История одной фотографии, или Герои выходят из безвестности
Данный материал выкладывается на сайт в День памяти и скорби.
Не вернувшимся из боевых вылетов пилотам посвящается
Все началось с фотографии, которую мне прислал коллега, Буланцев Валерий, состоящий в военно-патриотическом клубе «Скирмановские высоты» и интересующийся военной историей. Снимок из фотоальбома 10-й танковой дивизии Вермахта, которая прорывалась на московском направлении осенью-зимой 1941-го (см. тизер). На фото – разбитый многоцелевой биплан Р-5 со звездой, лежащий на ледяной глади, а позади, на косогоре, церквушка с колокольней. Передняя часть самолета с двигателем находилась подо льдом, а значит, и экипаж мог там остаться. Главное, было подписано название деревни – Бужарово, расположенное недалеко от Истры. Части 10-й танковой дивизии заняли деревню утром 25-го ноября 1941, оставив её с боями спустя 23 дня – 17-го декабря под напором 49 отдельной стрелковой бригады в составе 18 стрелковой дивизии (бывшей 18-й дивизии народного ополчения). Снимок был сделан в эти три недели.
Спустя ровно 70 лет после падения самолета, в декабре 2011-го, мы с коллегами из ПО (поискового отряда) «Надежда», город Коломна, решили проверить легенду и найти место падения самолета. Кто знает, может, крылатая машина так и ждет нас эти годы в речном омуте?.. Поля припорошены снежком, мороз и солнце – как сказал классик. После недолгих прогулок и сравнения натуры и фото, находим искомое место на правом берегу реки Истры. Увы, красивое место на речной террасе стало местом летних пикников отдыхающих – пивные банки, бутылки и бытовой мусор. В очередной раз посетовав на помойки дачников, расчехлили детекторы в надежде найти доказательства падения самолета, а если повезет – и номерную деталь с него. Увы – ржавые банки, водочные пробки-бескозырки и прочий хлам стали нашими «находками». Но главное, прямо на месте падения через реку проходит тракторный брод, глубиной по колено, а значит ни двигателя, ни крупных остатков каркаса в реке, скорее всего, не осталось.
Со спокойной душой мы засобирались на проверку следующей «авиа-точки», но внимание привлек небольшой покосившийся домик с пушистой кошкой на завалинке, выглядевший архаично на фоне особняков и джипов. Навстречу мне с трудом вышла старенькая женщина, которая заплакала, услышав вопрос про сбитый советский самолет. Клавдии Андреевне Баклановой в 41-м было одиннадцать лет, и самолет у реки она помнит хорошо, хоть и не видела самого падения. В деревне, по ее словам, было множество трупов и немцев, и красноармейцев, но тел возле самолета не было, как нет поблизости и могил летчиков. Клавдия Андреевна рассказала, что мотор и крупные детали быстро увезли, но дети все равно бегали туда в поисках блестящих обломков – игрушек-то не было… Место, которое мы нашли по фотографии, точно совпадало с ее описанием.
В результате разведки на местности мы выяснили, что самолета на дне реки нет, как не было погибших летчиков на месте падения.
Через некоторое время удалось найти в сводках 26го зенитного дивизиона (II./Flak.Abt.26) упоминание о самолете Р-5, сбитом в районе Бужарово 25.11.1941. Но самое интересное, что в документах разведывательного отдела 10-й танковой дивизии (Abt. Ic/10.Pz.Div.) от 26.11.1941 имеется протокол допроса пленного летчика. Приводим текст (перевод В. Е. Буланцева).
«…2.) Лейтенант Брискачов, Иван из Рязани, 21 авиаэскадрилья воздушной связи, был сбит 25.11 западнее Истры, экипаж самолёта состоял из двух человек. Он и его товарищ спрыгнули. Где остался второй, он не знает. Сам он был ранен и попал в плен. У них было задание установить, возвращаются ли их войска в Истру и куда они отошли. 2 дня назад они прибыли 3 самолетами, тип Р-5, из Подольска в Москву. Они были устроены на временном аэродроме, примерно в 20 км к югу от Москвы. Большого количества самолётов он там не видел. К какой части эти самолеты принадлежали, он не знает. Настроения в части он характеризует, как очень разные, есть люди, которые еще хотят бороться, а есть, которые считают, что положение безвыходное. О настроениях в Москве он ничего не может сказать, так как он там не был».
Фамилия летчика – Briskatschow – явно была искажена. Кто же он – Иван Брискашов? Прискачёв? Вариантов множество. Обратившись к ресурсу ОБД-Мемориал, просматриваю все варианты гибели летчиков с датой 25.11.1941 (набрав в расширенном поиске «ав. полк 25.11.1941»). На первом же листе нахожу нужный вариант – лейтенант БРЫЗГАЧЕВ Иван Григорьевич, 1918 г.р., из 606-го легко-бомбардировочного авиаполка (далее – ЛБАП) пропал без вести 25.11.1941 г. Кто был его напарник? Какова его судьба?
С помощью ОБД удалось определить 6 человек из 606 ЛБАП, не вернувшихся с боевого задания в этот день:
1. лейт. Брызгачев И.Г.;
2. лейт. Попков Д.Ф.;
3. мл. лейт. Трошков П.Ф.;
4. ст. лейт. Шкаруда С.А.;
5. мл. лейт. Мензаде Х.А.;
6. лейт. Бабенко Г.Г..
Лейтенант Бабенко значился в должности командира звена, а ст.лейт. Шкаруда – штурман звена, следовательно, они были в одном экипаже. Лейт. Попков, как и лейт. Брызгачев, был летчиком-наблюдателем. Получается, что командиром искомого Р-5 могли быть только два человека: летчик Трошков или младший летчик Мензаде.
В картотеке учета офицерского состава ВВС ЦАМО РФ удалось выяснить, что лейтенант Трошков 25.11.1941 г. вылетел на боевое задание вместе со штурманом Попковым. Следовательно, самолет с немецкой фотографии вёл лейтенант Мензаде, не вернувшийся из боевого вылета 25 ноября 1941 года.
В политдонесении комиссара 606 ЛБП от 26.11.1941 так отражены особенности этого вылета:
«.Выполнялось боевое задание командующего Западным Фронтом 15 самолетами. Не вернулось – 6 самолетов (4 R-Z и 2 Р-5). Один подбитый сел в Ф[илево], летчик ст.лейт. Б[арин]. Не вернулись:
1. Летчик ст.лейт. Турыкин и штурман ст.лейт. Черунов. Самолет Р-5.
2. Летчик ст.лейт. Бабенко и штурман ст.лейт Шкаруда.
3. Летчик лейт. Трошков и штурман лейт. Попков
4. Летчик лейт. Панин и штурман ст. лейт. Ходак.
5. Летчик лейт. Мензаде и штурман лейт. Брызгачев.
6. Летчик лейт. Филин и штурман лейт. Шевцов.…Все самолеты пришли обледеневшие. (…) Особо отличились при выполнении боевого задания летчик лейт. Тимошенко и летчик мл.лейт. Кошельков, они с малых высот прямым попаданием уничтожили у Бужарово 10-12 танков и мешками зажгли скопления танков и войск противника… Все самолеты пришли пробитыми от 8 до 19 пробоин (…)»
Худус Айбарович Мензаде родился в дер. Тат[арский] Сарабуз под Симферополем в бедной семье крымских татар – крестьян. В 1935 году вступил в ВЛКСМ. По гражданской профессии был актером. В родной деревне у него оставалась жена – Иванова Еп. [Ен.?] Еф. (так в документе). С декабря 1937-го зачислен курсантом в 1-ю военную школу летчиков в Севастополе. Через год, в декабре 1938-го, после присвоения звания младшего лейтенанта, направлен в 3-ю авиа-эскадрилью 8 АБ АП Белорусского особого военного округа. Позже он переведен в 21-ю отдельную корпусную эскадрилью Западного военного округа (без указания даты). Последняя запись в его послужной карточке: по спискам 606 ЛБАП не вернулся с боевого задания 25.11.1941. Мензаде Х.А. исключен из списков командного состава ВВС приказом №010 от 15.2.1942.
Его штурман, лейтенант Брызгачев, на допросе сказал, что они оба покинули самолет с парашютами. Никаких данных о пленении, о возвращении в часть лейтенанта Мензаде в личной карточке не отражено. Вероятно, он погиб уже на земле. Мы не можем сказать как именно – при попытке взять его в плен, при переходе к линии фронта – вариантов много…
Поиск информации о событиях тех дней в немецких документах Буланцевым Валерием также был продолжен. Вскоре в истории немецкого 69-го стрелкового полка, второй батальон которого входил в ударную группу 10-й танковой дивизии, захватившей Бужарово, было обнаружено описание падения нашего многоцелевого биплана Р-5:
«С рёвом несколько раз проносятся русские бипланы, сбрасывая кассетные бомбы, пока, наконец, зенитка не сбивает одну из этих уродливых птиц. Два человека с парашютами сваливаются на немецкие позиции, машина падает между домами деревни». Таким образом, наши предположения подтвердились.
Ударной группе 10-й танковой дивизии немцев, состоящей из 10-го мотоциклетного батальона, второго батальона 69го стрелкового полка и сводного батальона 7-го танкового полка, утром 25 ноября удалось захватить Бужарово. В её руки также попал неповреждённым мост через реку Истра, а значит, и дорога на восточный берег. Немцы очень быстро организовали плацдарм. Наши лётчики любой ценой пытались уничтожить мост и остановить продвижение немцев на восточный берег».
Обстоятельства этого боевого вылета раскрываются в наградном листе младшего лейтенанта Павла Филипповича Трошкова, также сбитого зенитным огнем, но удачно вернувшегося в часть спустя несколько дней. Вот строки из наградного листа (с соблюдением орфографии оригинала):
«… 25.11.1941 по специальному заданию командира 77 А.Д. (77 авиадивизии – примечание автора) летал днем на самолете Р-зет на разведку и бомбометание танковой колонны противника в районе г. Истра, Ново-Петровск. Выйдя точно на цель сбрасывает бомбы по колонне танков уничтожает 2 танка, поливает горючей жидкостью автоколонну с вражеской техникой. Попадает в сильную зону ЗА и З.П. (зенитной артиллерии и зенитных пулеметов – примечание автора) где был выведен снарядом мотор и изрешечен самолет. Т. Трашков не теряя самообладания искусно сажает самолет на лес на территории временно занятой противником и спасает жизнь экипажу. В течении 3-х дней обходя войска противника выходят к своим войскам и возвращаются в свою часть, где немедленно приступает к еще более интенсивной борьбе с врагом. За боевую работу по уничтожению техники и живой силы противника, как мужественного и истинного патриота нашей родины представляю т. Трошкова к правительственной награде «Ордену Ленина»».
Как видно из протокола допроса штурмана Брызгачёва, в ответах Иван Григорьевич сообщил врагу минимум информации – только то, что можно было узнать из его документов. Исказил даже цель задания. Никаких данных о своей части, аэродроме базирования, своих командирах он не выдал.
Что известно о нём? Из картотеки офицерского состава ВВС КА в ЦАМО РФ узнаем, что Иван Григорьевич Брызгачёв родился 20 января 1914 года в дер. Степановка Ермишенского района Рязанской области в семье крестьян. В 1931 году вступил в ВЛКСМ, а в 1935-ом окончил сельхозтехникум в селе Богословское Ивановского района. Кандидат ВКП(б). С 13.01.1937 – курсант 3-ей военной школы летчиков и лётнабов г. Оренбург. 6.11.1937 приказом ВВС № 038 ему присвоено звание старшины 14-го штурмового авиаполка 8 ШАБ г. Гомель, а 20 ноября 1938 – звание лейтенанта в том же полку, но переведенного в состав Белорусского особого военного округа. С 8 января 1940-го он служит младшим лётнабом в 38-й разведывательной авиаэскадрилье (АЭ), а менее чем через месяц, 4.2.1940 уже числится в списках 21-й корпусной АЭ.
25 ноября 1941 – не вернулся с боевого задания. Согласно архивной справке Управления по Рязанской Области Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации, Брызгачев И.Г. по 27 марта 1942 года находился в немецком плену в Можайском лагере. 27 марта 1942 года совершил побег и проживал на оккупированной территории в деревне Ярково Полоцкого района Витебской области. С 23 июля 1944 года по 2 августа 1944 года находился в лагере (наименование и местоположение не указано) до освобождения Красной Армией, а затем направлен в 28 отд. штурм. бригаду.
Иван Григорьевич был освобожден и продолжил воевать с врагом. Судьба распорядилась так, что в последние месяцы войны 22 февраля 1945 года он был пленён вторично под г. Либавой. Освободили Ивана Григорьевича из сборного лагеря для пленных StalagXIIIa в Зальцбах-Розенберге (Бавария) союзники-американцы. До 20 ноября 1945 года проводилась спецпроверка после плена, после чего штурман звена лейтенант Брызгачев демобилизован по месту жительства.
Брызгачев Иван Григорьевич прошёл концлагерь, проверки в учреждениях НКВД. Простая и героическая судьба «воздушного рабочего войны». К счастью, пройдя всю войну с начала до конца, он смог вернулся к семье. Судьба его командира и напарника, лейтенанта Мензаде, оборвалась в этом вылете прыжком с парашютом. Кто знает, может быть, когда-нибудь поисковикам под Истрой попадутся останки с пряжками и карабинами парашютной системы. Возможно, это будет лётчик Мензаде или другой неизвестный пока герой… Главное, что они выполняли свой долг, защищая Родину, а наш долг – помнить о них.
Использованные источники:
1. Restayn J., Moller N. The 10. Panzer-Division: In Action in the East, West and North Africa, 1939-1943. 2003. P.172.
2. NARA. Records of the 10th Panzer Division. Roll №2319. Film 000108.
3. NARA. Records of the 10th Panzer Division. Roll №2319. Film 000120.
4. Hans Luke. Die Geschichte des Regiments 69. – Hamburg: Traditionsgemeinschaft, 1986. – 534 s.
5. ЦАМО РФ, 11-й отдел, УПК офицерского состава ВВС КА .
6. ЦАМО РФ, Ф.56, 0.12220, Д.2.
7. ЦАМО РФ, Ф.33, 0.682524, Д.231, Л.228-229.
8. ЦАМО РФ, Ф.20142, 0.1, Д.37, Л.178
9. Книга Памяти. Рязанская область. Т.3. Рязань. 1997. С.24.
10. http://obd-memorial.ru/
11. http://www.podvignaroda.mil.ru/
источник: Сергей Михайлович Катков «История одной фотографии, или Герои выходят из безвестности» «Крылья Родины» 11-12.2018, стр.137-140