Ночной эпизод
Как известно, зимой 2000-2001 гг. боевая экспериментальная группа, в которую входила пара ударных вертолетов Ка-50 и вертолет-целеуказатель Ка-29, приняла участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. В целом результаты применения вертолетов в условиях реальной боевой обстановки были признаны положительными. И сразу же, после небольшого затишья, связанного с подведением итогов работы вертолетной группы на Кавказе, «Акуле» вновь пришлось «покрасоваться» перед руководством Вооруженных Сил. На август 2001 года Министерством обороны был назначен очередной «большой показ» авиатехники.
На полигон в Ахтубу были переброшены новейшие по тем временам летательные аппараты, в том числе первый Ми-24ПН, модернизированные Су-24, Су-25, Су-27, самолеты военно-транспортной авиации, а также беспилотники различных типов. Кстати, Ми-24ПН пилотировал тогда еще армейский испытатель В.В. Лебедев, который через год после описываемых событий придет на фирму «Камов» и станет уже гражданским летчиком-испытателем.
Сюда же 29 июля из Люберец вылетели два Ка-50, а также двухместный Ка-52, рассказ о котором еще впереди. «Акулы» пилотировали уже известный нам А. С. Папай и А. К. Смирнов, а на Ка-52 летели летчики ГЛИЦ Б. А. Кошкин и штурман В. В. Томилин. Об Александре Константиновиче Смирнове будет подробно рассказано позднее, поскольку без него трудно будет представить историю двухместного варианта «Акулы».
Интенсивность работы была очень высокой. Согласно летной книжке А. С. Папая, летали 31 июля, а потом еще 6 августовских дней почти без перерыва. При этом камовским испытателям была поставлена задача убедить руководство Вооруженных Сил в лице Первого заместителя Министра обороны – начальника Генерального штаба генерала армии А. В. Квашнина и ВПК в лице вице-премьера Правительства И. И. Клебанова в том, что отечественная промышленность может создать технику, способную обнаруживать и уничтожать малоразмерные цели в любых условиях, в том числе и ночью.
Для этого в комплект «Акулы» ввели очки ночного видения «Гео-ОНВ-01» (первые российские пилотажные очки с электронно-оптическим преобразователем третьего поколения). При этом облет машины в ОНВ не производился, благо у Александра Сергеевича был опыт пилотажа Ми-8 и Ми-24 в таких же очках во время испытаний первых специализированных ночных вертолетов, созданных фактически без ТЗ по прямому указанию Квашнина.
В ходе показа возникали неожиданные проблемы. Не так давно А. С. Папай рассказывал:
«При выполнении полетов мне необходимо было выполнить полет на пуски и стрельбу из пушки ночью в очках ночного видения. Прилетел на полигон. Вокруг темно, но в очки все видно. Захожу на цель. ..Ив это время отказывает вся система электроснабжения вертолета! Работают только очки и вооружение. Но раз прилетел, то нужно показать вертолет. И самой с наилучшей стороны. Зашел на цель, прицелился и выполнил пуски и стрельбу из пушки. Все ракеты и снаряды легли прямо в центре мишени. После этого, ориентируясь только визуально через очки, благополучно выполнил полет на аэродром».
Уверенность испытателю придавала уникальная надежность самого летательного аппарата и простота управления. Кстати, позднее дефект был выявлен, оперативно устранен и более не проявлялся.
Тот показ вообще был богат на «сюрпризы». Вертолетчикам пришлось действовать в условиях, приближенных к реальности. Первыми по намеченным целям удар нанесли «сушки», после чего на полигоне загорелось все, что могло гореть. Однако несмотря на достаточно густой дым, пилоты винтокрылой техники отработали на «отлично», не сказался даже «генеральский эффект». А ночью А. С. Папай «работал» по группе танков и ротному опорному пункту с дальности 2,5 км НАРами, а потом добивал их из пушки. И все это в одном заходе, опровергая тезис о том, что одноместный вертолет ночью воевать не может.
Генералы добавили-таки проблем. А. В. Квашнин, кстати, инженер по образованию и по-настоящему боевой офицер, в свое время взявший на себя ответственность за ведение войны в Чечне и справившийся с этой задачей, решил, что обстановка недостаточно напряженная. В тот момент, когда на цель заходил А. К. Смирнов на Ка-50 с целью продемонстрировать дальность действия ПТУР «Вихрь», генерал армии приказал замглавкому ВВС генерал-лейтенанту Ю. П. Клишину дать летчику указание изменить цель. А танк уже находился в режиме автосопровождения «Рубикона». Было ли у Александра Константиновича время, чтобы хотя бы высказаться по поводу затеи Квашнина – это участники событий точно не помнят, но приказ был выполнен. Новый объект был найден и уничтожен с большой дальности.
В целом показ удался. После такого масштабного события, естественно, состоялся грандиозный банкет с вручением подарков. Большинство армейских испытателей получили ценные призы. Камовцы же довольствовались участием в торжественном ужине с черной икрой. Потом тихо «исчезли» с генеральского праздника, чтобы в компании с ГЛИЦевскими летчиками достойно отметить финал очередных учений…
источник: под редакцией Михаила Лисова «История «Черной акулы» глазами создателей» «Авиация и космонавтика» 2014-12