составление чертежей на конкурсе было общим делом", — написал тогда Шестаков. По его слову все и вышло, и новый черноморский броненосец "12 апостолов" уже по чертежам черноморского инженера Гуляева заложили. Хороший проект Эраст Евгеньевич придумал, не чета столичным специалистам… Так, может, и сейчас чего удумает ?
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Долго ломал голову Эраст Евгеньевич, и так и эдак прикидывал, а придумал таки, как загадку великокняжескую разрешить!
За основу взят был броненосный крейсер, что на Балтике строился, "Память Азова" прозываемый.
Водоизмещение у него было самое подходящее, да и бронированием не обижен — 152-102 мм бронепояс двухметровой высоты почти по всей ватерлинии, да палубу в 37 мм, только в оконечностях сокращеную до дюйма, да двухдюймовыми скосами. И вооружение ничего — 2*203-мм/35 да 13*152-мм/35. Это, конечно, не 13,5 дюймов османского чуда-юда, зато свой выстрел в минуту шестидюймовки делали исправно, а тяжелый, в 3,5 пуда снаряд многих дел на бронепалубном крейсере натворить мог, в том и сомнения не было.
Но как же его от крепостной-то артиллерии защитить, да от новых пушек англицких? Для этого пояс нужен был в восемнадцать дюймов, а мыслимое ли дело на семитысячетонном крейсере такое ставить?
Вот тут-то и пригодилась сметка да хватка, коей Эраст Евгеньевич отличался. По его новому проекту узеньким полутораметровым 102-мм поясом только машины да котлы нового крейсера прикрывали, без оконечностей. Зато прямо перед машинами, во всю ширь корабля, огромадный траверз предусматривался, пяти метров высоты и восемнадцатидюймовой толщины.
Тут ведь как? — размышлял Гуляев.
— Ежели мы османов увидим — нам на них разворачивать потребно, и идти на сближение полной скоростью, дистанцию сокращая, чтобы, пока турки со своими тринадцатидюймовками возятся, мы их градом восьми- да шестидюймовых снарядов успели засыпать. Линии баталии не будет — а значит и бронепояс нашему крейсеру ни к чему. А осьмнадцатидюймовый сталежелезный траверз, глядишь, англицкий 13,5-дюймовый снаряд и выдюжит… наверное. И противу батарей береговых хорошо выйдет — поворачиваемся к вражьему форту носом, и пусть пробует восемнадцать дюймов брони расковырять… а если даже в борт снаряд попадет — так от 102-мм плиты срикошетит, угол то большой будет, главное только бортом к врагу не поворачивать, ну да это уже командира заботы…
А вес брони, какой был на Памяти Азова — таким и остался, просто масса с бортов в траверз перетекла.
— А кормовой траверз как же?, спросил Шестаков
— А нету его, — ответствовал Гуляев
— Наш крейсер — охотник, а не дичь, ему зад врагу показывать невместно.
Шестаков с таких идей пришел в полный восторг и Гуляева расхвалил — не то, чтобы ему система бронирования замечательной показалась, а только желания Великого князя удовлетворены, что верно, то верно. Однако же, раз крейсеру новому предстоит воевать, носом ко врагу оборотившись, то и размещение вооружения корабельного пересмотрели изрядно.
На "Памяти Азова" погонная шестидюймовка предусматривалась. Однако же на новом проекте, в носовую часть крейсера умудрились целых два погонных орудия поставить! Правда, полубак пришлось срезать, чтобы корабль на нос от перегрузки не сел, да и на борт погонные пушки стрелять не могли, но зато в нос — всегда пожалуйста!
К двум восьмидюймовкам добавили третью — раз полубака нет, так пусть на верхней палубе стоит, по курсу корабля огонь ведет. Пушки в спонсонах оставили, где стоят, только спонсон увеличили чуток, дабы прямо по курсу стрелять сподручнее было. А еще, когда на "Памяти Азова" один только спонсон стоял, так в новом проекте спонсон на каземат опирался — восьмидюймовка на верхней палубе и под ней — шестидюймовка на батарейной.
Вот так и вышло, что вместо 2*203-мм и 13*152-мм поставили на новый крейсер 3*203-мм да 10*152-мм. Но, проекту согласно, в нос могли стрелять все три восьмидюймовки, да еще и четыре шестидюймовки (погонные, да в казематах под спонсоном)
Машину напроектировали помощнее — в расчете на 19,5 узловый ход, однако же и поновее, котлов поставили столько же, да дмымоходы в две трубы вместо трех вывели
Нарекли новый корабль "Памятью Меркурия", да и заложили в 1890 году от Рождества Христова. Однако же строили с российской неспешностью, от чего, правда, для оного крейсера одна только польза вышла.
Не успели толком приступить — а там уже гарвей-мастак свою новую броню удумал. Так что получил корабль гарвеевскую броньку, и ежели раньше Гуляев о том, выдержит ли траверз 600 кг вражий снаряд задумывался, то теперь уж спал спокойно. А там и скорострелки Канэ поспели, их заместо старых тридцатипятикалиберных на крейсер и поставили…4 года корабль в постройке был, а в 1894 году вошел броненосный крейсер "Память Меркурия" в состав Российского Императорского черноморского флота
Хотя (это уж как водится) всех весов вовремя не просчитали, и водоизмещение почти до 8 тыс тонн дошло, однако же на испытаниях 18,9 узлов крейсер все же развил.
Вот так-то.