Небольшая, но интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
Редко можно с какой-либо степенью уверенности утверждать, что описания русских военных самолетов исходили из надежного источника. Однако на этих страницах мы представляем комплект чертежей истребителя МиГ-15, которым – с учетом их известного русского происхождения, – безусловно, можно приписать очень высокую степень подлинности. Иллюстрация, показывающая кабину пилота, является прямым «переводом» оригинала с полутонового изображения к штриховому. И хотя дополнения – особенно вооружение – были внесены в оригинальное изображение полностью боеготового самолета, эти небольшие изменения были включены в интересах наиболее точной прорисовки, тем более, что они также были получены из России. Не менее интересным моментом является то, что, хотя на оригинале не было обнаружено никаких орудий, они были нанесены на чертеж, равно как на нем была показана разведывательная фотокамера (на чертеже она закрыта белой полосой и ее не видно). Наше собственное представление о вооружении основано на достоверной информации, полученной с реального образца самолета. Чертеж вполне обоснованно можно принять за свидетельство того, что был построен разведывательный вариант этого до сих пор выдающегося русско-немецкого (с турбореактивным двигателем британского типа).
Британский летчик-истребитель пишет:
«Трудно полноценно прокомментировать кабину, не имея возможности сидеть в ней и оценить пространство, комфорт, дальность обзора и доступность органов управления. Однако иллюстрации «мига» создают впечатление, что расположение приборов и органов управления тщательно продумано. Центральная панель приборов для слепого полета прозрачная, расположена на нужной высоте и отличается от практики Королевских ВВС только наличием двух указателей направления (предположительно один из них является индикатором пространственного положения) и отсутствием стрелки указателя поворота и скольжения. Приборы управления двигателем и часы хорошо сгруппированы справа от приборной панели, а указатель числа Маха и органы управления кислородной системой – слева. Гироскопический прицел повторяет британский образец, но, вероятно, недостаточно места для его отвода с целью улучшения видимости. Никаких подстроечных колесиков не видно, поэтому можно предположить использование подстроек с управлением от кнопки. «Рычаг управления тросами» [5] предлагает ручное перемещение в исходное положение или переключение передач. Кнопка стартера, рычаг управления двигателем, тумблер включения радиопередатчика и рычаг управления аэродинамическими тормозами сгруппированы слева; несчастные «компаньоны» – рычаги управления шасси и закрылками – достаточно далеко удалены друг от друга. Расположение переключателей, тумблеров и рычагов по правому и левому бортам кабин пилота, а также [клапанов] аварийной работы шасси и закрылков кажется хорошим, хотя переключатели могут быть сбиты предплечьем пилота.
Крюки, на которые можно повесить поясные лямки, когда пилот не находится в самолете, должны быть наиболее полезными помощниками для быстрого застегивания и взлета по тревоге. Положение сидя кажется хорошим, ноги хорошо подняты для сопротивления перегрузкам, в то время как размещение на уровне бедер органов управления катапультируемым креслом и рычаг сброса фонаря должны облегчить катапультирование. Небольшие размеры подголовника улучшают обзор сзади. Однако [катапультируемое] кресло производит впечатление принадлежности лишь к полуавтоматическому типу. Наконец, возникает вопрос: какова вероятность того, что прямая, несочлененная ручка управления сможет запутаться в коленях пилота и насколько глубоко его голени находятся под приборной панелью».
источник: «Russia [лакуна] veals the Fighter/Recce Mig-15» «Flight» 28 January 1955, стр.112-113