Впервые американцы задумались об оснащении Medium Tank M4 более мощным вооружением еще в сентябре 1941 года. Годом позже начались опыты по установке в штатную башню танка 76-мм пушки T1. И хотя пушка в башне помещалась, военные оказались не очень довольны таким перевооружением. Было решено установить на М4 башню от среднего танка Medium Tank T23, который так и не пошел в серию. Это оказалось несложно, поскольку диаметр погона у башен обоих танков был одинаковый.
Незадолго до этого на танки М4 (в СССР во время войны известные под прозвищем «эмча») стали устанавливать укладки снарядов «мокрого» типа. В серию такие модернизированные машины, получившие к стандартному обозначению добавку (76)W, пошли с января 1944 года. Среди них оказались и M4A2(76)W, производство которых началось с мая 1944 года. Эти машины поставлялись в СССР по программе ленд-лиза.
Содержание:
Изучение в скоростном режиме
Из мемуаров Дмитрия Лозы «Танкист на Иномарке» можно сделать вывод, что первые M4A2(76)W оказались на фронте еще в августе 1944 года. На деле это не так. Обычно между запуском новой модификации в серию и появлением ее в поставках по ленд-лизу проходило как минимум несколько месяцев, а иногда и до полугода. М4А2 с 76-мм пушкой не стали в этом смысле исключением. Информация о том, что в скором времени в СССР начнут приходить танки M4, оснащенные пушкой калибра 76 мм, поступила из Наркомата внешней торговли 22 августа 1944 года.
Сами же танки с новыми пушками прибыли еще позже. Первые машины этого типа стали поступать в Советский Союз через Иран во второй половине сентября 1944 года. Это хорошо можно проследить по приемным актам за данный период. Дело в том, что некоторые машины оказались не до конца укомплектованы. В частности, на четырех танках, прибывших 27 сентября 1944 года в Баку на транспорте «Шубаны», не хватало сигнальных флажков, а также возвратных пружин и гильзоулавливателей к пулеметам Browning M1919.
Судя по ведомости, это были самые первые танки М4 с 76 мм пушками, прибывшие в Советский Союз, по крайней мере южным путем. Вполне возможно, что единичные машины поступили и с северными конвоями, но там учет шел менее точно. В любом случае, в Горький такие танки в сентябре 1944 года не поступали.
Полноценные поставки начались уже в октябре. 5 октября с транспортом «Дарма» прибыло 14 М4А2 с пушками 76 мм, столько же поступило с транспортом «Эмба» 14 октября. Всего же за октябрь был принят 131 танк М4А2, из них всего 4 имели пушку калибра 75 мм. Танки направлялись в Горький, откуда уже распределялись по частям. Согласно ведомостям, всего за октябрь Горьковская военная приемка приняла 319 M4A2, причем в это число включаются и танки, прибывшие в СССР северными и южными путями за сентябрь. Из Горького в воинские части было отправлено 279 танков М4А2, из них 203 с пушками 76 мм. Далее в документах разделение на танки с пушками калибра 75 и 76 мм исчезло, поскольку поставки М4А2 со старыми орудиями прекратились.
Новый танк ждали не только войска, но и специалисты НИБТ Полигона. К 10-м числам сентября в Главное бронетанковое управление Красной Армии (ГБТУ КА) поступила более подробная информация относительно орудий, которые устанавливались в М4А2 с 76-мм пушкой. Согласно ей, в танк могли устанавливаться два типа пушек – М1А1 и М1А2. В целом эти орудия были идентичными, за исключением крутизны нарезки. Для М1А1 этот показатель был равен 40 калибрам, а М1А2 – 32 калибрам.
20 сентября была подготовлена программа полигонных испытаний
«76 мм пушки, установленной на американском танке М4А2».
Согласно ей, предполагалось определить начальную скорость снаряда и другие данные. Всего планировалось произвести 182 выстрела, из них 131 бронебойным снарядом и 51 осколочно-фугасным. Также в план было включено определение взаимозаменяемости выстрелов пушки танка М4А2 и самоходной установки Т-70 (GMC T70), испытанной на полигоне до того. Предполагалось определить и возможность использования отечественных боеприпасов, особо обращалось внимание на применение подкалиберных и кумулятивных снарядов. На испытания отводилось 5 дней.
Испытателям пришлось несколько недель ждать новую матчасть. Танк с регистрационным номером U.S.A. 3080832 для НИБТ Полигона был выделен Горьковской военной приемкой только 7 октября. И это стало лишь началом нестыковок с первоначальным планами. Вместо испытаний непосредственно орудия специалисты полигона получили иное задание – составить краткое техническое описание нового танка. Его подготовили к 14 ноября 1944 года.
По мнению специалистов полигона, это была уже четвертая по счету модификация танка. Вторым вариантом считался М4А2 с телескопическим прицелом, «мокрыми» картерами моторов, наварками дополнительной брони на бортах, новым масляным фильтром и уменьшенным до 85 выстрелов боекомплектом. По оценке испытателей, такие танки стали поступать в СССР ближе к концу 1943 года. Третьей модификацией, судя по описанию, стал M4A2(75) с переделанным корпусом, но еще без «мокрой» укладки, которую ввели немного позже.
Описание было составлено весьма поверхностно, по этому поводу в декабре 1944 года случилось разбирательство. Было обнаружено несколько грубых ошибок, в частности, связанных со стояночным тормозом. Неправильно указывалась толщина дополнительных листов на бортах – вместо 38 мм их толщину оценили в 25 мм. Также наличие этих экранов было неправильно истолковано – они защищали не только укладки, но и экипаж в отделении управления. Не заметили на полигоне и того, что у башни пропал полик. Общий вердикт оказался следующим: НИБТ Полигон должен составить описание заново.
Совсем иначе по сравнению с изначальным планом происходило изучение вооружения нового танка. Вместо Кубинки задание оказалось перенаправлено на Гороховецкий артиллерийский полигон (АНИОП), туда же отправился один из прибывших танков с регистрационным номером U.S.A. 3081179. Испытания стрельбой не проводились, поскольку стало ясно, что каких-то откровений от новой пушки М4А2 по сравнению с орудиями, установленными на GMC M10 и GMC T70, ждать не приходится. Дело свелось к техническому описанию орудия и составлению указаний по особенностям его эксплуатации.
Следует отметить, что танк, прибывший на АНИОП, несколько отличался от того, который попал в Кубинку. В первом случае машина имела траки T54E1 с грунтозацепами шевронного типа, а во втором – более ранние T49 с тремя грунтозацепами на трак.
Больше, чем просто новая пушка
Столь небрежное отношение специалистов НИБТ Полигона к вопросу описания нового танка во многом объясняется тем, что их буквально перегрузили работой. Одновременно им приходилось проводить изучение и длительные испытания целого ряда машин. Достаточно сказать, что примерно в то же время он проводили испытания британского танка Cromwell IV и трофейного немецкого Tiger II. Также здесь изучались трофейные машины венгерского и румынского производства. На этом фоне описание прибывшего М4А2 с 76 мм пушкой, или, как его часто называли в отчете, «М4А2–76 мм», выглядело лишь еще одной рутинной работой.
Лишним доказательством тому является повторное изучение машины, которое продолжалось с начала 1945 года до конца июля. К моменту, когда испытания подходили к концу, поставки танков этого типа закончились, в СССР начали приходить более совершенные M4A2E8. Столь долгий срок испытаний оказался связан с тем, что сверху пришло указание о длительном ресурсном пробеге. Теперь речь шла не просто о более глубоком изучении машины, а о полноценных испытаниях. Столь радикальное изменение задания появилось неспроста: боевая масса танка выросла с 30,9 до 34,1 тонн, что не могло не повлиять на его динамические характеристики и надежность.
Помимо выросшей боевой массы, заинтересовали руководство ГБТУ КА и другие технические особенности танка. Как и в случае с советским Т-34-85, M4A2(76)W был не просто танком предыдущего образца с новой пушкой. Машина имела совершенно новую башню, которая, помимо большего размера, отличалась целым рядом иных особенностей. Прежде всего, речь идет о новой командирской башенке D82183. Она заинтересовала специалистов настолько, что ей был посвящен отдельный отчет, подготовленный в конце декабря 1944 года. Каждый из смотровых приборов, установленных на ней, обеспечивал обзорность в пределах 145 градусов по горизонтали и до 90 градусов по вертикали. Также здесь имелся перископ, установленный в башенном люке. Насколько башенка понравилась советским специалистам, можно судить по заключению:
«1. Рекомендовать командирскую башенку американского модернизированного танка М4А2 для установки на отечественных танках, как наиболее полно отвечающую тактико-техническим требованиям, предъявляемым к танковым командирским башенкам.
2. Наружные и внутренние габариты командирской башенки позволяют установку ее на танках Т-34 и ИС».
И хотя башенка эта в чистом виде так на наши танки и не попала, ее конструкция оставила свой след в отечественном танкостроении. Особенно это касается смотровых приборов, которые обеспечивали хороший обзор. Практически в неизменном виде они использовались на одном из образцов танка ИС-7, они же применялись и на БТР-152.
Неплохой оказалась и общая обзорность модернизированного американского танка. Помимо двух перископов, установленных на крыше отделения управления, имелось еще по одному перископу в люках механика-водителя и его помощника. Непросматриваемое вперед пространство составляло всего 6 метров, что для танка немного. Кроме того, сиденья имели регулировку по высоте, так что в походном положении механик-водитель мог ехать, высунувшись из люка. Вполне достаточным оказался и обзор с мест наводчика и заряжающего, также имевших перископические приборы.
Более подробного описания удостоилось и размещение боеприпасов внутри танка. Боекомплект снизился до 71 выстрела. Из них 6 находилось в укладке на полу башни, они использовались в первую очередь. Основной же боекомплект находился под полом башни в специальных кассетах. С правой стороны боеприпасы находились в наклонных кассетах по 5 выстрелов в каждой (всего 35 штук), причем доставать их более сподручно было помощнику механика-водителя. Еще 30 выстрелов находились слева по ходу движения, эта укладка являлась основной для заряжающего. Мокрыми укладки назывались по той причине, что между кассетам размещались специальные бачки. Летом они заполнялись водой, а зимой – антифризом. Это заметно снижало вероятность детонации боеукладки при попадании вражеского снаряда.
Специалисты НИБТ Полигона оценили подобную укладку неоднозначно. С одной стороны, перевод боекомплекта из надгусеничных полок на пол боевого отделения, а также система «мокрой» укладки снизили уязвимость танка от вражеских снарядов. Также укладки получились простыми по конструкции, а заодно теоретически повысилось удобство их использования. Однако в некоторых положениях башни укладками становилось пользоваться очень неудобно, а для выемки выстрелов из укладки с правой стороны приходилось отвлекать помощника механика-водителя.
Как бы то ни было, новая укладка заставила американских инженеров отказаться от полика и ограждения башни. Это было скорее плюсом, потому как в ряде случаев ограждение становилось смертельной ловушкой для экипажа, который не мог выбраться из машины. Подобное изменение испытатели причислили к положительным сторонам новой машины.
Как уже упоминалось, программу испытаний танка серьезно изменили. Это было связано с тем, что в ГБТУ КА решили проверить реальность ресурса танка, определенного производителем в размере 300 моточасов или 2000 км. Общий километраж ходовых испытаний был установлен в 3000 км, из них 100 км танк должен был пройти по шоссе, 1700 по проселочным дорогам в зимних условиях, а оставшиеся 1200 – по проселку в весенних условиях.
Также в программу испытаний входило определение максимальной скорости танка. Она составила 51,4 км/ч, то есть даже больше, чем паспортная (48 км/ч). Для сравнения, летом 1943 года М4А2 на резино-металлических гусеницах развил скорость 50 км/ч. Средняя скорость танка по шоссе составила 26 км/ч, а расход топлива – 330 литров на 100 километров. Это было в 2 раза больше, чем у обычного М4А2, но более высокий расход топлива объяснялся сложными дорожными условиями. Это же касалось и низкой средней скорости, которая у М4А2 составила 39,7 км/ч.
Подобное объяснение подтверждается показателями движения на проселочных дорогах. Для М4А2 средняя скорость по проселку составила 20 км/ч, а расход топлива 246 литров. Зимой те же показатели составили 22,4 км/ч и 268 литров соответственно. Что же касается М4А2–76 мм, то для него средняя техническая скорость составила 19,2 км/ч по весеннему проселку, и 15,8 км/ч по зимней проселочной дороге, покрытой снегом глубиной до 0,8 метра. Учитывая характер местности, это вполне достойные показатели. Расход топлива по заснеженному проселку составил 371 литр на 100 километров, а по весеннему – до 410 литров на 100 километров. Как можно заметить, разница между шоссе и проселком оказалась небольшой.
В программу испытаний попало и преодоление склонов. Зимой для американского танка непреодолимым стал подъем крутизной 22 градуса, а летом танку удалось преодолеть подъем крутизной 26 градусов. Испытания движения по косогору выявили, что зимой максимальный крен составляет 12 градусов, а летом 20 градусов. Во многом ограничивающим проходимость фактором стали траки T49, не обеспечивавшие надежного сцепления с грунтом. Свою лепту вносила и особенность работы механизма поворота с двойным дифференциалом, который допускал пробуксовку на скользком грунте. Испытания в виде буксировки Т-34-85 показали, что М4А2–76 мм может тащить этот танк на второй-третьей передачах со средней скоростью 9,5 км/ч, при этом расход топлива вырастал до 490 литров на 100 километров.
Надежность танка оказалась вполне соответствующей указанным данным. Без проблем, впрочем, не обошлось. На 949-м километре испытаний вышел из строя правый двигатель. Случилось это потому, что мотор работал в перегрузочном режиме – танк преодолевал тяжелую заснеженную проселочную дорогу. Второй мотор проработал 2126 километров, после чего ему потребовался небольшой ремонт. Проблемы вызвала и работа ходовой части. Начиная с 1339-го километра началось разрушение бандажей опорных катков, в основном это касалось тех катков, которые находились ближе к кормовой части. Гораздо надежнее оказались траки – до начала частых разрывов лент они выдержали 3120 километров. Также имел место износ венцов ведущих колес, требовали замены пружины.
В целом итоги испытаний показали, что американский танк после модернизации не ухудшился с точки зрения надежности. Исключение составляли отдельные элементы ходовой части. С другой стороны, установка более мощного орудия значительно повысила эффективность машины на поле боя. Для сравнения, 75-мм пушка пробивала бортовую броню «Тигра» на дистанции 500 метров, а новое орудие делало то же самое на дистанции 2,5 километра. Также отмечалось значительное улучшение обзорности. Испытания стрельбой показали, что пушка имеет хорошую кучность и точность боя. Понравился испытателям и гидравлический привод поворота башни. Наличие гироскопического стабилизатора увеличило точность орудия при стрельбе с ходу на скорости 15 км/ч в 2 раза, а на скорости 25 км/ч – в 5–6 раз. Одним словом, модернизация явно удалась.
Рабочая лошадка последнего года войны
Несмотря на то, что по-настоящему массовое поступление M4A2(76)W началось только в октябре 1944 года, эта машина оказалась самым массовым типом американских танков, поставлявшихся в СССР по программе ленд-лиза. Согласно американским данным, всего в Советский Союз было отправлено 2095 танков с 76-мм пушками, чуть больше половины от общего объема поставленных в СССР М4А2. Это более чем 2/3 от общего выпуска M4A2(76)W. Правда, в число поставленных танков входят и M4A2E8, которые стали поступать в СССР с апреля 1945 года. Эти машины достойны отдельного описания.
Первой советской частью, которая получила новые танки, стал 27-й отдельный учебный танковый полк (ОУТП), дислоцировавшийся в Баку. Он столкнулся ровно с той же проблемой, с которой столкнулись части, получившие американские самоходные установки М10 – со снарядным голодом. В телеграмме, отправленной 30 сентября 1944 года, командир полка подполковник Вылегжанин требовал обеспечить танки снарядами. 28 октября в полк было доставлено 19 277 осколочно-фугасных снарядов и 6952 бронебойных. На этом проблемы явно не прекратились: в декабре последовал большой заказ на 76-мм выстрелы. На каждый танк требовалось 10 боекомплектов, 80% от объема заявки приходилось на осколочно-фугасные выстрелы. Отмечалось, что на фронтах и складах запас выстрелов отсутствовал.
Не исключено, что именно этот факт был реальной причиной изучения возможности использования отечественных боеприпасов. Снарядный голод стал причиной того, что из плана испытаний М4А2–76 мм пришлось вычеркнуть стрельбу. Проблему решали оперативно: за декабрь северными конвоями через Мурманск в Горьковский автобронетанковый центр было доставлено 33 920 выстрелов, из них 22 044 осколочно-фугасных и 11 876 бронебойных.
Еще одной проблемой были случаи неполной комплектации танков. Например, 10 танков, прибывших в Горький, пришлось комплектовать советскими радиостанциями. Еще 8 танков в ноябре прибыли без прицелов, подобные «недосдачи» имели место и в декабре, и в 1945 году. Частой поломкой стал выход из строя стержней походных стопоров крепления люков механика-водителя и его помощника. В Баку было зафиксировано четыре случая ранения экипажей из-за этой поломки.
Другая поломка имела весьма достаточно специфичный характер. Поскольку ствол орудия сильно выступал за габариты танка, во время транспортировки башню поворачивали на 180 градусов. Стопора не имелось, из-за чего нередко выходили из строя шестерни механизма вертикальной наводки.
Известной проблемой М4А2 было недостаточное сцепление гусениц с грунтом. Особенно это ощущалось в зимний период. Пот этой причине танки, проходившие через 27-й ОУТП, получали шипы, их наваривали на каждый пятый трак. Этой модернизации машины подвергались с ноября 1944 года.
Самые первые М4А2–76 мм были отправлены в состав 1-го механизированного корпуса (мк). Начались эти поставки в октябре, продолжались они и в ноябре. Корпус, которым командовал генерал-лейтенант С.М. Кривошеин, входил в состав 2-й танковой армии (с 20 ноября – 2-я Гвардейская танковая армия) 1-го Белорусского фронта. Всего к началу Висло-Одерской операции в составе 1 мк имелось 175 М4А2, все в исправном состоянии. Энергичные меры по насыщению частей боеприпасами сделали свое дело: согласно ведомостями по соединению, обеспеченность танков составляла в среднем 1,5 боекомплекта на машину.
Еще больше М4А2 было в составе 8-го гвардейского танкового корпуса, входившего в состав 2-го Белорусского фронта. По состоянию на 14 января 1945 года в корпусе имелось 185 М4А2. Имелись такие танки и в составе 9-го гвардейского механизированного корпуса, который действовал в составе 2-го Украинского фронта. Следует отметить, что во всех этих соединениях в строю все еще оставались и «обычные» М4А2 с 75-мм пушками.
Новые американские танки приняли самое активное участие в сражениях зимы-весны 1945 года. Заметным плюсом стало то, что бои этого периода происходили в гораздо более комфортных, с точки зрения проходимости местности, условиях. В условиях, когда не требовалось штурмовать сугробы и непролазную грязь, и без того высокая надежность американских танков стала играть все более решающую роль.
Танки 1-го гвардейского механизированного корпуса первыми ворвались в Вену. Важную роль сыграли и М4А2 1-го механизированного корпуса, которые с северо-запада закрывали кольцо окружения вокруг Берлина. Участвовали американские машины и в освобождении Праги, здесь отличился имевший их на вооружении 9-й гвардейский механизированный корпус. Для этого соединения и его танков война на этом не закончилась: в августе 1945 года М4А2–76 мм из состава 9-го гв. мк участвовали в войне против Японии.
В целом стоит отметить, что M4A2(76)W стали лучшими танками из тех, что массово поступали в Советский Союз по программе ленд-лиза. По своим характеристикам они были сопоставимы с советским танком Т-34-85 и вполне соответствовали своему времени.
К сожалению, время их не пощадило: до недавнего времени не было известно ни одного сохранившегося комплектного танка этого типа. Как это иногда бывает, помогло несчастье. 20 марта 1945 года торпеда с немецкой подводной лодки U-968 отправила на дно транспорт SS Thomas Donaldson, который шел в составе конвоя JW-65. Затонувший неподалеку от острова Кильдин, транспорт совсем немного не дошел до Мурманска. На его борту находились различные грузы, включая танки. Затонул транспорт на относительно небольшой глубине – 60 метров. В 2014 году с морского дна удалось достать первый M4A2(76)W, а в 2016 удалось вытащить еще одну машину. Скорее всего, это не последние танки, поднятые с SS Thomas Donaldson.
Источники:
- Материалы ЦАМО РФ
- Материалы РГАКФД