В 1918 г, Н. Е. Жуковский со своими ближайшими учениками занимался вопросами организации ЦАГИ, общался с секретарем В. И. Ленина — Н. П. Горбуновым, членами ВСНХ и потому в вопросах авиации относился к «кругам весьма осведомленным». Таким образом, несмотря на повторяющиеся в рассказе Б. Н, Юрьева «будто бы», в достоверности событий можно не сомневаться. Тем более, что косвенно они подтверждаются и тем, о чем пишет А. А. Велижев в своей брошюре «Достижения советской авиапромышленности за 15 лет»: «Декретом от 28 июня 1918 г. авиационная промышленность была национализирована… Некоторые товарищи, поставленные во главе национализированной промышленности, недооценивали важности воздушного флота, как оружия в руках рабочего класса. Например, покойный т. Ларин, бывший в то время руководителем ВСНХ, когда на президиуме стоял вопрос о том, ив каких отраслях промышленности советская власть должна сосредоточить свои слабые в то время ресурсы, а какие отрасли придется свернуть, решил свернуть и всю авиапромышленности. Когда же партийцы-воздушники стали убеждать т, Ларина не делать такого необдуманного шага, он ответил, что «Советской республике не нужны предприятия, подобные фабрикам духов и помады.
Ю. М. Ларин — член президиума, точнее — бюро пленума ВСНХ. В начальный период образования ВСНХ члены бюро пленума многие важнейшие решения принимали единолично. Так что приговор Ларина мог оказаться роковым.
8 своей автобиографической книге «История крылатых S» Игорь Иванович писал, что он уезжал из России на неопределенный период {до того момента, когда ей вновь понадобятся самолеты), получив паспорт, визы и несколько рекомендательных писем. Паспорт и визы также свидетельствуют о «лояльном» отъезде.
И. Ф, Петров, старейший деятель авиации, в разные годы возглавлявший НИИ В8С и НИИ ГВФ, ЛИИ и Физтех, непосредственный исполнитель’ отбора немецких самолетов и ‘ переброски их в Советский Союз перед самой войной, член Военного Совета и заместитель командующего ВВС в начале Великой Отечественной, часто встречавшийся с И. В. Сталиным, в 1936 г. в составе микроделегации из трех человек посетил крупнейшие авиационные центры во Франции, Англии и США. Сикорский охотно показывал ему свой завод, рассказывал, отвечал на вопросы. И, как свидетельствует Иван Федорович, обратился к нему с просьбой походатайствовать перед Сталиным о возвращении на Родину.
Сын конструктора, Сергей Игоревич, отрицает возможность появления такой идеи у отца. Однако… К середине 30-х годов. 8 связи с увеличением дальности полета сухопутных самолетов, летающие лодки Сикорского, находившиеся до этого в широкой эксплуатации, стали терять свое значение. А жизнь его вертолетов еще не началась. На этом перепутье у Игоря Ивановича могли возникнуть колебания, о которых мог и не знать его сын.
В интервью накануне своего 75-летия корреспонденту радиостанции «Голос Америки» И. И. Сикорский говорил:
«Я очень рад… послать свой горячий привет людям великой Родины, которая дала мне жизнь,.. Никто из нас не хочет ни войны, ни разорения, ни разрушения. Мы все должны встать и предъявить твердое требование тем, кто находится у власти: мы хотим мира! Никто не хочет войны. Никто ее не выиграет, но погибнуть могут все.
Это мое послание мне хотелось передать вместе с моим глубоким, горячим, искренним приветом всем жителям страны, в которой я начал свою жизнь и которой бесконечно многим обязан и во всей моей дальнейшей судьбе».
В. БЫЧКОВ, историк