Исчезновение «Белой птицы». Гибель самолета Шарля Нунжессера и Франсуа Коли

14
Исчезновение «Белой птицы». Гибель самолета Шарля Нунжессера и Франсуа Коли

Исчезновение «Белой птицы». Гибель самолета Шарля Нунжессера и Франсуа Коли

Статья из июньского выпуска 2012 года журнала «Flugzeug Classic» посвящена 85-й годовщине попытки перелета Атлантического океана Шарлем Нунжессером и Франсуа Коли.

Содержание:

Предисловие редакции: В случае успеха французских летчиков Чарльзу Линдбергу пришлось бы продолжать зарабатывать на жизнь в качестве перевозчика авиапочты. Но «Белая птица», которая в мае 1927 года под управлением двух ветеранов мировой войны Шарля Нунжессера и Франсуа Коли должна была совершить перелет из Парижа в Нью-Йорк, так и не завершила свой полет. Мрачный миф об этом самолете, который бесследно исчез, существует до сих пор.

Предыстория

С сорока тремя подтвержденными воздушными победами Шарль Нунжессер занимал третье место среди летчиков-асов французской истребительной авиации (после Рене Фонка и Жоржа Гинемера). О жизни и карьере Шарля Нунжессера было создано множество легенд. Этим легендам Нунжессер сам никогда не противоречил, но только в том случае, если они ему нравились. В молодом возрасте он путешествовал по Южной Америке и вернулся во Францию за несколько месяцев до начала войны. Откровенно самоубийственная смелость позволила Нунжессеру перевестись в военную авиацию. Несмотря на выраженное отсутствие дисциплины, Шарль Нунжессер смог дослужиться до лейтенанта.

Первая Мировая война была звездным часом Шарля Нунжессера. Жуткая эмблема, нанесенная на фюзеляж его истребителя, через десять лет появилась на «Белой птице»

Первая Мировая война была звездным часом Шарля Нунжессера. Жуткая эмблема, нанесенная на фюзеляж его истребителя, через десять лет появилась на «Белой птице»

После окончания Первой Мировой войны Нунжессер остался в авиации. Некоторое время он зарабатывал на жизнь своим громким именем, но вскоре летная школа, основанная Нунжессером в Орли, была вынуждена закрыться. Шарль Нунжессер перебрался в США, где он нанялся на работу в воздушный цирк, где он воссоздавал свои воздушные бои времен Первой Мировой войны. Нунжессер попробовал себя даже в кинобизнесе: в немом фильме «Небесный рейдер» (The Sky Raider) он сыграл самого себя. В 1926 году Шарль Нунжессер вернулся во Францию. К этому времени ему исполнилось 35 лет. Нунжессеру нужно было искать новые задачи, и выбор был относительно легок: полным ходом шла подготовка к перелету по маршруту Нью-Йорк – Париж (также разрешался полет в противоположном направлении).

«Атлантическая лихорадка»

Уже в 1919 году на переоборудованном двухмоторном бомбардировщике Vickers Vimy был совершен перелет из Ньюфаундленда в Ирландию через Северную Атлантику. Следующим шагом должен был стать перелет из одного мегаполиса в другой. Владелец отеля Рэймонд Ортайг (Raymond Orteig) объявил приз в размере 25000 долларов тому, кто первым совершил перелет из Нью-Йорка в Париж (или наоборот). «Атлантическая лихорадка», как ее называли в прессе, привела к нескольким катастрофам, повлекшим за собой гибель людей. Первым серьезным кандидатом считался Рене Фонк. Однако в сентябре 1926 года во время взлета с аэродрома Рузвельт-филд сильно перегруженный самолет Sikorsky S-35 превратился в огненный шар. Кинохроника запечатлела эту катастрофу. Два члена экипажа погибли, но Рене Фонк и второй пилот выжили. Вскоре после этого Шарль Нунжессер встретился с французским авиастроителем Пьером Левассером и рассказал о своем желании совершить трансатлантический перелет. Шарль Нунжессер выбрал маршрут с востока на запад, который был более сложным из-за постоянно дующих встречных ветров. Само собой Нунжессер планировал пересечь Атлантику в одиночку. Пьер Левассер увлекся идеей Шарля Нунжессера, но он настоял на включении в состав экипажа штурмана. Это, безусловно, было хорошей идеей, поскольку сверхдальние перелеты не были профессией бывших летчиков-истребителей.

Выбор пал на заслуженного ветерана войны 45-летнего Франсуа Коли, который был способным пилотом и штурманом, совершившим два перелета через Средиземное море. На войне Коли потерял правый глаз, с тех пор черный монокль стал отличительной чертой этого популярного летчика. С 1923 года у Франсуа Коли были собственные планы трансатлантического перелёта, но после крушения биплана Potez-25 ему пришлось начинать все с нуля. Таким образом, предложение Нунжессера пришло вовремя.

L’Oiseau Blanc (Белая птица) – самолет Нунжессера и Коли – был биплан Levasseur PL-8. Эта машина представляла собой дальнейшее развитие созданного для ВМС Франции самолета PL-4. Этот прочный биплан мог быть пригоден для перелета через Атлантический океан только после серьезных модификаций. Размах крыльев был увеличен, и самолет получил металлический воздушный винт большого диаметра. Сбрасываемые основные стойки шасси были предназначены для увеличения скорости и дальности полета. Две передние кабины были заменены дополнительными топливными баками. Общий запас топлива самолета составлял 4000 литров. Этого количества должно было хватить для того, чтобы 450-сильный 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Lorraine-Dietrich смог проработать в течение 40 часов. «Белая птица» должна была совершить посадку на свой водонепроницаемый корпус в акватории порта Нью-Йорка. На борт фюзеляжа самолета была нанесена жуткая эмблема Шарля Нунжессера времен Первой Мировой войны…

Ле-Бурже, мая 1927 года. От этого массивного самолёта Levasseur PL-8 «L’ Oiseau Blanc» остались только основные стойки шасси

Ле-Бурже, мая 1927 года. От этого массивного самолёта Levasseur PL-8 «L’ Oiseau Blanc» остались только основные стойки шасси

В апреле 1927 года Ноэль Дэвис (Noel Davis) и Стэнтон Вустер (Stanton Wooster) нашли свою погибель в обломках своего двухмоторного самолета American Legion, на котором они планировали долететь до Парижа. Одновременно в Сан-Диего 25-летний Чарльз Линдберг поднял в воздух самолет Ryan «Spirit of St. Louis»; в конечном итоге Линдберг окажется тем джокером, появления которого никто не ожидал. Шарль Нунжессер и Франсуа Коли, преследуемые по пятам прессой, не поддавались давлению и терпеливо ждали окончания непогоды над Атлантическим океаном. 8 мая 1927 года все стало серьезно. Одним жестом Шарль Нунжессер уточняет свои обстоятельства: он бросает свои последние монеты в жаждущую толпу.

В 5:17 утра пятитонный PL-8 начал свое движение по взлетной полосе. Камеры кинохроники снимали рулежку машины. После 800 метров разбега и небольшого прыжка в воздухе «Белая птица» взлетела и стала старательно набирать высоту. Над Сеной были сброшены основные стойки шасси. На сегодняшний день это единственное, что осталось от PL-8. Представленные в Ле-Бурже стойки шасси являются причудливым экспонатом, обладающим аурой обреченности. Чуть менее чем через пять часов после взлета «Белую птицу» в последний раз заметили над ирландским побережьем. Прогноз погоды оказался неверным: PL-8 должен был лететь в условиях сильного встречного ветра! Шарль Нунжессер и Франсуа Коли навсегда покидали европейский континент…

03 – последний снимок Шарля Нунжессера (справа) и Франсуа Коли (слева). Экипаж «Белой птицы» полон надежды

03 – последний снимок Шарля Нунжессера (справа) и Франсуа Коли (слева). Экипаж «Белой птицы» полон надежды

Напрасные ожидания…

На следующий день по обе стороны Северной Атлантики произошли удивительные события. В Париже люди праздновали после того, как вечером 9 мая несколько парижских газет опрометчиво объявили о торжественном прибытии Нунжессера и Коли в гавань Нью-Йорка. В то же самое время (на восточном побережье Америки был еще полдень) тысячи жителей Нью-Йорка в парке Баттери, остров Манхэттен, ждали прибытия «Белой птицы», которое так никогда и не произойдет. Мистификация французских газет стала одной из самых жирных «газетных уток» XX века. Нью-Йорк накрыл туман. Когда стемнеет, подозрение о роковой гибели распространилось по парку Баттери. Баки «Белой птицы» должны были быть пусты… Поисковая операция, которая началась на следующий день, была крупной по числу задействованных сил и средств и продолжалась несколько недель. Но было неясно: где нужно было искать? Тем временем Чарльз Линдберг после 33,5-часового перелета через Атлантический океан приземлился в Париже и стал героем газетных заголовков.

Подобно призраку «Белая птица» появлялась в средствах массовой информации. Утром 9 мая несколько человек сказали, что видели или слышали летевший над Ньюфаундлендом самолет. Но погода в суровом Северо-Востоке Америки в тот день была ужасной: ливневые дожди и небольшой снегопад. Согласно ряду утверждений двигатель самолета был найден в штате Мэн в 1930 году. С 1980-х годов этот холмистый, пустынный район считается местом гибели Шарля Нунжессер и Франсуа Коли. Чудаковатый отшельник утверждал, что 9 мая 1927 года что слышал рев двигателя самолета.

В поисках призрака

Французы никогда не забывали двух летчиков того несчастливого трансатлантического перелета. Сегодня в Нормандии севернее Гавра в месте, где «Белая птица» покинула французскую землю, возвышается памятник Нунжессеру и Коли и расположен музей. Отдельные лица и организации неоднократно занимались поиском этого несчастного самолета. Тем не менее «Белая птица» до сих пор не найдена, и нет никаких доказательств того, что Шарль Нунжессер и Франсуа Коли вообще достигли американского континента. Только сейчас экспедиция, финансируемая французской оружейной компанией, отправляется в Ньюфаундленд, чтобы обнаружить в Атлантическом океане хотя бы массивный моторный блок «Белой птицы»…

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Белая птица». Первый и последний полет…

источник: Stefan Bartmann «ZEITGESCHICHTE. Verschollen im Atlantik. VOR 85 JAHREN. »Der Weiße Vögel« verschwindet» «Flugzeug Classic» 2012-06, Seiten 70-71

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account