7 января 1940 года. Госпиталь недалеко от Москвы.
…- Чем порадуете сегодня гражданин Василий?
— Гражданин Василий. Блин. Звучит-то как. Аж слеза наворачивается. А сегодня запишем про двигатели. Нашей стране не хватает хороших двигателей. От слова вообще. И лучше всего, на мой непросвещенный взгляд, пойдет следующий вариант. Взять двигатель от ГаЗ-АА, и используя прицепные шатуны сделать V-образную восьмерку. Мощность будет не особо большая, лошадок на 80, но крутящий момент, несомненно, возрастет. Тому же Ба-6 или Ба-10 с одиннадцатым в придачу этот мотор никак не помешает. Можно применить двигатель с ЗиС-5, но насколько я понимаю, их и так не хватает. Есть еще двигатель с танка Т-26, но он работает на высокооктановом бензине и его придется дефорсировать. Получим на выходе не особо сильный двигатель, правда, должен солидно подрасти ресурс. Можно еще располовинить мотор М-17. Вот только вопрос возникает, как его поделить. Нужда есть и в продольном и поперечном распиле. Городить огород с другими бензиновыми двигателями будет сложно и долго. Вы все записали?
— Да. По этому вопросу все.
— Сергей Генрихович. Вопрос еще далеко не исчерпан. Мы еще не касались авиационных двигателей, в том числе дизелей. Нет ясности по тепловозным двигателям. Да и морские катера с более крупными судами тоже требуют ответов на некоторые вопросы. Давайте запишем некоторые размышления о авиации. Возьмите другой лист.
— Скажите … э-э-э … Василий. А откуда у вас такие знания?
— Да так. Интересовался. На любительском уровне. И кстати, мне бы очень помог список, который начали составлять еще в тюремной больнице.
— Вы об этом листочке?
— Да, о нем родимом. Вот же как. Так, ага, угу, ага. Вот что вызнала Яга… Ну, это потом. Это позже, это … вот. Пишите. Король истребителей Поликарпов. Завидуя его славе, группа товарищей будет всячески его подставлять, унижать и третировать, чем доведет до смерти. Продолжателем дела будет товарищ Лавочкин. В сотрудничестве с конструктором Швецовым это будет непобедимый тандем. Истребители Микояна и Гуревича не слишком будут популярны из-за ошибочной оценки высотности действия вражеской авиации. На высоту семь – восемь километров немцы почти не будут забираться. А ниже МиГ – 1 и 3 будут не особо блистать. Среди остальных конструкторов товарищ Ильюшин создал без сомнения наилучший самолет-штурмовик. Единственная ошибка ответственных товарищей заключается в насильственной модернизации двухместного самолета в одноместный. Из-за этого будет потеряно немало хороших летчиков. На протяжении нескольких лет самолет будет преследовать только одна беда. Недостаточная мощность двигателя. Обычными средствами этот недостаток устранить не получится. Создание нового двигателя затянется, и в связи с переходом на принципиально новые моторы будет простой тратой сил и средств. Из-за отсутствия новых мощных двигателей мало проявит себя еще один неплохой авиаконструктор – Павел Сухой.
Одной большой ошибкой была некоторая успокоенность конструкторов-оружейников после создания двухкалиберного оружия типа ШВАК. В итоге имея лучший в мире пулемет ШКАС, мы получили малое количество пулеметов ШВАК и достаточно слабую пушку ШВАК. Частично исправить положение смог конструктор Березин и конструктор Нудельман. Но это случилось после сорок второго года, когда время было упущено. Есть еще конструктор Владимиров. С ним вообще какие-то непонятки. Фактически он делал все что нужно, но в самое неудачное время. В итоге имея более слабые авиационные стрелковые системы, противник многократно превзошел нас в их использовании и количестве. За исключением мощных 23, 37, 45-мм систем. Фух. Может, прервемся, на чашку чая?
— Давайте прервемся…
… — Пока тема идет про авиацию. Яковлев сделал, и будет делать легкие истребители и учебные и учебно-боевые самолеты. Другие летательные аппараты ему будут удаваться хуже. Про Поликарпова я сказал. Микоян и Гуревич тоже будет истребительным КБ. Про Горбунова и Гудкова почти ничего не знаю. Петляков трагически погибнет в 1942 году, поэтому берегите его. Кстати. Очень сильно пострадает в аварии конструктор Березин. Антонов и Грибовский делают сейчас десантные планеры, а Антонов затем примется за транспортные самолеты. От 40 и выше тонн грузоподъемностью. А первый его самолет – воздушный извозчик Ан-2. Три тонны или 12 человек, два пилота, биплан. Шасси не убираются. Трудяга, выпущенный десятками тысяч машин во всех, даже немыслимых сейчас модификациях. Архангельский модернизирует СБ. Ермаков, нет … Ер, ер, ер. А! Ермолаев. Сделает бомбардировщик, но снова невезуха с моторами и весом. Про остальных несказанных, вспомню – расскажу.
— У вас еще есть отдельные модели в списке.
— По ним проще всего. И-16 лучший самолет для отбора кадров в истребители. Научился рулить и маневрировать в воздухе – на 70% уже истребитель. Желательно бы все модели модернизировать в одну. Единый мотор, четыре – пять крупнокалиберных пулеметов. Естественно сохранить подвески ЭрЭсов и/или ФАБ-100. И-180 дать зеленый свет и по устранению недостатков обязательно в серию. Я думаю, что товарищи Березин и Швецов просто обязаны помочь товарищу Поликарпову. Як-1 истребитель массовый, для среднего летчика. Этакая муха, которая больно жалит, но только в стае. МиГ- 1 и 3 необходимо выпускать небольшой серией, как высотный истребитель ПВО. Про Ил-2 я уже говорил. Су-2 очень хорошо пойдет на второстепенных участках фронта, но вооружить его необходимо крупнокалиберными пулеметами. Хотя бы заднюю огневую точку. Вместе с И-16 может получиться очень неплохой тандем. Все строевые бомбардировщики СБ модернизировать по системе Архангельского с неподвижной носовой установкой пулемета. На ТБ-3 срочно закрыть кабину пилотов, хотя бы по примеру самолетов «АвиаАрктика». Иначе опытные пилоты будут массово гибнуть, что совершенно недопустимо. У бомбардировщика ТБ-7 есть будущее, но требуется серьезно модернизировать его и товарищу Петлякову следует сосредоточиться только на этом. О! В Архангельском районе, где-то возле Акульего озера… или Акулова озера, будет оборудован фашистский аэродром подскока. Это на нашей территории. И в мое время найдут его только в 1989 году. А на Новой Земле фашистские подлодки будут иметь район отстоя.
— Это точные сведения?
— Про аэродром, да. Про лодки приходилось читать, но точнее сейчас не скажу.
— Я вас ненадолго покину…
— Господа.
— Что…?
— Фраза из одного военного фильма: «Я вас ненадолго покину, господа».
… — Продолжим?
— Естественно. Ту-2, на мой взгляд, хорошая замена Ил-4. Мощнее, скоростнее, лучше защищен. В мое время произошла накладка. Ему не торопились давать какую-либо оценку и в итоге в 1942 году сняли с производства и только через два года запустили опять. Самолет Пе-2 неплохая машина, но некоторые недальновидные «какбычегоневышлистики» разоборудовали его, превращая в обычный бомбовоз. А его стихия, причем родная – бомбометание с пикирования. А вот с гидросамолетами вышел дикий косяк.
— Что вышел?
— Дурость, пособничество врагу, саботаж – называйте, как хотите. Маленькие МБР не могут толком убежать или защититься от врага, а больших выпустили всего чуть более шестидесяти. А ведь только Северному флоту необходимо не меньше сотни больших гидросамолетов. А у нас наоборот. ГСТ меньше тридцати, видите ли, иностранцев нам не надо. А подобные машины исправно служили до 80-х годов. Че – 2 меньше двадцати. Еще был какой-то МДР-4, но что и как не помню. А! Еще был Бе-4. Около сорока. Больше ничего небыло.
Дальше по списку у нас танки. Берите новый лист и … пардон горло пересохло.
И так по танкам. Т-34 очень неплохая машина, но еще сырая. Плохую службу сослужит ей наследие БТ: пружинная подвеска, крупнозвенчатая гусеница и ведущая звездочка. У танка КВ все это лучше продумано. И воздушный фильтр настоящее дерьмо. А еще очень тесная башня и пушка Л-10. Орудие товарища Грабина много лучше. У КВ-1 слишком большой вес и тоже недостаточное вооружение. Для танков типа Т-26 и Т-38 дорога одна – в артиллерийские тягачи. Армии нужен новый легкий танк. А для этого мне необходимо побеседовать с товарищем Астровым. И чем быстрее, тем лучше. Из танков БТ можно много чего сделать, но об этом как-нибудь в другой раз. Ах да. Необходимо купить у чехословаков танк 38. Не помню, как он называется точно. В нашей литературе обычно проходил как ЛТ-38. У него очень надежная ходовая часть. Про флот перенесем на завтра. И вот еще что. Мне потребуется….
7 января 1940 года. Вечером.
… — Да товарищ нарком. Он так и сказал. И повторил. Сорок патронов ТТ, магазин рожковый к ППД, плотный картон, винтовочную обойму, просечку и дюжего санитара. И еще одна просьба. Нужна личная беседа с танкистом Михаилом Тимофеевичем Калашниковым, конструкторами – оружейниками Симоновым, Судаевым, Владимировым и Токаревым, оружейником Евгением Драгуновым с Дальнего Востока и, обязательно с конструктором Астровым с ГаЗа.