Опыт Великой Отечественной войны показал, что самым полезным самолетом для наших наземных войск оказался штурмовик Ил-2, его значение и роль на поле боя трудно переоценить. Ил-2 представлял одну из самых больших опасностей для вражеских пехотинцев на земле, а для летчиков в небе.
Это был самолет, специально созданный для поля боя, тесно взаимодействуя с наземными частями в начале войны штурмовики действовали в основном парами или мелкими группами по 4-6 и 8 самолетов, а начиная с 1943 года стали применятся более крупными группами до 20-30 и даже до 50 самолетов, участвуя в нанесении массированных штурмовых ударов по укрепленным узлам сопротивления противника, огневым точкам, артиллерийским батареям, скоплениям танков и пехоты, не оставляли штурмовики без своего «внимания» и железнодорожные эшелоны врага, его аэродромы, а также множество других важных целей расположенных как на переднем крае, так и в тактической глубине обороны.
Довольно часто штурмовая авиация выполняла специальные боевые задачи, так из донесения начальнику оперативного управления ГШ КА об итогах боевых действий 7 Воздушной Армии Карельского фронта за летний период 1944 года известно, что основной задачей штурмовой авиации на тот период было уничтожение артиллерии противника и мест ее сосредоточения в опорных пунктах.
Тактика действий при выполнении подобных боевых задач была следующей: штурмовики, отыскав выдвигающуюся колону противника становились в круг, выискивая цели, уничтожали в первую очередь тягачи и упряжки артиллерии, а последующими ударами уничтожали артиллерийские орудия.
Полет к цели производился на высоте 500-900 м в боевом порядке правого или левого пеленга, выход к цели при наличии в районе цели характерных ориентиров производился на бреющим полете, чем достигалась внезапность и снижались потери от огня ЗА и МЗА (зенитная и малокалиберная ЗА) противника.
Атака артиллерийских батарей бомбами производилась с выскакиванием на высоту 400 метров, а атака пулеметно-пушечным огнем производилась с высоты 200 метров и до бреющего полета, примерно так и действовали летчики штурмовой авиации 7 ВА.
19.7.1944г. штурмовики 957 ШАП в период с 8.30-10.00 нанесли эшелонированный удар по артбатареям на огневых позициях на западном берегу Питоярви, в районе нас. пункта Айтакоски двумя группами по 6 Ил-2 и одной группы по 5 ИЛ-2 под прикрытием 8 самолетов Аэрокобра.
Массированные удары штурмовиков по узлам сопротивления противника наносились группами 30-50 самолетов ИЛ-2, которые следовали в колонах восьмерок и шестерок.
Как было указано в донесении для ГШКА благодаря эффективным действиям штурмовой авиации по уничтожению артиллерии противника на огневых позициях, нашим наземным войскам в тот день удалось продвинуться до 10-12 километров в глубину обороны противника.
В ходы войны штурмовая авиация активно применялась в борьбе с танками и другой бронетехникой противника, как это происходило наглядно показывает боевой эпизод имевший место на участке 1-го Украинского Фронта в районе Тернополя (УССР) в середине апреля 1944 года. Командование 224 ШАД получила задачу нанести ряд ударов по районам сосредоточения танков противника в районе Ходочков Вельке (западнее Тернополя), куда по сведениям разведки немцы подтянули до 2 ТД с мотопехотой.
В 12.20 16.44 г. группа 12 Ил-2 565 ШАП, ведущий лейтенант Мокин под прикрытием 5-ти Ла-5 111 ГИАП вышли на выполнение поставленной задачи, подойдя к Ходочков-Вельке с Севера, атаку цели на первом заходе экипажи провели с планирования с углом 30гр., ввод в планирование начинали с высоты 300 метров.
Атаку вели одновременно четверками в правом пеленге. Экипажи самостоятельно намечали каждый себе цели. Вначале атаки цели были обстреляны пушечно-пулеметным огнем, часть экипажей перед выходом из атаки провела бомбометание. Далее на поворотном заходе штурмовики перестроились в боевой порядок «круг» по самолетному и атаковали скопление танков и пехоты противника на западной окраине Ходочков-Вельке и в оврагах у шоссе, в ходе атаки штурмовики применяли мощные 37 мм автоматические пушки, а также бомбы ПТАБ (по 2 кассеты на каждом самолете). В ходе атаки было уничтожено и подбито 8 танков, 5 автомашин и до 10 солдат, так как основной целью для штурмовиков была бронетехника от того столь незначительное количество уничтоженной живой силы противника
Особенно результативные удары наша штурмовая авиация наносила по железнодорожным узлам и перегонам противника, так в бюллетене оперативного отдела 2 ВА приводится пример одного из эффективных штурмовых ударов, нанесенных по железнодорожной станции Шепетовка (УССР).
7.1.44 г. командиром 525 ШАП на основании полученных разведданных с санкции Командующего 2 ВА был организован и нанесен удар по Шепетовскому ж.д. узлу группой в составе 7 Ил-2 под командованием зам командира аэ лейтенанта Долгова, без сопровождения истребителей.
В 12.20 7.1.44 г. семерка штурмовиков в боевом порядке левый пеленг, с высот 400-100 метров одним заходом вдоль расположения эшелонов атаковала заданную цель. Пятерка штурмовиков атаковала непосредственно эшелоны сбросив бомбы на западной стороне станции, произведя последующие атаки эшелонов пулеметно-пушечным огнем. Остальные два Ил-2 в этом налете выполняли специальную задачу- подавляли зенитные средства противника. Выполнив задачу без потерь, экипажи доложили: «подожгли и повредили до 30 вагонов, создали 2 взрыва большой силы».
16.1.44 г., спустя четыре дня после освобождения Шепетовка, железнодорожный узел обследовала комиссия во главе с Пом. Начальника ВВС КА по Воздушно-стрелковой службе Генерал-майором авиации Рафалович, личным осмотром всего узла и опросом очевидцев, комиссия установила, что 7.1.44г. в середине дня группа в составе 7 Ил-2 в результате бомбардировочно-штурмового удара уничтожила:
-
- 2 эшелона — 70 санитарных вагонов с ранеными;
- 1 эшелон — 30 вагонов с бензоцистернами и автомашинами:
- 1 эшелон — 20 вагонов с танками и автомашинами:
- 2 эшелона — 60 вагонов с боеприпасами;
- 3 эшелона -115 вагонов с войсками;
- 1 эшелон — 25 вагонов с горючим в бочках;
- 1 эшелон — 45 вагонов с ж.д. имуществом и обслуживающим персоналом;
- 1 эшелон — 35 вагонов (3 вагона с взрывчатыми веществами и 32 вагона с разным имуществом);
- 2 эшелона -65 вагонов – пустые, приготовленные для ремонта.
Всего: 14 эшелонов -465 вагонов.
Из различных донесения и отчетов также видно, что наибольшие потери в боях несли летчики штурмовой авиации, всего за летний период только одной 7 ВА было потеряно 105 штурмовиков Ил-2, из них только 4 были сбиты истребителями противника, 5 не вернулись с боевого задания по неизвестным причинам, остальные 96 были сбиты огнем ЗА, МЗА и ЗП, то есть зенитными средствами ближнего действия.
А всего 7 Воздушная Армия за весь летний период боев 1944 года потеряла 152 самолета различных типов, из них большинство -105 составляли штурмовики Ил-2. Потери противника за тот же период составили 175 самолетов, из них:
145 — сбито в воздушных боях, 10 — подбито в воздушных боях, 20 – уничтожено на аэродромах и 16 повреждены. Судя по перечисленным в донесении типам уничтоженных вражеских самолетов большинство из них относились к устаревшем моделям и входили в состав финских ВВС которые в этот период войны противостояли войскам Карельского Фронта.
Какие потери несли в людях и материальной части основные боевые части штурмовой авиации, к которым относились штурмовые авиационные полки видно из отчета 62 ШАП (Штурмового авиационного Гродненского, ордена Суворова полка) о боевых и безвозвратных потерях в летном составе и материальной части самолетов ИЛ-2 при боевых действиях на участке 2 Белорусского Фронта в составе 4 ВА с 23.6. 44г. по 8.5.45г.
1. С 23 июня 1944г. по 9 мая 1945г. произведено-2545 успешных вылетов.
2.За это же время потеряно 33 самолета, что составляет 77 самолето-вылетов на одну потерю.
3. Потеряно самолетов по причине:
а) сбито истребительной авиацией — 4 самолета;
б) сбито зенитной артиллерией -28 самолетов;
в) не вернулось с боевого задания по неизвестным причинам -1 самолет:
4. Произведено вылетов и потеряно самолетов по характеру задач:
а) по войскам противника вылетов- 1065, потерь – 13;
б) по артминбатареям противника вылетов 625, потерь -9;
в) по танкам противника вылетов — 671, потерь -6;
г) по промышленным объектам вылетов -35, потерь – 2;
д) по жд. Станциям и аэродромам вылетов – 133, потерь -2;
е) на разведку войск противника вылетов -16, потерь -1.
5. Потери и количество их по причинам:
а) потери от истребителей противника -4 самолета;
б) по причине большой насыщенности ЗА и плохих метеоусловий – 23 самолета;
в) плохой осмотрительности – 1 самолет;
г) отрыва отдельных самолетов от группы – 2 самолета;
д) недисциплинированности личного состава – 1 самолет;
е) плохого прикрытия истребителей – 2 самолета.
6. Безвозвратные потери личного состава:
а) летчиков -17;
б) воздушных стрелков – 21;
в) летного состава по должностям:
-командиров АЭ -1;
— зам командиров АЭ -2;
— командиров звеньев -2;
— летчиков -12.
г) По степени подготовки:
-вылетавшие впервые -1;
— имеющие до 10 б/ вылетов -1;
-имеющие до 30 б/ вылетов -4;
— имеющие до 50 б/вылетов – 4;
— имеющие до 100 б/ вылетов – 5;
— имеющие до 150 б/ вылетов -2.
На основании представленных данных командованием полка был сделан следующий вывод: «Основными причинами боевых потерь в личном составе и материальной части явились — большая насыщенность поля боя зенитными средствами (70%), внезапная атака с малых высот истребителей пр-ка (12%), а также потери были понесены по зависящим от летного состава причинам (плохая осмотрительность, отрыв отдельных самолетов от группы, недисциплинированность, плохого прикрытия истребителей) что составляет 18%. Еще одной причиной потерь наших самолетов явилось применением противником зенитных снарядов ударного действия, что исключало наблюдения разрывов летным составом и своевременного предпринятия противозенитного маневра.
Из отчета о боевых действиях 686 ШАП, 289 штурмовой авиадивизии 3-го Прибалтийского фронта известно как воевали летчики-штурмовики в Прибалтике.
23.9.1944 г. группа из 6 Ил-2 3 АЭ 686 ШАП под командой ком. звена лейтенанта Комлева получила боевую задачу нанести бомбо-штурмовой удар по отступающему противнику, в 9.08 группа вылетела на выполнения задания с аэродрома Пулли (Латвийская ССР). Выйдя на узел шоссейных дорог в районе Унгус-Верзены-Пужи группа обнаружила до 200 автомобилей противника на месте и в движении, командир перестроил группу в правый пеленг и передал по радио команду: «Выбирайте цель самостоятельно, не отрывайтесь от меня». В 9.55-10.15 группа начала атаку, перед этим лично Комлевым была подавлена батарея ЗА, огонь по батарее командир вел почти в упор с дистанции 200-400 метров. Бомбометание по колоне велось с высоты 200 метров, а пулеметно-пушечный огонь с высоты бреющего полета 100-50 метров. Всего было произведено 5 заходов, 10-12 атак, при выходе из круга ведущий, а за ним и вся группа атаковали автомобили на отрезке дороги в направлении Пулли, выйдя из атаки, группа направилась на свой аэродром базирования, интересно также отметить, что в штурмовке автоколонны принимали участие и истребители прикрытия. При этом было израсходовано следующее количество боеприпасов: -ФАБ-50 =8, АО-25=8, АО-8=40, АО-15=4, АО-2,5=205,РС-82=12,ВЯ=1030, ШКАС=1300, УБТ=250.
29.9.1944г. группа из 6 Ил-2 1 АЭ 686 ШАП под командой лейтенанта Хальзова получила боевую задачу на сопровождение наших танков преследовавших отступающего противника в районе сев. Велтис (Латвийская ССР).
В 8.30-8.31 группа произвела взлет и в сопровождении истребителей прикрытия направилась в район штурмовки вражеских позиций, на подходе к цели командир вышел на связь с рацей наведения через которую уточнил боевую задачу, группа начала сбрасывать бомбы на выходе из пикирования на позиции артиллерии противника с резким разворотом на 90 градусов влево, образовав замкнутый круг. Расположение линии фронта создало возможность производить заход на цель с С-В на Ю-З пушечно-пулеметным огнем и бомбами группа подавила значительную часть ЗА противника, группа сделала в период с 9.00-9.20 по цели 4 захода, 8-10 атак. При выходе из последней атаки на скорости 270 км/час, змейкой, ведущий собрал группу. В результате слаженных действий над целью, ведения точного огня каждым экипажем группа подавила 6 огневых точек ЗА и накрыла бомбами 2 артбатареи противника обеспечив своими успешными действиями дальнейшее продвижение танковых частей. При этом было израсходовано следующее количество боеприпасов: -ФАБ-100 =4, ФАБ-50=2, АО-25=75, ВЯ=830, ШКАС=1250, УБТ=100.
Помимо своей основной задачи нанесения бомбо-штурмовых ударов в интересах наземных войск летчикам-штурмовикам нередко приходилось вести ожесточенные бои с истребительной авиацией противника, в начальный период войны когда у Ил-2 отсутствовал воздушный стрелок с кормовым пулеметом то было совсем тяжко, когда на Ил налетали вражеские М-109 чуть ли не со всех сторон, сзади-сверху, сзади-снизу сзади сбоку, за исключением встречного курса где Ил-2 имел преимущество в виде мощного лобового огня. Летчикам приходилось на ходу разрабатывать тактику обороны от истребителей противника, таким образом, был создан боевой порядок под названием «замкнутый круг», этот прием был несовершенен и мог использоваться только в тех случаях, когда вся группа имела надежное прикрытие истребителей сопровождения.
Вскоре Ил-2 получил второго члена экипажа в виде воздушного стрелка с пулеметом в хвостовой части, а к июлю 1942 г. была разработана и новая тактика ведения воздушного боя «крутая змейка» которая позволяла штурмовику не только отражать атаки истребителей врага но и самому их атаковать.
Так из донесения 243 ШАД (авиадивизии) известно, что только за период с июня 1942 г. по март 1943г. летчиками и воздушными стрелками дивизии в воздушных боях было сбито М-109- 37, Ю-52-9, Ю-88-2, Ф.Вульф-189-4, результативность впечатляет, многих летчиков- штурмовиков по количеству сбитых ими самолетов противника можно приравнять к их коллегами-истребителями.
13.8.1942 г. группа 6 Ил-2 33 ГШАП под командованием Героя Советского Союза капитана Носова в воздушном бою с 22 Ю-52 и 4 Ме-109 сбили 5 Ю-52 и 1-Ме-109;
27.8.1942 г. пилот 74 ШАП сержант Павлов в бою с 8 Ме-109, сбил 1 Ме-109;
28.9.1942 г. командир 74 ШАП майор Савченко в составе 4 Ил-2 и 4 ЯК-1 в бою с группой 20 Ю-88 и Ю-87 и до 15 Ме-109 сбил 1 Ю-88 и 1 Ме-109, подбил 1 Ме-109;
24.7.1942 г. пилот 33 ГШАП лейтенант Головко в бою с 2 МЕ-109 сбил одного из них; 24.2. 1943г. пилот 784 ШАП сержант Лебедев в бою с 3 Ме-109 и 1 Ф.Вульф-189 сбил фоккер и подбил 1 Ме109.
Данные подтверждены наблюдением командования наземных частей.
17.12.1942 г. лейтенант Красата 667 ШАП, 292 ШАД, 3ВА (Калининский Фронт), вследствие низкой облачности потерял свою группу и продолжил выполнение задания самостоятельно, вскоре им был обнаружен один МЕ-109, дождавшись его выхода из разворота, умело используя маневренность своего самолета, вышел на лобовую атаку Ме-109 и с дистанции 450 метров открыл по нему прицельный огонь из пушек и пулеметов в результате Ме-109 задымил и проскочив мимо Ил-2 врезался в землю, лейтенант Красата точно установив место падения М-109 благополучно возвратился на свой аэродром.
Однако не всегда так удачно заканчивались воздушные бои штурмовиков с вражескими истребителями.
В этот же день экипаж сержанта Чура 800 ШАП, 226 ШАД, 3 ВА выполнял боевое задание в составе 8 Ил-2 в главе с командиром полка майором Митрофановым, после первой атаки цели группа была атакована 15 Ме-109, не приняв боя штурмовики пытались неорганизованно уйти от истребителей противника на бреющем полете однако не всем это удалось. Самолет Чура подвергся нападению одним Ме-109, будучи предупрежденным стрелком ст. сержантом Михайловским о приближении вражеского истребителя Чура растерялся и не попытался использовать хорошую маневренность и мощное вооружение своего самолета, а решил оторваться от противника при помощи резких маневров рулем поворота этим самым лишив возможности стрелку вести прицельный огонь по преследующему вражескому самолету. Вскоре Ме-109 с дистанции 100 метров открыл огонь по Илу в результате обстрела был убит стрелок Михайловский, а также поврежден мотор и радиатор штурмовика, Чура приземлился на фюзеляж, самолет был разбит.
Были среди летчиков штурмовиков и настоящие охотники за бомбардировщиками противника к таким относился командир аэ 637 ШАП ст. лейтенант Шумидуб Александр Леонтьевич, ниже приводятся несколько боевых эпизодов с его участием.
7.3.44г. девятка Ил-2 из 637 ШАП (227 БШАД) под командованием Шумидуба в сопровождении 6 ЯК-9 из 32 ИАП (5ИАК) провела воздушный бой с группой до 30 Ю-87 под прикрытием 12-ти истребителей в этом бою штурмовиками было уничтожено 6 бомбардировщиков противника, а истребителями сопровождения 4 ФВ-190.
8.3.44 г. Шумидуб провел еще один аналогичный воздушный бой, в котором 6 Ил-2 в сопровождении 6 ЯК-9 вступили в бой с группой до 50-ти бомбардировщиков противника под прикрытием 12-ти ФВ-190 и Ме-109 в результате этого боя было уничтожено 5 Ю-87 и 2 ФВ-190.
Наибольшее количество воздушных боев летчики на Ил-2 провели в период с 1942 г. и по вторую половину 1944 года, а когда советская авиация полностью завоевала господство в воздухе то штурмовикам осталась одна задача это заниматься своим основным предназначением, нанесением бомбо-штурмовых ударов, правда штурмовики продолжали сбивать самолеты врага и в феврале 1945г. но это уже были единичные случаи.
Пост подготовлен по материалам портала https://pamyat-naroda.ru/