Исчезновение «Белой птицы». Гибель самолета Шарля Нунжессера и Франсуа Коли
Статья из июньского выпуска 2012 года журнала «Flugzeug Classic» посвящена 85-й годовщине попытки перелета Атлантического океана Шарлем Нунжессером и Франсуа Коли.
Содержание:
Предисловие редакции: В случае успеха французских летчиков Чарльзу Линдбергу пришлось бы продолжать зарабатывать на жизнь в качестве перевозчика авиапочты. Но «Белая птица», которая в мае 1927 года под управлением двух ветеранов мировой войны Шарля Нунжессера и Франсуа Коли должна была совершить перелет из Парижа в Нью-Йорк, так и не завершила свой полет. Мрачный миф об этом самолете, который бесследно исчез, существует до сих пор.
Предыстория
С сорока тремя подтвержденными воздушными победами Шарль Нунжессер занимал третье место среди летчиков-асов французской истребительной авиации (после Рене Фонка и Жоржа Гинемера). О жизни и карьере Шарля Нунжессера было создано множество легенд. Этим легендам Нунжессер сам никогда не противоречил, но только в том случае, если они ему нравились. В молодом возрасте он путешествовал по Южной Америке и вернулся во Францию за несколько месяцев до начала войны. Откровенно самоубийственная смелость позволила Нунжессеру перевестись в военную авиацию. Несмотря на выраженное отсутствие дисциплины, Шарль Нунжессер смог дослужиться до лейтенанта.
После окончания Первой Мировой войны Нунжессер остался в авиации. Некоторое время он зарабатывал на жизнь своим громким именем, но вскоре летная школа, основанная Нунжессером в Орли, была вынуждена закрыться. Шарль Нунжессер перебрался в США, где он нанялся на работу в воздушный цирк, где он воссоздавал свои воздушные бои времен Первой Мировой войны. Нунжессер попробовал себя даже в кинобизнесе: в немом фильме «Небесный рейдер» (The Sky Raider) он сыграл самого себя. В 1926 году Шарль Нунжессер вернулся во Францию. К этому времени ему исполнилось 35 лет. Нунжессеру нужно было искать новые задачи, и выбор был относительно легок: полным ходом шла подготовка к перелету по маршруту Нью-Йорк – Париж (также разрешался полет в противоположном направлении).
«Атлантическая лихорадка»
Уже в 1919 году на переоборудованном двухмоторном бомбардировщике Vickers Vimy был совершен перелет из Ньюфаундленда в Ирландию через Северную Атлантику. Следующим шагом должен был стать перелет из одного мегаполиса в другой. Владелец отеля Рэймонд Ортайг (Raymond Orteig) объявил приз в размере 25000 долларов тому, кто первым совершил перелет из Нью-Йорка в Париж (или наоборот). «Атлантическая лихорадка», как ее называли в прессе, привела к нескольким катастрофам, повлекшим за собой гибель людей. Первым серьезным кандидатом считался Рене Фонк. Однако в сентябре 1926 года во время взлета с аэродрома Рузвельт-филд сильно перегруженный самолет Sikorsky S-35 превратился в огненный шар. Кинохроника запечатлела эту катастрофу. Два члена экипажа погибли, но Рене Фонк и второй пилот выжили. Вскоре после этого Шарль Нунжессер встретился с французским авиастроителем Пьером Левассером и рассказал о своем желании совершить трансатлантический перелет. Шарль Нунжессер выбрал маршрут с востока на запад, который был более сложным из-за постоянно дующих встречных ветров. Само собой Нунжессер планировал пересечь Атлантику в одиночку. Пьер Левассер увлекся идеей Шарля Нунжессера, но он настоял на включении в состав экипажа штурмана. Это, безусловно, было хорошей идеей, поскольку сверхдальние перелеты не были профессией бывших летчиков-истребителей.
Выбор пал на заслуженного ветерана войны 45-летнего Франсуа Коли, который был способным пилотом и штурманом, совершившим два перелета через Средиземное море. На войне Коли потерял правый глаз, с тех пор черный монокль стал отличительной чертой этого популярного летчика. С 1923 года у Франсуа Коли были собственные планы трансатлантического перелёта, но после крушения биплана Potez-25 ему пришлось начинать все с нуля. Таким образом, предложение Нунжессера пришло вовремя.
L’Oiseau Blanc (Белая птица) – самолет Нунжессера и Коли – был биплан Levasseur PL-8. Эта машина представляла собой дальнейшее развитие созданного для ВМС Франции самолета PL-4. Этот прочный биплан мог быть пригоден для перелета через Атлантический океан только после серьезных модификаций. Размах крыльев был увеличен, и самолет получил металлический воздушный винт большого диаметра. Сбрасываемые основные стойки шасси были предназначены для увеличения скорости и дальности полета. Две передние кабины были заменены дополнительными топливными баками. Общий запас топлива самолета составлял 4000 литров. Этого количества должно было хватить для того, чтобы 450-сильный 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Lorraine-Dietrich смог проработать в течение 40 часов. «Белая птица» должна была совершить посадку на свой водонепроницаемый корпус в акватории порта Нью-Йорка. На борт фюзеляжа самолета была нанесена жуткая эмблема Шарля Нунжессера времен Первой Мировой войны…
В апреле 1927 года Ноэль Дэвис (Noel Davis) и Стэнтон Вустер (Stanton Wooster) нашли свою погибель в обломках своего двухмоторного самолета American Legion, на котором они планировали долететь до Парижа. Одновременно в Сан-Диего 25-летний Чарльз Линдберг поднял в воздух самолет Ryan «Spirit of St. Louis»; в конечном итоге Линдберг окажется тем джокером, появления которого никто не ожидал. Шарль Нунжессер и Франсуа Коли, преследуемые по пятам прессой, не поддавались давлению и терпеливо ждали окончания непогоды над Атлантическим океаном. 8 мая 1927 года все стало серьезно. Одним жестом Шарль Нунжессер уточняет свои обстоятельства: он бросает свои последние монеты в жаждущую толпу.
В 5:17 утра пятитонный PL-8 начал свое движение по взлетной полосе. Камеры кинохроники снимали рулежку машины. После 800 метров разбега и небольшого прыжка в воздухе «Белая птица» взлетела и стала старательно набирать высоту. Над Сеной были сброшены основные стойки шасси. На сегодняшний день это единственное, что осталось от PL-8. Представленные в Ле-Бурже стойки шасси являются причудливым экспонатом, обладающим аурой обреченности. Чуть менее чем через пять часов после взлета «Белую птицу» в последний раз заметили над ирландским побережьем. Прогноз погоды оказался неверным: PL-8 должен был лететь в условиях сильного встречного ветра! Шарль Нунжессер и Франсуа Коли навсегда покидали европейский континент…
Напрасные ожидания…
На следующий день по обе стороны Северной Атлантики произошли удивительные события. В Париже люди праздновали после того, как вечером 9 мая несколько парижских газет опрометчиво объявили о торжественном прибытии Нунжессера и Коли в гавань Нью-Йорка. В то же самое время (на восточном побережье Америки был еще полдень) тысячи жителей Нью-Йорка в парке Баттери, остров Манхэттен, ждали прибытия «Белой птицы», которое так никогда и не произойдет. Мистификация французских газет стала одной из самых жирных «газетных уток» XX века. Нью-Йорк накрыл туман. Когда стемнеет, подозрение о роковой гибели распространилось по парку Баттери. Баки «Белой птицы» должны были быть пусты… Поисковая операция, которая началась на следующий день, была крупной по числу задействованных сил и средств и продолжалась несколько недель. Но было неясно: где нужно было искать? Тем временем Чарльз Линдберг после 33,5-часового перелета через Атлантический океан приземлился в Париже и стал героем газетных заголовков.
Подобно призраку «Белая птица» появлялась в средствах массовой информации. Утром 9 мая несколько человек сказали, что видели или слышали летевший над Ньюфаундлендом самолет. Но погода в суровом Северо-Востоке Америки в тот день была ужасной: ливневые дожди и небольшой снегопад. Согласно ряду утверждений двигатель самолета был найден в штате Мэн в 1930 году. С 1980-х годов этот холмистый, пустынный район считается местом гибели Шарля Нунжессер и Франсуа Коли. Чудаковатый отшельник утверждал, что 9 мая 1927 года что слышал рев двигателя самолета.
В поисках призрака
Французы никогда не забывали двух летчиков того несчастливого трансатлантического перелета. Сегодня в Нормандии севернее Гавра в месте, где «Белая птица» покинула французскую землю, возвышается памятник Нунжессеру и Коли и расположен музей. Отдельные лица и организации неоднократно занимались поиском этого несчастного самолета. Тем не менее «Белая птица» до сих пор не найдена, и нет никаких доказательств того, что Шарль Нунжессер и Франсуа Коли вообще достигли американского континента. Только сейчас экспедиция, финансируемая французской оружейной компанией, отправляется в Ньюфаундленд, чтобы обнаружить в Атлантическом океане хотя бы массивный моторный блок «Белой птицы»…
ПРИЛОЖЕНИЕ
источник: Stefan Bartmann «ZEITGESCHICHTE. Verschollen im Atlantik. VOR 85 JAHREN. »Der Weiße Vögel« verschwindet» «Flugzeug Classic» 2012-06, Seiten 70-71