Чакская война, юбилей окончания которой сегодня отмечает прогрессивная общественность, интересна тем, что боевые действия велись не только на земле, но и в воздухе. До сих пор она остается самой крупной и продолжительной воздушной войной Западного полушария, хотя общее число самолетов, принимавших в ней участие, не превышало полутора сотен.
Но они были удивительно разнообразны и использовались с полной отдачей. Многократно отмечались бомбардировки и штурмовки вражеских позиций, а также — дальние разведывательные рейды. Активно работали «воздушные санитары» и транспортники. Некоторые аэропланы, примененные на этой войне, не «засветились» больше нигде, а об их существовании знают только специалисты. Боливийцы и парагвайцы закупали авиатехнику везде, где только можно — в США, Англии, Франции, Италии, Германии и даже в Швеции. Порой приобретались редкие малосерийные машины, от которых по разным причинам отказались военные этих стран.
На войне применялись остроумные тактические приемы. Например, при осаде парагвайского форта Канада боливийцы отрезали его от источников воды, рассчитывая, что гарнизон в таких условиях долго не продержится. Парагвайцы наладили снабжение форта по воздуху, но с водой возникли проблемы, поскольку грузовых парашютов у них не было, а при сбросах без парашютов канистры и бидоны неизменно лопались от ударов об землю. Но парагвайцы нашли выход, начав сбрасывать с самолетов мешки со льдом. Солдаты их быстро собирали и высыпали лед в бочки, получая драгоценную воду.
За три года войны произошло несколько десятков воздушных боев, но результативных — лишь семь, причем только в двух из них победу одержали парагвайцы, а в остальных пяти — боливийцы. Был даже местный «полуас» — боливийский истребитель Рафаэль Пабон, сбивший три вражеских самолета. На его счету более половины воздушных побед боливийских ВВС, однако, до конца войны он не дожил и 12 августа 1934 года погиб в очередном бою. Его сбил стрелок атакованного им парагвайского разведчика.
Вторая победа парагвайской авиации тоже была одержана воздушным стрелком с другого разведчика, а вот истребительная авиация Парагвая так и не добилась успеха, хотя в нее входило аж целых 12 самолетов. Кстати, на одном из них воевал русский эмигрант Владимир Парфененко, бывший морской летчик авиации Балтфлота.
Несмотря на то, что боливийские истребители действовали более успешно, чем их оппоненты, на исход войны это никак не повлияло. Впрочем, то же можно сказать про немецких истребителей Первой и Второй мировых войн. Далее — галерея самолетов Чакской войны. К сожалению — далеко не полная, потому что на многие машины я не нашел достаточно крупных и качественных цветных изображений.
Начнем с парагвайцев.
Теперь — боливийцы, которые предпочитали закупать аэропланы у американской фирмы «Кертисс».
Транспортные самолеты Боливия закупала в Германии.