Небольшая, но интересная статья летчика-испытателя Алексея Григорьевича Солодовникова, представляющая собой его воспоминания об участии в испытаниях этой машины. Данная статья выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Испытания вертолета S-58 в СССР».
Практически одновременно с отечественным вертолетом Ми-4 в США на фирме «Пясецкий» создается геликоптер, получивший армейское обозначение Н-16. В отличие от Ми-4 он был выполнен не по одновинтовой, а по двухвинтовой продольной схеме.
С целью сравнения советских и американских вертолетов, в начале 60-х годов были приобретены две машины – фирмы Сикорского и Вертол V-44, являвшийся пассажирским вариантом H-16.
Двухвинтовой V-44 имел один поршневой двигатель, расположенный около центра фюзеляжа, и был рассчитан на перевозку 12 пассажиров.
Сравнительные летные испытания проводил летчик ЛИИ МАП Ю.А. Гарнаев на аэродроме ЛИИ. Довелось и нам, летчикам-испытателям НИИ ВВС, облетать эти машины. Всякий новый летательный аппарат для летчика-испытателя представляет большой интерес, тем более зарубежный. Но нас поджидало разочарование. Полного представления о пилотажных качествах V-44 получить так и не удалось. На высоте чуть более 100 метров остановился двигатель, и садиться пришлось на режиме авторотации. Перед приземлением увидели под собой лощину, напоминающую пологий овраг. Для выбора другой площадки у нас не было ни высоты, ни времени, и чтобы сократить длину пробега, – пришлось применять резкое торможение вертолета отклонением ручки управления на себя. Вертолет приземлился почти без пробега, но лопасти переднего винта разрушились от удара об верхнюю обшивку фюзеляжа.
При опробовании двигателя после аварийной посадки он работал нормально, и причину его остановки в полете так и не определили. Обидно, конечно. Открыто об аварии никто не говорил, но ее виновниками, думается, посчитали нас, летчиков НИИ ВВС. Летали мы вдвоем: я на правом сиденье, П.И. Шишов на левом (на американских вертолетах правое сиденье командира экипажа, левое – второго летчика, на наших наоборот).
Если сравнить вертолет V-44 и наш Ми-4, то ни тот, ни другой каких-то особых преимуществ иметь не будет. Они, можно сказать, равноценны. У одного есть свои небольшие преимущества к недостатки, у другого – свои. Общее впечатление складывается такое. Американский вертолет предназначался для эксплуатации в теплых, мягких климатических условиях. Наш Ми-4 больше приспособлен для сурового климата и низких температур.
От управления американским вертолетом осталось приятное впечатление, не связанное с приложением больших физических усилий, как это было, например, на Ми-4. Это объясняется тем, что в отличие от механической проводки в системе управления Ми-4, на американском вертолете использовалась сельсинная связь между командными и исполнительными органами. При этом летчик прикладывал усилия, не превышающие силы трения в шарнирах, которые можно было считать нулевыми. От «общения» с такой машиной первоначально у летчика создается довольно странное, непривычное ощущение, но через минуту-другую к этому привыкнешь и пилотирование без усилий становится более приятным и удобным.
После проведения летных испытаний вертолет V-44 был передан в монинский музей ВВС, где и экспонируется по сей день.
Piasecki V-44 в Монино в 2011 г. (rivershkiper.livejournal.com)
источник: Алексей СОЛОДОВНИКОВ «Укрощение «Пясецкого»» // «Крылья родины» 01-1995, с. 30