«Imperio»: тяжелый авианосец Regia Marina
Содержание:
История:
После демонстрации возможностей авианосцев в боевых действиях на Средиземном Море, в 1940 году, Бенито Муссолини распорядился предпринять все мыслимые меры для пополнения своего авианосного флота (на тот момент состоявшего только из авианосца «Аквилла»). Именно тогда была впервые выдвинута идея перестройки в тяжелый авианосец строящегося линкора «Империо». Четвертый корабль типа «Витторио Венетто», заложенный в 1935 году, «Империо» был спущен на воду в ноябре 1939, но с началом войны его строительство замедлилось. Основные ресурсы итальянского кораблестроения были направлены на скорейшую достройку линкора «Рома», и срочно требовавшихся эскортных кораблей.
Однако, в 1940 году проект не получил поддержки. Итальянское командование рассматривало авианосцы, в первую очередь, как средство выведения в атаку тяжелых артиллерийских линкоров и крейсеров.
К проекту перестройки «Империо» в авианосец вернулись осенью 1941 года, когда положение Италии на Средиземном Море существенно ухудшилось. Проведенные рассчеты показали, что ввиду дефицита ресурсов, «Империо» не сможет быть закончен по первоначальному проекту (как линкор) до 1944-1945 года. Достройка корабля как авианосца позволяла ввести его в строй существенно быстрее. Оценив все факторы, военно-морское министерство рекомендовало доработанный проект к реализации, и 22 ноября 1941 года он был одобрен итальянским правительством.
Конструкция:
Работы по перестройке «Империо» в авианосец начались в Ливорно в январе 1942 года. К этому моменту, корпус корабля был готов на 88% и его силовая установка была полностью смонтирована (однако, готовность по компонентам не превышала 30%). Ввиду незначительной готовности корабля выше линии главной палубы, перестройка не требовала существенных изменений уже готовых конструкций.Основная конструкция корпуса была оставлена без изменения. Над главной палубой был надстроен высокий ангар, увенчанный протянувшейся на большую часть длины корпуса полетной палубой. Длина ангара составляла 158 метров, и он был выполнен «полутораярусным» (по итальянской доктрине, часть самолетов подвешивалась под потолочными балками ангара). Три крупных лифта-элеватора соединяли ангар с летной палубой, обеспечивая возможность быстрого подъема самолетов.
Силовая установка корабля оставалась прежней, только дымоводы от котлов вывели в одну, смещенную к правому борту трубу. Она включала четыре турбины Беллузо, питаемые паром от восьми котлов «Ярроу». Общая мощность на всех четырех валах составляла 130000 л.с.: на испытаниях, авианосец развил скорость 33,2 узла. Запаса топлива хватало на 5500 миль 16-узлового хода.
Бронирование корабля было пересмотрено полностью. Повторяя исходный проект линкора по компоновке, оно было существенно более тонким: за 70-мм внешним поясом располагался 100-мм главный, и за ним — 35-мм противоосколочная переборка. Вертикальное бронирование было рассчитано на защиту машинного отделения и погребов авиационного боезапаса от британских 203-мм снарядов (итальянские адмиралы по опыту войны не исключали возможности ночного нападения британских крейсерских сил).
Борта ангара были, по британской схеме, защищены 100-миллиметровой броней. Летная палуба была сделана 90-миллиметровой: дополнительно, крыша ангара (отстоявшая примерно на полметра от летной палубы) была бронирована 20-мм плитами, предназначенными для защиты от попадания осколков в ангар. В целом, «Империо» заслуженно претендовал на статус одного из лучших по защищенности авианосцев своего времени.
Вооружение корабля было мощным и хорошо продуманным. Его основу составляли восемь спаренных 135-миллиметровых универсальных 45-калиберных установок OTO Model 1940. Эти установки были аналогичны разработанным для перевооружения крейсера «Этне» (строившегося для Сиама): они располагались побортно двумя группами в носовой и кормовой части корабля.
Зенитное вооружение состояло из десяти новых 65-миллиметровых 64-калиберных орудий, установленных на спонсонах в центре корпуса. Все орудия имели достаточно развитую систему управления огнем — лучшую, которую могла обеспечить на тот момент итальянская промышленность. Превоначальный проект предусматривал также установку значительного количества 20-мм 65-калиберных зенитных орудий, но вскоре после войны они были демонтированы.
Авиационная группа корабля по проекту состояла из 75 самолетов, истребителей «Reggaine» Re.2001 OR, и истребителей-бомбардировщиков Re.2001H. Из них 60 базировались в ангаре, и 15 — на стартовых площадках на летной палубе. Для запуска самолетов использовались две пневматические катапульты длиной 25 метров каждая.
Постройка:
Итальянские инженеры предполагали, что сумеют ввести корабль в строй к лету 1943 года. Однако, под влиянием союзных бомбардировок, дефицита компонентов и острой потребности в ремонтных мощностях для существующих кораблей (а также последовательно ухудшавшихся отношений с Германией), планы строительства были пересмотрены и предусматривали как более реалистичный вариант первый квартал 1944 года. Влияние на ход работ оказали и переделки изначального проекта, сочтенного не вполне соответствующим современным требованиям.
К маю 1943, «Империо» находился на ходу и все основные броневые и силовые конструкции были смонтированы на своих местах. Однако, корабль все еще не был приспособлен к оперированию авиации (в частности, из-за желания конструкторов усилить броневую защиту ангарной палубы) и только часть зенитного вооружения была установлена на местах.
Впечатляющий провал операции «Торхаммер» весной 1943 привел к окончательной деградации отношений между Берлином и Римом. Авантюрная попытка Гитлера и Редера захватить десантом Исландию привела к потере авианосцев «Зейдлиц» и «Европа», гибели множества немецких десантников, а в довершение всего — привела к огромным потерям среди немецких палубных пилотов. Авианосцы «Граф Цеппелин» и «Петер Штрассер» вернулись из этой кампании с практически пустными ангарами: с учетом того, что для комплектования палубных авиагрупп немцы задействовали все резервы палубных эскадрилий Люфтваффе (включая учебные части), боеспособность немецкого авианосного флота была подорвана навсегда. В поражении, Гитлер открыто винил Муссолини, который даже слышать не хотел о участии в «авантюрной, безумной и не имеющей смысла» операции и, несмотря на настоящия Берлина, дуче отказался задействовать свои корабли в каких-либо отвлекающих действиях на Средиземном Море.
После подписания пакта Сталина-Рузвельта-Муссолини в июле 1943, и выхода Италии из войны, работы на строящихся кораблях итальянского флота — включая «Империо» — были приостановлены. Возобновились они только в октябре 1943, уже после германского вторжения в Северную Италию. Зимой 1943, авианосец был переведен в Палермо для защиты теперь от немецких бомбардировок. Там достроечные работы были в очередной раз замедлены в связи с оттоком огромного количества итальянских рабочих на «отечественный» фронт.
Только после того, как весной 1944 наступление Кессельринга было окончательно остановлено (а затем и обращено вспять) в сражении под Болоньей, итальянский флот вновь смог обратить достаточные ресурсы на достройку кораблей. Летом 1944, работы на «Империо» возобновились в полном объеме. Практически готовый корабль был в октябре 1944 переведен в Таранто для установки радиоэлектронного оборудования, однако в строй введен не был: итальянский флот испытывал сильный дефицит кадров, и прилагал значительные усилия к тому, чтобы укомплектовать хотя бы находящиеся уже в строю единицы. Планы завершить корабль к союзной кампании против Японии на Тихом Океане в 1945 году также оказались несбыточными. Зимой 1945 года, Советский Союз предлагал купить строящийся авианосец, однако «Regia Marina» высказалась категорически против.
Служба:
18 мая 1946 года, «Империо», наконец, вступил в строй. На момент завершения постройки, это был крупнейший авианосец Европы и второй по размерам в мире: при водоизмещении в 45500 тонн, он превосходил британские «Имплакэйблы» и «Идейчесы», и уступал в размерах и мощи лишь огромным американским «Мидуэям».
Огромный авианосец стал первым и единственным кораблем своего класса в итальянском флоте на долгие десятилетия. Истощенная войной и утратой колоний, экономика Италии не могла позволить себе масштабное строительство тяжелых кораблей. Сразу же после войны, множество кораблей (включая сравнительно недавней постройки) было передано по репарациям пострадавшим от итальянской агрессии державам, продано третьим странам или разобрано на лом. Итальянское правительство прилагало огромные усилия к тому, чтобы сохранить хотя бы часть наиболее сильных и современных кораблей.
Поэтому «Империо», как наиболее мощному и современному кораблю итальянского флота, уделялось особое внимание. В 1947 году, на его палубе проводились эксперименты по применению реактивных самолетов с борта корабля. Первая эскадрилья палубных реактивных истребителей Re.2008 OR была развернута на его борту в 1949 году, а к 1953, палубная авиагруппа уже включала 30 реактивных истребителей и 30 винтовых машин.
В 1951 году, авианосец впервые участвовал в боевых действиях — его палубные самолеты обеспечивали воздушное прикрытие совместной итало-советской интервенции в Ливию, предпринятой для защиты от местных национально-освободительных движений итальянских и советских анклавов в прибрежных городах. Маневрируя в Ионическом Море, «Империо» обеспечивал действия эскадры из линкора «Рома», крейсеров «Зара», «Сан Марко» и советского крейсера «Домбровский». Летчики авианосца осуществляли вылеты на штурмовку отрядов ливийского сопротивления. Позднее — в 1954 — авианосец был развернут в Адриатическом Море, в связи с итало-югославской конфронтацией по вопросу Триеста.
В конце 1950-ых, в связи с вступлением Италии в НАТО, «Империо» был поставлен на капитальную модернизацию. Он был перестроен по схеме, аналогичной модернизации американских авианосцев «Мидуэй»: корабль получил угловую полетную палубу, новые паровые катапульты и аэрофинишеры. Радиоэлектронное оборудование было кардинально модернизировано с применением новых американских РЛС. Наконец, оборонительное вооружение было кардинально перестроено: носовые башни 135-мм орудий были демонтированы, и заменены ПУ зенитных ракет RIM-2 «Terrier», в то время как кормовые — кардинально модифицированы.
Корабль повторно вступил в строй в 1963 году. Он оставался флагманом вплоть до вывода в резерв в 1988 году.