История как капуста или «Пушечная драма авиации Красной Армии»
Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Андрея Фирсова.
Известный персонаж из мультика «Шрек» объяснял Ослу: «Великаны такие же многослойные, как капуста!» В смысле, не нужно судить по всему кочану только по верхнему листочку. Копание в Истории также напоминает постепенное «раздевание» капустного качена. И никогда не знаешь, когда доберешься до конца, до кочерыжки, и сколько там еще листьев…
Навела на это сравнение история оружейного ОКБ-16 Якова Таубина, в ретроспективе, как она преподносилась в литературе. Что о нем было известно в советские времена? Да почти ничего: было сделано несколько опытных образцов «странных» авиационных систем, типа 23-мм пушки с магазинным питанием («большая такая дура сбоку»), которая не пошла, да крупнокалиберный пулемет. Но Бюро тем не менее успело отметиться в истории…
«Перестройка» вскрыла этот «капустный лист» и неожиданно оказалось, что Таубин был одним из первых конструкторов вполне доведенного пехотного автоматического гранатомета. Задолго до Вьетнамской войны, когда эта система стала общепринятой в армиях мира. Гений, можно сказать. Одновременно стало известно, что Таубин был репрессирован «кровавым ЧК» наряду с «такими известными конструкторскими бюро, как Гроховского, Курчевского, «Дирижабльстрой», Остехбюро…» (с) Одной еще не изданной статьи. Непонятый, в общем. Ну, не любили в НКВД «гениев», принципиально. Почему, правда, было непонятно. Тогда.
Потом, по мере открытия архивов, стало больше известно о деятельности ОКБ-16 Таубина. Вскрылась не очень приятная картина: созданные им 23-мм пушка МП-6 и 12,7-мм пулемет АН-12,7, уже запущенные в производство, оказались негодными. Была затрачена уйма средств с нулевым результатом, причем в самый пиковый период перевооружения авиации перед началом войны. Истребители буквально остались без вооружения, не говоря уж о необходимых изменениях в конструкции… Из ряда документов создается впечатление, что в ОКБ-16 сидели злостные бракоделы, и порой возникал вопрос, почему их не расстреляли раньше? Вот такой еще один «капустный лист».
Однако… Однако, стоило взглянуть на проблему шире, в свете документов не только связанных с ОКБ-16, а вообще на взаимоотношения авиационной промышленности и ВВС РККА, то неожиданно вскрывается очередной, уже четвертый «капустный лист»:
Обложка от birserg_1977 в Анонс Эксмо на март.
«Как известно» (с), из печати выходит книга Олега Растренина «Советское авиационное вооружение». Всегда прикалывало, что в последнее время стали модными названия, содержащие «ключевые слова»: Сталин, Гитлер, Берия, СМЕРШ и т.п. Для придания, так сказать, «драматизЬма»…
Тут же наоборот, драматическое содержание книги фактически скрывается под нейтральным названием, как будто очередное техническое описание на «систему вооружений»…
Кратко отдельные проблемные вопросы из этой книги Растренин уже освещал в ряде своих выступлений на музее Жуковского. Было там и про ОКБ-16.
Начать нужно, наверное, со взаимоотношений ВВС РККА с «главным» предвоенным светилом в области авиационного стрелкового вооружения – Шпитальным. Складывались они непросто. «Черная кошка» там пробежала во время разработки новой пушки вместо ШВАК. Чем там ВВС не угодили Шпитальному, трудно сказать, но вместо новой пушки, он подсунул ту же ШВАК, но слегка облеченную. Видать Шпитальный пошел по известному пути: «Хочешь завалить ОКР – сделай то, что хочет заказчик». ВВС пушку отказались принимать. Шпитальный обратился в хозяйственный арбитраж и через него заставил ВВС заплатить за работу.
Наш человек (с). Но такой прием проходит только раз.
ВВС зареклись иметь дело со Шпитальным. Однако тот был не лыком шит, к тому же получил вполне серьезную «бронь» – Орден Ленина. По тем временам хорошая защита от нападок. Оставшись без заказов, Шпитальный начал строчить во все органы, чаще всего в курирующие дела ВВС-НКАП. Типа, ВВС «упускает» то-то и то-то, не делая новых заказов на авиационные системы вооружения. Поднимался очередной скандал, правительство указывало ВВС на очередные упущения… Так, обратив внимание на строительство «танковых орд» в Германии, Шпитальный сумел со скрипом выбить из ВВС заказ на «универсальную» 37-мм автоматическую пушки для некого «Воздушного истребителя танков» и «Тяжелый пушечный истребитель». Самолеты были заказаны Поликарпову (что характерно, там с ВВС были не менее напряженные отношения, – и похоже изначально не собирались принимать ни пушку, ни самолеты).
На волне подобных скандалов в руководстве ВВС возник «гениальный план» (с).
Как только Шпитальный писал в «органы» об очередном упущении в работе ВВС, те тут же быстро перезаказывали систему, которую предлагал Шпитальный, другому ОКБ. И когда разборки достигали пика накала, приводили аргумент, что «в ВВС тоже не дураки сидят, подумали над проблемой, и работа уже кипит… но в другом ОКБ. А Шпитальный вообще – тормоз…»
Таким «громоотводным» ОКБ стало… бюро Таубина. В частности ему заказали «альтернативную» 37-мм пушку (будущая НС-37, как кто-то уже догадался). Трудно сказать, почему Таубин пошел на такое сотрудничество – может заказов было мало (с гранатометом дело шло крайне туго), может не имел такого опыта аппаратной борьбы, как Шпитальный, может банально хотел воспользоваться благоприятной обстановкой, чтобы не упустить свой шанс…
Яков Григорьевич Таубин
Далее у ВВС возник еще один «гениальный план»: твердое положение Шпитального зависело от того, что на заводах в производстве находились две его системы – 7,62-мм пулемет ШКАС и 20-мм пушка ШВАК. ВВС провело «исследование», на основании которого «выяснилось», что наиболее эффективными системами будут 12,7-мм пулемет и 23-мм пушка (ну, дырки-то явно больше!). То есть, грубо говоря, решило «отжать» Шпитального от серийных заводов, а производство «неперспективных систем» прекратить. В результате было потребовано от авиаконструкторов делать самолеты под системы 23/12,7-мм, заказ на которые также «спустили», ага, в ОКБ-16 к Таубину. Причем ВВС так торопились выкинуть Шпитального с заводов, что запустили пулемет и пушку Таубина в производство еще в очень «сыром» состоянии. Пулемет, говорят, еще до изготовления опытного образца!
12,7-мм пулемет ОКБ Таубина
Это был явный перебор. Возможности относительно нового и еще неопытного в авиационных делах ОКБ-16 не позволяли доводить сразу три серьезные системы, да еще организовывать их серийное производство. Не удивительно, что к началу войны они оказались недовведенными, а 23-мм пушку и пулемет со скандалом сняли с уже организованного производства. Только пушек МП-6 пошло в металлолом штук 400 (каждая по цене истребителя!).
Пушка МП-6 с магазинным питанием, из-за чего возникли проблемы с ее установкой на самолеты
Шпитальный был не дурак, и сразу понял, куда ветер дует. В середине 1940 года он накатал «телегу» лично Берии «о вредительской деятельности ВВС». В результате была сформирована комиссия по расследованию скандала. Как чаще всего бывает в подобных случаях, «половина фактов подтвердилась, половина – нет»… Ничья. В общем тогда «дело» замяли.
Беда к ОКБ-16 подошла с другой стороны: в начале 1941 г. правительство страны решило взглянуть на состояние ВВС РККА перед угрозой надвигающийся войны. И открылось «прекрасное»:
Руководство ВВС фактически сорвало «очередное» стратегическое развертывание и довело дело до явного бардака, выразившегося в частности в резком росте аварийности… И виновато было очевидно само. Первым камнем в этом «обвале» стало решение ВВС не принимать новые самолеты, разработанные авиапромом, выдвинув неожиданное требование – повысить дальность полета истребителей. Всего-то. Однако требование сопровождалось небольшим уточнением – «скоростную дальность», то есть на V=0,9макс. Одними подвесными баками тут было не отделаться! Вот так и получилось, что вместо запуска новых самолетов в серию их пришлось переделывать: из МиГ-1 сделали МиГ-3, вместо ЛаГГ-1 появился ЛаГГ-3. От запуска некоторых самолетов в серию пришлось вообще отказаться: от уже находящегося в производстве И-28 Яценко и двухмоторного «истребителя танков и самолетов» Та-3 Таирова, успешно прошедшего госиспытания (недотягивали до «скоростной дальности»!).
«Дырку» в нехватке истребителей ВВС заткнуло большим заказом на … бипланы! И-153 – самый массовый наш истребитель, производимый в предвоенный 1940-й год. Из-за задержки с поступлением новой техники старая, которая по плану должна была быть передана в летные школы для подготовки пилотов для быстро растущих штатов, туда не передавалась. В результате налет выпускников летных школ пришлось сократить.
Еще одним «мудрым» решением ВВС было направить на формирование новых полков костяк опытных пилотов из старых: «разбавить», так сказать, молодежь «без налета». В результате «старые» полки заметно утратили боеспособность, а «новые» оказались в стадии перманентного формирования из-за нехватки техники – нелетными, короче говоря.
Когда с начала 1941 г. в ВВС начали таки массово поступать новые истребители (МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-1), то руководство решило «воспитать Бабу-Ягу в своем коллективе», то есть проводить обучение пилотов «на месте». Типа, сначала учится (самостоятельно) командир полка, потом он учит командиров эскадрильи и далее по нисходящей. Ага. «Летчики-испытатели». Обычно «обучение» заканчивалось тем, что командир полка или эскадрильи разбивался, после чего новые самолеты оттаскивались в сторону, чтобы не мешать боевой подготовке (план на нее никто не отменял) на… И-153. Которые давно пора было сдать в штурмовые полки. Которые сидели без техники, ага.
Именно сожженные "чайки" чаще всего попадались немцам на наших аэродромах летом 1941 года
Резко возросшая аварийность заставила весной 1941 г. обратить на себя внимание руководство страны. А ВВС готовы были доложить: «К Первой мировой войне готовы!» Ага, с бипланами, вооруженными только пулеметами винтовочного калибра! И бодро: «Гав!» Три месяца до войны.
В результате все и пошли по одному делу: командование ВВС, руководство НИИ ВВС (требование по увеличению дальности полета истребителей) и ОКБ-16 – Таубин с Бабуриным, за то, что оставили ВВС с вооружением только из одних ШКАСов!
Это и называется «В чужом пиру похмелье»! Вот такой еще один «капустный лист».
Кстати, думаете, «участников регаты» это чему-нибудь научило? Ха! Дальше уже во время войны будут многие красивости. Так, ВВС будут настаивать на принятии на вооружение одной «системы», потому что она технологичнее, а промышленность другой – потому что она более эффективнее в бою. Оцените крЫсоту схемы!
А вместо Таубина и Бабурина в ОКБ-16 придут гораздо более опытные в «аппаратных играх» люди…
Правда, по утверждению некоторых известных авторов, история нашей авиации «вскрыта» только на 10–15%. Неожиданные открытия еще возможно впереди, если бумага доживет до своих исследователей.
В общем, это только присказка. Читайте Растренина, когда выйдет! Не пожалеете.
Или, наоборот… сделайте мне это «развидеть».
PS. Использованы доклады Растренина и Тимина на Клубе в музее Жуковского. (Кстати, где книга Тимина по 22 июня? с осени обещают, "книгопродавцы", блин)