II Государственная дума Российской империи — упущенный шанс общественного примирения.

1

К столетию Русской Революции.

Все мы знаем, сколько бед и несчастий принесли Русскому народу события, связанные со свержением Царя Николая II и последующими развалом Империи, Гражданской войной, Интервенцией, разрухой и голодом…

Была ли в то время возможность всё это избежать? Навряд ли. Слишком много противоречий, усиленных войной и действием иностранных разведок, накопилось в Российском обществе, а недееспособность действующего Императора не оставляла надежды на их разрешение мирным путём.

А ведь была в России историческая возможность «найти компромисс» между всеми слоями общества – II Государственная дума Российской империи!

Выборы во II Думу проходили по тем же правилам, что и в I Думу (многоступенчатые выборы по куриям). При этом сама избирательная кампания проходила на фоне хотя и затухающей, но продолжающейся революции (ставшей причиной ряда уступок Царём общественным требованиям и созыва 1 Думы): «беспорядки на аграрной почве» в июле 1906 года охватили 32 губернии России, а в августе 1906 года крестьянскими волнениями было охвачено 50 % уездов Европейской России.

На этот раз в выборах участвовали представители всего партийного спектра, в том числе и крайне левые, «вышедшие из подполья». Боролось, в общем, четыре течения: правые, стоящие за укрепление самодержавия; октябристы, принявшие программу премьер-министра Столыпина; кадеты; левый блок, объединивший социал-демократов, эсеров и другие социалистические группы. Устраивалось много шумных предвыборных собраний с «диспутами» между кадетами, социалистами и октябристами. И всё же избирательная кампания носила иной характер, чем при предыдущих выборах в Думу. Тогда никто не защищал правительство. Теперь же борьба шла внутри общества между избирательными блоками партий.

Участие в выборах большего числа политических сил привело к большей пестроте политических сил по сравнению с прежней думой. По партийным фракциям они распределялись так: трудовая крестьянская фракция — 104 депутата, которая состояла из собственно трудовиков — членов Трудовой группы (71 человек), членов Всероссийского крестьянского союза (14 человек) и сочувствующих (19), кадеты — 98, социал-демократическая фракция — 65, беспартийные — 50, польское коло — 46, фракция октябристов и группа умеренных — 44, социалисты-революционеры — 37, мусульманская фракция — 30, казачья группа — 17, народно-социалистическая фракция — 16, правых монархистов — 10, к партии демократических реформ принадлежал один депутат.

Дума продолжила борьбу за влияние на деятельность правительства и активную борьбу с коррупцией во всех эшелонах власти, что вело к многочисленным конфликтам и стало одной из причин краткого периода её деятельности.

В целом, II Дума оказалась ещё более радикально настроена, чем её предшественница. Депутаты изменили тактику, решив действовать в рамках законности. Руководствуясь нормами статей 5 и 6 «Положения об утверждении Государственной Думы от 20 февраля 1906» депутаты образовали отделы и комиссии для предварительной подготовки дел, подлежащих рассмотрению в Думе.

Созданные комиссии приступили к разработке многочисленных законопроектов. Основным оставался аграрный вопрос, по которому каждая фракция представила свой проект. Кроме того, II Дума активно рассматривала продовольственный вопрос, обсуждала Государственный бюджет на 1907, вопрос о призыве новобранцев, об отмене военно-полевых судов и т. д. В ходе рассмотрения вопросов кадеты проявляли уступчивость, призывая «беречь Думу» и не давать правительству повода для её роспуска.

Отношения Столыпина со II Государственной думой были весьма напряжёнными. Во время революционных событий 1905—1907 годов реакционно настроенный и облеченный безграничной карательной властью Столыпин лично столкнулся с актами революционного террора. Взрыв на Аптекарском острове 12 августа 1906 года унёс жизни нескольких десятков людей, которые случайно оказались в особняке Столыпина. Кроме того, пострадали и двое детей Столыпина — Наталья и Аркадий.

Вместо поиска «агентов внешнего влияния» и решения наболевших проблем Российского общества, Столыпин развернул «неограниченный» террор против «революционеров», жертвами которого чаще всего становились ни в чем не повинные граждане. Для этого 19 августа 1906 года в качестве «меры исключительной охраны государственного порядка» был принят «Закон о военно-полевых судах», который в губерниях, переведённых на военное положение или положение чрезвычайной охраны, временно вводил особые суды из офицеров, ведавших только делами, где преступление было очевидным (убийство, разбой, грабёж, нападения на военных, полицейских и должностных лиц).

Предание суду происходило в течение суток после совершения преступления. Разбор дела мог длиться не более двух суток, приговор приводился в исполнение в 24 часа. В то время как в военных судах дела рассматривались при обвиняемых, которые могли пользоваться услугами защитников и представлять своих свидетелей, в военно-полевых судах обвиняемые были лишены всех прав.

Всего за 1906—1910 годы военно-полевыми и военно-окружными судами по так называемым «политическим преступлениям» было вынесено 5735 смертных приговоров, из которых 3741 приведён в исполнение. К каторжным работам приговорено 66 тысяч. В основном казни приводились в исполнение через повешение.

Масштаб репрессий стал беспрецедентным для российской истории — ведь за предыдущие 80 лет — с 1825 по 1905 год — государство по политическим преступлениям вынесло 625 смертных приговоров, из которых 191 был приведён в исполнение.

Основным предметом дебатов в Думе весной 1907 стал вопрос о принятии чрезвычайных мер против революционеров. Дума 17 мая 1907 проголосовала против «незаконных действий» полиции. Такое неповиновение не устраивало правительство. Аппаратом министерства внутренних дел был подготовлен втайне от Думы проект нового избирательного закона.

1 июня 1907 П. Столыпин потребовал отстранения от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократов и лишения 16 из них депутатской неприкосновенности, обвинив их в подготовке к «ниспровержению государственного строя» и заговоре против царской семьи. На основании этого Николай II 3 июня 1907 объявил о роспуске II Думы и изменении избирательного закона. Вся история от начала до конца являлась полицейской провокацией, предпринятой по инициативе Столыпина. Уже после смерти Столыпина, правительство всеми силами старалось скрыть следы участия информатора полиции в инциденте.

По свидетельству современника, III Дума явилась «созданием Столыпина». В целом Столыпин был вынужден обменять общую поддержку правительственного курса парламентом на предоставление дружественным партиям возможности проявить себя: затягивать обсуждение важных законопроектов на долгие годы, вносить многочисленные, но малосущественные изменения и т. п.

Столыпин не смог достичь взаимопонимания с Думой по принципиально важному вопросу о реформе местного управления, весь пакет правительственных законопроектов по данной теме застрял в парламенте навсегда. Между тем отказ от проведения политических реформ приводил к росту в стране недовольства и революционных настроений.

Деятель либерально-консервативного движения Дмитрий Шипов, подытоживая в октябре 1908 года сложившуюся ситуацию, отмечал, что отсутствие политических свобод ведёт к возрастанию пропасти между властью и народом, приводящему к озлоблению населения. При этом Столыпин не хочет замечать ошибочности выбранного курса, уже не имея возможности его изменить, став на путь реакции.

Таким образом, была утеряна уникальная возможность «демократизации» Российского общества в условиях бурно развивающегося «дикого» капитализма в России и обретения равновесия между капиталом и трудом.

АЛЬТЕРНАТИВА

Столыпин гибнет в результате взрыва на Аптекарском острове 12 августа 1906 года. Николай II не смог найти нового самоубийцу министра внутренних дел, желающего попасть под бомбу, и вынужден пойти на уступки требованиям II Думы.

– Дума принимает ряд социальных законов: – об всеобщем образовании, – об всеобщем медицинском обеспечении, – о защите матери и ребёнка, – о государственной пенсии, – о Профсоюзах и т.д.

– Дума ведёт активную борьбу с коррупцией во всех эшелонах власти – судебные процессы над казнокрадами следуют один за другим.

– Дума проводит «военную реформу» по результатам Русско-Японской войны. Военный бюджет пересмотрен в пользу новых типов вооружения, типа гаубицы, пулемёты, миномёты и пр. Для их производства строятся новые казённые заводы и расширяются частные. Большая часть военных заказов размещается на отечественных предприятиях под контролем Думы и рабочих коллективов.

– Дума решает вопрос о земле – согласно требованиям земледельцев – т.е. раздаёт крестьянам бесплатно (проект эсеров). При этом земля реквизируется за долги у нерадивых помещиков. Эффективно работающие латифундии сохранятся в собственности и получают статус МТС, с активной поддержкой государством техникой и специалистами (проект Большевиков). Крестьянским «общинам» активно пропагандируется и поддерживается создание «общинного» земледелия. Бурно продвигается механизация С/Х за счёт закупок импортного инвентаря и развёртывания собственного производства на заводах и в артелях.

Таким образом, к началу Мировой бойни, Российская Империя успевает выстроить новую общественно-политическую формацию по типу ведущих Европейских государств, укрепить государственный аппарат и армию за счёт более молодых, амбициозных и хорошо образованных патриотов.

В РИ вводится Конституционная Монархия. В Регионах создаются региональные Думы и местные органы самоуправления – Советы народных депутатов.

Вопросы к коллегам.

Как вы думаете, возможно ли вступление России в Империалистическую войну, если Дума категорически против? И как тогда возможно развитие политической ситуации в мире?

Удастся ли избежать событий 1917 года и с минимальными потерями граждан и территории устоять во 2-й мировой войне, избежать которую однозначно не удастся?

Подписаться
Уведомить о
guest

93 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account