Илья Муромец в эмиграции
25 сентября 1924 года совершил первый успешный полет самолет «Сикорский» С-29-А. Обычно первой буквой алфавита обозначают первую модификацию машины, но в данном случае она означала то, что самолет сделан в Америке. Это была первая машина, которую И. И. Сикорский спроектировал и построил в эмиграции, после того как он в 1919 году навсегда уехал из Советской России, решив, что от большевиков лучше держаться подальше.
За это решение ему пришлось заплатить несколькими годами безденежья, когда средства на организацию авиастроительной фирмы и возобновление конструкторской деятельности приходилось собирать чуть ли не на паперти. Серьезно помог другой эмигрант – знаменитый композитор Рахманинов, приславший чек на 5000 долларов.
Но, все равно, строить свой первый американский самолет Сикорскому пришлось под деревянным навесом, так как денег на аренду ангара и даже большого сарая не хватало. А конструкторское бюро, в котором был спроектирован С-29-А, располагалось в курятнике близлежащей фермы. Там же размещалась механическая мастерская по изготовлению различных деталей машины. В этот курятник Сикорского и его команду энтузиастов пустил за «спасибо» хозяин фермы, тоже белоэмигрант.
Тем не менее, к весне 1924 года самолет, напоминавший слегка уменьшенный двухмоторный вариант «Ильи Муромца», был построен. На последние 250 долларов Сикорский купил для него два старых и изношенных 200-сильных мотора «Испано-Сюиза», давно выработавших ресурс. Нормальные авиационные моторы аналогичной мощности стоили, как минимум, в 20 раз дороже. В курятнике движки перебрали и кое-как привели в работоспособное состояние, но все равно паспортной мощности они не выдавали.
Это едва не стоило жизни Сикорскому, а заодно и всем его компаньонам, уговорившим конструктора взять их с собой в первый испытательный полет. Я не зря написал в первой фразе, что испытание 25 сентября было первым успешным, потому что самый первый взлет состоялся еще 4 мая того же года, но, из-за плохой работы моторов, он сразу закончился аварией, в которой чудом никто не погиб и не получил серьезных увечий.
На взлете машина разбегалась очень долго, Сикорский, сидевший за штурвалом, чувствовал, что моторы не тянут, но прерывать разбег было уже поздно. В конце летного поля пилоту пришлось резко дернуть штурвал на себя, чтобы перескочить через стоявшую на пути телеграфную линию.
Самолет, задрав нос, перелетел через препятствие, но при этом потерял скорость. В следующую секунду машина «клюнула», просела и ударилась колесами об грунт. К счастью шасси, спроектированное с большим запасом прочности, выдержало удар, а Сикорский успел выключить двигатели. С-29-А прокатился по инерции несколько десятков метров, угодил колесом в канаву и скапотировал, уткнувшись в землю носом и законцовкой нижнего крыла.
Стало ясно, что с этими моторами самолет летать не сможет. Однако через некоторое время Сикорскому как-то удалось раздобыть пару 400-сильных двигателей «Либерти», вдвое более мощных, чем «Испано-Сюизы». Разумеется, они тоже были сильно изношенными и отслужившими свой срок в ВВС, тем не менее, с ними С-29-А нормально летал, а Сикорский начал зарабатывать деньги, возя пассажиров и грузы. Со временем он накопил на новые моторы, с которыми машина стала летать еще лучше.
В 1926 году самолет был продан Роско Тёрнеру, который еще два года использовал его для чартерных перевозок, а заодно – в качестве летающего рекламного стенда, рисуя на бортах логотипы различных фирм. Через два года Тёрнер перепродал самолет миллионеру Говарду Хьюзу, решившему снять грандиозный фильм про летчиков Первой мировой войны.
В этом фильме под названием «Ангелы ада» С-29-А сыграл роль немецкого тяжелого бомбардировщика, который сбили бравые американские асы. Всё было снято «по-настоящему», самолет действительно подожгли в воздухе и перед кинокамерами разбили об землю, после того как летчик-каскадер выпрыгнул с парашютом.
Так закончилась судьба «Муромца-эмигранта», а Сикорский к тому времени спроектировал несколько других самолетов, в том числе очень удачную амфибию С-38, построенную в количестве более 100 экземпляров и принесшую ему финансовый успех. Но это уже другая история.