Начавшаяся в декабре Вторая Мировая война придала дополнительный импульс работам над перспективными бронеходами. Ещё в Программе 1936 г. был предусмотрен бронеход качественного усиления мех. соединений, вооружённый 40-кал. 76-мм пушкой и имеющий тяжёлое противоснарядное бронирование, дающее защиту от 37-47-мм ПТО на дистанции ок. 500 м. Этот танк мыслился как аналог БХ-8 Волк в новом поколении. Однако ввиду отсутствия вожделенной пушки, создание усилителя откладывалось на неопределённый срок. По опыту боёв в Греции и северной Италии ГАБУ выработало концепцию среднего бронехода, который должен был сочетать в себе качества как крейсерского, так и качественного усилителя. Причём примерные ТТХ этого среднего бронехода поразительным образом совпадали с ТТХ бронехода качественного усиления. ГАБУ предприняло титанические усилия по доведению 40-кал. 3-дюймовки, и летом 1940 г. на испытания поступил ОСЗ-40 Рысь. Успешно пройдя испытания, он был принят на вооружение под обозначением БХ-15 Барс. Историки вооружения Российской импе5рии до сих пор спорят, когда именно Рысь был переименован в Барс, и кто, собственно, был автором этого ребрендинга. Но — история умалчивает…
Осенью 1940 г. путиловцы (завершившие к этому моменту операцию по финансовому поглощению ЗМЗ) представили в ГАБУ новый пехотный танк — ПБЗ-3540. Машина представляла собой глубокую модернизацию БХ-9 Суворов, в башню которого сумели установить ту самую 40-кал. пушку. Машину испытали, одобрили и… приняли на вооружение под индексом БХ-17 Обручев в качестве среднего танка.
Потери бронетехники в ходе компании 1940 г. были столь велики, что столь хорошо себя проявившие мехкорпуса оставались практически без материальной части. В этой ситуации любой танк, теортеически пригодный к использованию в составе мехсоединений, шёл именно в мехбригады. Обручев уступал Барсу и в скорости, и в обзоре из башни, и в бронировании. Пушка встала в башню только с дульным тормозом, что, строго говоря, ГАБУ не приветствовалось. Подвеска Обручева осталась в наследство от пехотных предков — простой в производстве, но не слишком надёжной и не рассчитанной на длительные марши. НО! ПБЗ обещал начать производство Обручевых через неделю после получения заказа. На переналадку путиловского конвейера на выпуск Барсов требовалось около 6 месяцев. В этой ситуации ГАБУ решило, что гнаться за единотипностью бронеходов в ущерб их количеству неразумно. Ещё более усилилась пестрота оснащения мехбригад с зимы 1941 г., когда из тех же соображений был принят на вооружение средний танк златоустовской разработки – ПБЗ-3641 Брусилов, пошедший в серию как БХ-19.
Летом того же года на вооружение был принят новый разведывательный бронеход – ЕМЗ-40 Сирко, в производстве ставший БХ-16 Черкасс. Добржанский в красках расписал украинским бронеходостроителям КАК именно будут называть в частях танк с ТАКИМ названием, и уговорил сменить наименование на Черкасса.
В декабре 1940 г. обуховцы попытались сказать своё, последнее, слово в споре о Мажиноломе. Уже и линия Мажино была взломана, и вообще актуальность такого бронехода была под вопросом, но на полигон был выкачен ОСЗ-40 – башня оригинальной конструкции с 107-мм дивизионной пушкой обр. 1933 г., водруженная на Китовраса. Танк был принят на вооружение под индексом БХ-18 Мамонт и поступал на вооружение оттп, однако особого фурора не произвёл.
Что касается самоходостроения, то ещё весной 1940 г. прошла испытания и была принята на вооружение ЗенАС-1 на шасси БХ-4 Тарпан (220-мм).
Одновременно с ним путиловцы представили зенитную самоходку на базе БХ-11 Бобр. Хотя ГАБУ больше нравилась днепровская машина, в целях скорецшего насыщения войск ЗСУ в серию была запущена и питерская ЗСУшка, ставшая ЗенАС-2 (137)
Тогда же екатеринославцы попытались, в свою очередь, оседлать Китовраса. На рассмотрение ГАБУ были предложены самоходки на базе этого шасси – штурмовая АС-2 (152-мм гаубица обр. 1936 г.) и противобронеходная ИАС-2 (122-мм корпусная пушка обр. 1928 г.). Обе машины были запущены в серию, но имели разную судьбу. АС-2 пришлась ко двору, и производилась довольно широко.
А вот ИАС-2 себя не оправдала. Действительно, её снаряд буквально сдувал любой неприятельский бронеход. Но, во-первых, достойных её целей на поле боя были исчезающе мало. А во-вторых, пушка с раздельным заряжанием, установленная в неподвижной рубке, не слишком годилась для охоты за передвигающимися целями. ИАС-2 производилась малой серией и вскоре была передана в оттп, где показала себя неожиданно хорошо в борьбе с неприятельским укреплениями.
Однако свёртывание производства БХ-9 и заведомая передача в мехбригады всего выпуска БХ-16 оставлял корпусные тп практически безлошадными. В этой ситуации екатеринославцы в инициативном порядке разработали 76-мм самоходку на базе своевременно купленного шасси Келлера. Эта машина (АС-3) пошла в серию с конца 1940 г.
В январе 1941 г. корпусные тп. были преобразованы в самоходно-артиллерийские полки (САПы). Немногочисленные уцелевшие Суворовы были переданы в мехбригады. Пытаясь вклинится в монополию ЕМЗ на производство самоходок, ПБЗ выступил с инициативой создать аналог АС-1 на базе шасси БХ-9 Суворов. Эта машина (АС-4) была принята на вооружение, но производилась очень малой серией, т.к. 122-мм гаубица обр. 1910 г. уже не устраивала военных. С другой стороны, короткоствольная АС-3 так же не устраивала военных, к тому же её динамические характеристики не соответствовали специфике непосредственной поддержки пехоты, а крейсерское шасси делалао эту САУ слишком дорогой. Поэтому в начале 1941 г. ЕМЗ представило самоходку на базе БХ-16 Черкасс, оснащённую 76-мм дивизионной пушкой Эта машина (АС-4) стала настоящей находкой для корпусных САПов.
Весной 1942 г. практически одновременно на вооружение были приняты ещё 2 боевые машины. Екатеринославцы, освободившись от необходимости производства АС-3, создали на базе Келлера истребительную самоходку с 55-кал. противобронеходной 76-мм пушкой обр. 1941 г. ИАС-3 с блеском прошла испытания, но ПТО обр. 1941 г. были в дефиците, поэтому крупномасштабное производство этой машины началось лишь с конца 1942 г.
Той же весной путиловцы представили новый плавающий танк — ПБХ-42, пошедший в серию как БХ-19 Марков.
Летом 1942 г. на вооружение была принята ЗенАС-3 на базе БХ-16,
а вот осенью того же года развернулось состязание между объектом 890 от ОСЗ и проектом 784 от ЕМЗ. Обе машины представляли собой 122-мм самоходные гаубицы. Но обуховцы использовали в качестве шасси БХ-15 Барс, а екатеринославцы – БХ-16 Черкасс. После долгих испытаний в серию пошла АС-5 (ех-об. 890).
Екатеринославцы пошли привычным путём — и купили лицензию на производство Барсов. Уже в начале 1943 г. ГАБУ получило на испытания новую истребительную самоходку — ИАС-4, представлявшую собой 88-мм пушку на шасси Барса. Правда, таким образом екатеринославцы сами себе зарезали ИАС-3, но их это не слишком заботило.
Тогда же, в начале 1943 г., в ГАБУ поступили проекты 2-х новых тяжёлых танков. Ожидалось, что они вступят в жёсткую конкуренцию, но состязания не получилось. ОСЗ-43 Зубр являлся идейным продолжателем Мамонта, и был принят на вооружение оттп как БХ-20. Его 122-мм орудие уже достаточно хорошо себя зарекомендовало в качестве ликвидатора ДОТов, а то, что теперь оно располагалось во вращающейся башне — только добавляло ей преимуществ.
Путиловцы же в своём ПБНЗ-43 исходили из другой концепции. Танковые бои 1942 г. показали желательность присутствия на поле боя тяжёлого противотанкового бронехода, качественно превосходящего неприятельстке машины именно по способности к уничтожению себе подобных. Тезис танки с танками не воюют был объявлен устаревшим, а принятый на вооружение БХ-21 Багратион пошёл на вооружение ударных танковых полков РГК.
В самом начале 1944 г. (испытания завершились 19 января) на вооружение была принята ИАС-5 (102-мм пушка на шасси Барса),
а весной того же года — новый средний танк ОСЗ-44 Ирбис. Обуховцам наконец удалось осуществить давнюю задумку — втиснуть на средний бронеход 88-мм орудие. Опять-таки конкурса не получилось. То, что путиловская машина опоздала на месяц — как раз роли не играло. Но путиловцы сделали ставку на новое шасси, которое ещё надо было освоить в серийном производстве, а Ирбис по шасси был совместим со старым, добрым Барсом. Это намного упрощало обучение экипажей и снабжение мех. частей. По вооружению обе машины были равны, по бронированию путиловская машина была лучше, по запасу хода — проигрывала. в целом, оба проекта были равноценны, но Ирбис выигрывал за счёт преемственности с Барсом. В результате именно он и стал БХ-22.
Путиловцы взяли реванш в январе 1945, когда представили вариант ПБНЗ-4445 со 102-мм орудием в башне. Но на Вторую мировую войну БХ-23 Дибич уже опоздал.
Последней бронированной боевой машиной, принятой на вооружение в годы войны, стал ИАС-6, в которой удалось совместить шасси Китоврас и 130-мм морское орудие. ИАС-6 был принят на вооружение той же весной 1944 г., но его производство развивалось неспешно, поэтому лишь в последних боях Великой войны успело принять участие несколько десятков этих машин. Впрочем, этого хватило, что бы архетипом русских в годы Войны в англоязычной литературе стали Царские носороги – чудовищные самоходки с морскими орудиями.