Предисловие редакции: В конце 1942 года истребитель Dewoitine D.520 ВВС Перемирия летал с американскими опознавательными знаками. Это не монтаж. Снимок не в фокусе и не очень отчетлив, но он не был отретуширован. Хотя он показывает Dewoitine D.520 с американскими опознавательными знаками, мы пытались найти интерпретацию оттенков серого.
8 ноября 1942 года американские и британские войска высадились в Северной Африке, где было размещено большое количество частей Африканской армии (Armée d’Afrique), в том числе и большая часть подразделений ВВС. Эти войска, получив категорический приказ маршала Петена, вступили с захватчиками в бой. Американцы, обладавшие еще недостаточным опытом, не были удивлены сопротивлением, т.к. оно предсказывалось их штабами. Удивление американцев вызвал тот факт, что против них сражались не плохие нацисты, а хорошие французы, многие из которых (за некоторыми исключениями) было обескуражены и удручены происшедшими событиями. Большинство французов в течение двух лет ждало американцев, чтобы вместе с ними возобновить борьбу. Бой продолжался несколько часов, в течение которых в военно-воздушные силы Африканской армии потеряли две трети из своих 700 самолетов – в основном уничтоженными на земле!
В районе Орана «девуантины» истребительной авиагруппы III/3 (Groupe de Chasse III/3) сбили девять американских самолетов ценой семь своих машин (в том числе и самолет командира – майора Энглера [Commandant Engler]); потери вынудили французов отступить. В Алжире генерал Маст (Général Mast) отдал приказ сухопутным войскам не сопротивляться. Американцы без труда захватили аэродром Белый дом (Maison Blanche), где захватили все D.520, принадлежавшие истребительным группам II/3 и III/6. Соглашение о прекращении огня, подписанное в Алжире 8 ноября в 16:20, через два дня было распространено на всю территорию Северной Африки. Тем не менее, у многих французов были проблемы с пониманием сложившейся новой ситуации. Они присягали маршалу Петену, о котором начиная с 8 ноября ничего не было слышно. Были распространены слухи, что глава французского государства был в полном согласии с союзниками, но перед их приходом был вынужден вести двойную игру. Эта уловка, которая сегодня покажется грубой и примитивной, сработала очень хорошо.
Французы под командованием генерала Жиро (по мнению некоторых летчиков узурпатора!) присоединились к американцам и англичанам. Однако Жиро не питал привязанности в ВВС. Он был одним из тех, кто нес прямую ответственность за катастрофу июня 1940 года и кто не понимал, что одной из причин поражения было неправильное применение французской армией своих военно-воздушных сил. Более того, Жиро считал полезным продвинуть эту доктрину ошибочного использования еще дальше, планируя распределить авиационные части по подразделения сухопутных сил. Американцы были категорически против этой практики и решили перевооружить французские ВВС по образцу собственных Военно-воздушных сил армии (US Army Air Force) с крупными соединениями. Окончательный облик французские ВВС обрели лишь к концу 1943 года. Тем временем, авиагруппа II/5 Lafayette первой получила новую матчасть – истребители Curtiss P-40. Выбор данного подразделения для переоснащения не был случайным: в 1916 году это была первая эскадрилья американских летчиков-добровольцев в составе французской военной авиации (Aéronautique militaire française).
8 ноября D.520 из эскадрильи III/3 сбил Spitfire, принадлежавший 31-й истребительной авиагруппе (31st Fighter Group). Пилоты 31-й группы до захвата расположенного неподалеку от Орана аэродрома Тарафуи (Tafaraoui) претендовали на два сбитых D.520. Между тем механики группы, приземлившиеся в Алжире, уже использовали французские бензин и боеприпасы, в том числе и для состоявшейся 9 ноября атаки на выдвинувшуюся к аэродрому колонну иностранного легиона. 14 ноября 31-й авиагруппа базировалась на аэродроме Оран-Ла Сенья (Oran-La Sénia), разрушенном в результате бомбардировок и устроенных французами пожаров. Согласно полученной нами информации D.520 с американскими опознавательными знаками использовался летчиками 31-й авиагруппы до тех пор, пока она оставалась в Тарафуи или Ла Сенье. Почему? Мы не знаем. Следует полагать, что американцы из любопытства хотели опробовать этот самолет, который доставил им столько неприятностей и который был так похож на их «спитфайры».
Американцы применяли британские истребители гораздо интенсивнее, чем у нас принято считать. Во время боевых действий в Северной Африки два подразделения Военно-воздушных сил армии США: 31-я и 52-я истребительные авиагруппы.
Через несколько месяцев в феврале 1943 года американские «спитфайры» и оснащенная истребителями Curtiss P-40 эскадрилья II/5 Lafayette перелетели на авиабазу Телепт (Thelepte), Тунис. Вплоть до мая 1943 года – капитуляции итало-германский войск в Тунисе – американцы и французы сражалась с немецкими наземными и военно-воздушными силами.
Анализ фотографии показывает, что темный цвет (американский оливковый [olive drab] или, скорее, французский зеленый [если не коричневый]) был использован для закрашивания красно-желтых полос быстрой идентификации, введенных немцами и итальянцами для французских самолетов военно-воздушных сил правительства маршала Петена. Нанесенный на руль направления номер самолета отсутствовал. Скорее всего, он был закрашен белой краской.
Еще на одной фотографии изображен D.520 группы I/3, возвращенный в Оран-Ла Сенья после захвата аэродрома американцами. Нанесенные на его капот красные и желтые полосы были закрашены темной краской.
источник: Paul A. LUDWIGI et Michel BÉNICHOU «American D.520» Le Fana de l’Aviation 1999-06 (355) pp.35-36