Испытано в Германии. Крейсерский танк Cruiser Tank Mk.IV

1

 

По результатам французской кампании немцам досталось свыше 150 английских крейсерских танков, из них 65 штук были Cruiser Tank Mk.IV. Больше половины танков из этого числа оказались непригодны к восстановлению, тем не менее, остальные вполне могли быть восстановлены и использованы немецкой армией. Согласно немецкой спецификации, танки этого типа получили обозначение Kreuzer Panzerkampfwagen Mk IV 744 (е). В наибольшем количестве оказались Cruiser Tank Mk.IV поздних серий, которые отличались дополнительным бронированием орудийной маски.

В отличие от Cruiser Tank Mk.III, информация о применении которых в немецкой армии пока отсутствует, его младший собрат удостоился иной участи. Впервые немцы опробовали трофейные крейсерские танки еще в ходе французской кампании 1940 года. Подобно трофейным французским танкам FCM-36, Kreuzer Panzerkampfwagen Mk IV 744 (е) использовался в исходном виде, машины даже не перекрашивали. Изменения во внешнем облике сводились лишь к закрашиванию английских маркировок и нанесению балочных крестов на башню и корпус. К слову, именно к французской кампании относятся случаи применения трофейных Cruiser Tank Mk.IVA, в дальнейшем немцы их не использовали, по крайней мере, на европейском театре боевых действий.

Испытано в Германии. Крейсерский танк Cruiser Tank Mk.IV

После кампании 1940 года несколько танков (различные источники указывают до шести машин) попало на испытания на танковый полигон в Куммерсдорфе, остальные же оказались распределены между учебными и действующими подразделениями. 9 танков в феврале 1941 года были сведены в трофейную роту Beutepanzer-Kompanie (е) в составе 100-го огнеметного танкового батальона (Pz.Abt. (Flamm) 100). Также имеются данные о применении Panzerkampfwagen Mk IV 744 (е) в составе полицейских подразделений. Точное число танков, попавших в учебные и полицейские подразделения, назвать сложно, но как минимум пять таких машин мелькают на фотографиях. На них попадаются Cruiser Tank Mk.IV самых разных серий, в том числе и ранние машины, у которых дополнительное бронирование орудийной маски отсутствует.

На Восточном Фронте

Танки, попавшие в учебные подразделения, не подвергались каким-либо значительным переделкам. В основном их лишь перекрашивали и наносили балочные кресты, но часть танков остались в английском камуфляже. Практически в неизменной конфигурации оставались с осени 1940 по весну 1941 года и танки из Pz.Abt. (Flamm) 100 — там был лишь добавлен фонарь ночного вождения Notek, машины перекрасили в базовый серый немецкий цвет, нарисовали балочные кресты и маркировки подразделения. Что же касается машин, попавших на фронт, то с ними ситуация куда интереснее. Дело в том, что они прошли модернизацию, причем, судя по фотографиям, переделки носили системный характер — все танки дооборудовались одинаково. Для немецких танковых подразделений подобные метаморфозы не являлись чем-то из ряда вон выходящим, достаточно вспомнить типовые переделки Pz. Kpfw. 35(t) и Pz. Kpfw. 38(t).

Прежде всего, Kreuzer Panzerkampfwagen Mk. IV 744 (e) из состава 100-го огнеметного танкового батальона получили новые гусеничные ленты с шириной траков 300 мм и шагом 100 мм, позаимствованные у Pz. Kpfw. II Ausf. D1. Замена выглядит странной, если бы не тот факт, что донор являлся, по сути, немецким видением того же типа крейсерского танка, английским воплощением которого был Mk. IV. Причина замены неизвестна, но не исключено, что траки Pz. Kpfw. II Ausf. D1 оказались более живучими и обеспечивали большую скорость движения (максимальная скорость Cruiser Tank Mk.III и IV ограничивалась ресурсом ходовой части).

Испытано в Германии. Крейсерский танк Cruiser Tank Mk.IV

Еще более заметным изменением по сравнению с оригинальной конфигурацией стало появление на бортах башни деревянных полок для размещения канистр, которые крепились за экраны, крепления для канистр появились и на надгусеничных полках. Передние и задние грязеотбойники были заменены деталями упрощенной конструкции, одновременно убрали развитые боковины на надгусеничных полках. В дополнение к стандартному освещению спереди и сзади появились фары и фонари ночного вождения Notek. Глушитель сзади частично прикрыли экраном, одновременно смонтировав над ним крепление для бруса системы самовытаскивания. Также в дополнительное оснащение входили запасные траки, которые крепились на надгусеничных полках и к нижнему лобовому листу.

Испытано в Германии. Крейсерский танк Cruiser Tank Mk.IV

Как минимум на одном из танков 100-го огнеметного танкового батальона (башенный номер 265) было установлено поднимающееся вверх крепление для буксировки транспортного прицепа от французского тягача Renault UE. Большинство Kreuzer Panzerkampfwagen Mk. IV 744 (е) из состава 100-го огнеметного танкового батальона относились к поздней версии, лишь танк с башенным номером «142» был ранней модификации.

Испытано в Германии. Крейсерский танк Cruiser Tank Mk.IV

Переделанные подобным образом танки использовались с первых дней Великой Отечественной войны. Танки 100-го огнеметного танкового батальона совместно с 18 танковой дивизией входили в состав 2-й танковой группы из состава группы армий «Центр». Батальон участвовал в штурме Брестской крепости и в дальнейшем вел бои на территории Белоруссии. Боевая карьера Kreuzer Panzerkampfwagen Mk. IV 744 (е), впрочем, оказалась совсем недолгой. Уже к 11 июля 1941 года, то есть спустя три недели после начала боевых действий ни одного танка данного типа в батальоне не числилось. Найденные фотографии наглядно показывают, что большинство потерь стало следствием технических неисправностей: часть машин были брошены с открытыми надмоторными плитами — капризный двигатель Nuffield-Liberty подвел и новых хозяев.

Африканские трофеи

Помимо Европы, Cruiser Tank Mk. IV (точнее, Cruiser Tank Mk.IVA) пришлось повоевать под чужим флагом в Северной Африке, на сей раз уже против бывших владельцев. Как правило, немецкими трофеями становились танки с повреждениями ходовой части, либо вышедшие из строя по техническим причинам. Фотографии таких машин являются относительной редкостью, тем не менее, подобные факты имели место. Появление в немецком Африканском корпусе трофейных Cruiser Tank Mk. IVA фиксируется с весны 1941 года, когда была разгромлена британская 2-я танковая дивизия. По состоянию на 23 июля 1941 года в составе 5-й легкой дивизии находилось 2 Cruiser Tank Mk.IVA, машины были потеряны к 1 сентября.

Испытано в Германии. Крейсерский танк Cruiser Tank Mk.IV

Помимо немцев, трофейные танки использовали и итальянцы, причем не только в качестве боевых машин. Наиболее известный пример использования Cruiser Tank Mk. IVA в итальянской армии являет фотография танка, закопанного по крышу корпуса (ранее он, скорее всего, принадлежал 2-й танковой дивизии) — итальянцы использовали его в качестве неподвижной огневой точки. В отличие от танков, воевавших на Восточном фронте, африканские трофеи не подвергались никаким переделкам, на них даже не наносилось новых маркировок.

Камуфляж и маркировки

Как уже говорилось выше, первые Kreuzer Panzerkampfwagen Mk. IV 744 (е) использовались в базовом камуфляже, лишь затирались английские маркировки и наносились балочные кресты. К вопросу окраски и маркировки машин в учебных частях относились более обстоятельно: помимо балочных крестов на корпусе и башне, танки получали базовую темно-серую окраску (RAL 7021).

Наиболее полный набор маркировок несли машины из состава 100-го огнеметного танкового батальона и 18-й танковой дивизии. Балочные кресты были нанесены на верхнюю лобовую деталь корпуса, а также на кормовом листе башни и на специальные планки, установленные на бортовых башенных полках для канистр. Дивизионный знак рисовался с правой стороны лобового листа башни (не у всех машин), часть танков имела дивизионный знак на кормовом листе корпуса. Кроме того, с правой стороны лобового листа башни рисовался знак 2-й танковой группы — белая буква G, на части машин знак рисовался и на кормовом листе корпуса. Все танки имели трехзначные номера красного цвета, которые были нанесены под бортовыми башенными полками для канистр. На сегодняшний момент известны следующие башенные номера: 141,142,144, 243, 245, 265.

источник: Юрий ПАШОЛОК «Под чужим флагом» М-Хобби 9/2010

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account