I закон о флоте 1877-1892 мира Gran Espana
Не самый необходимый пост, который, тем не менее, расширит понимание судостроительной базы испанской Армады и той теории, которую ее адмиралы (то есть я) выработали перед началом постройки определенных кораблей в определенном количестве и с определенными целями. Следующим постом будет описание этих первых кораблей.
Правление королевы Изабеллы II болезненно сказалось на состоянии испанской армии и флота. Короткий период правления королевы-регента Марии Кристины лишь немногим исправил положение – так, армия начала переходить на скорострельные винтовки вместо старых дульнозарядных, модернизировалась артиллерия, менялась организация. К моменту вступления на престол еще молодого короля Карла V в составе Armada Espanola находились всего 4 броненосца в небоеспособном состоянии (деревянные конструкции начали гнить, из-за чего железные плиты брони едва держались на болтах, и то лишь благодаря молитвам корабельных капелланов), две дюжины деревянных парусных линкоров, фрегаты и только пять железных паровых клиперов французской постройки. Многочисленный по составу, такой флот был абсолютно устаревшим технически, и мог быть уничтожен всего несколькими современными броненосцами. Не лучше было с инфраструктурой военно-морского флота – оборудование баз давно устарело, а судостроительные предприятия достаточной мощности фактически отсутствовали. Впрочем, тут имелся определенный задел – благодаря бурному экономическому росту в Испании располагались множество крупных частных судостроительных компаний, сосредоточенных на постройке гражданских кораблей. Кроме того, Испания, широко раскинувшая экономические связи по всему миру, по объему государственного бюджета являлась одним из европейских лидеров, что позволяло в будущем быстро реализовать любые планы по модернизации собственного флота.
"Нумансия", построенная еще во время правления Изабеллы II. К моменту начала постройки новых кораблей устарел и утратил боеспособность.
Процесс восстановления начался с приходом к власти Карла V. Король озаботился состоянием вооруженных сил государства, и в особенности флота – после Парижского договора 1873 года вероятность большой войны на суше свелась к минимуму, а сам правитель еще с детства грезил о возрождении былой славы Испании как великой морской державы. После ряда инспекций и докладов доверенных лиц он, осознав критическое положение, он развил активную деятельность по модернизации Armada Espanola. Результатом стало принятие в ноябре 1877 «Первого закон о флоте 1877-1892». В документах он именовался просто как «Первый закон о флоте».
Тактика и стратегия
Тактические взгляды испанских адмиралов имели много общего с взглядами их предшественников. Так, основным способом ведения эскадренного сражения считалась линия, а главным способом завоевания превосходства на море – генеральное сражения. Впрочем, их взгляды менялись согласно анализу последних войн в Европе и Америке. Помимо линии баталии начала рассматриваться возможность боя «каждый сам за себя». В то же время, после долгих размышлений стало ясно, что с ростом дальнобойности орудий весьма вероятно и увеличение дистанции сражения, где возможность свалки и тарана крайне низка. Впрочем, это не помешало испанским кораблестроителям еще какое-то время проектировать большие корабли с таранными штевнями. В то же время была сделана здравая ставка на дальнобойность артиллерии и точность стрельбы на средних и дальних дистанциях (хотя под расплывчатыми формулировками не было никакой конкретики до тех пор, пока не вступили в строй первые корабли — лишь тогда удалось определить эти самые средние и дальние дистанции).
Кроме того, испанскими адмиралами еще до начала пополнения флота были сделаны выводы о нужде дробления больших флотов на тактические единицы во время сражений для эффективного управления. Было решено собирать крупные корабли (броненосцы и крейсера I и II рангов) в отряды по 4 единицы, во главе которых стояли свои адмиралы. Во время первых серьезных маневров флота теория лишь подтвердилась, и деление на боевые отряды стало обычной практикой в Армаде. Для простоты управления каждым отрядом был дан указ кораблестроителям о постройке крупных кораблей сериями по 4 единицы, чтобы корабли в пределах одного боевого отряда имели сходные ТТХ. Со временем кратность четырем распространилась и на серии других кораблей Испании, а организационный термин "боевой отряд" приобрел несколько вариаций — "разведывательный отряд", "крейсерский отряд", "торпедный отряд".
Также испанские адмиралы начали теоретическую проработку различных стратегий войны на море. Важнейшей считалась стратегия генерального сражения, но в этом случае существовало слишком много «но» и «если» — к примеру, в случае войны с Великобританией испанским кораблям предстояло столкнуться с численно превосходящим противником. В таком случае вражеский флот требовалось постоянно «тревожить рейдами легких сил», по возможности стараясь выводить из строя крупные корабли. Ставка делалась на новые виды оружия – мины, торпеды. Важным элементом обороны считались береговые батареи, которые передавались в распоряжение моряков и оснащались корабельными орудиями. Также предусматривалась возможность рейдерской войны силами крейсеров II и III ранга, что представлялось крайне важным при случае войны с Великобританией, сильно зависящей от импорта. Уязвимой была и торговля США.
Теория
"Sociedad Astilleros del Nervion" и корпус "Сан Мартина", когда постройка корабля и верфи велись одновременно.
Прежде всего, испанскому Oficina Naval (военно-морскому ведомству) требовалось определиться, сколько и каких кораблей ей требовалось построить. При этом следовало отталкиваться от множества факторов, главными из которых были:
— география. Территории Испании были раскиданы по всему миру, и кроме флота в Метрополии требовалось содержать еще как минимум две сильные эскадры – на Филиппинах и в Карибском бассейне. Из-за этого большинство кораблей требовалось создавать максимально автономными и мореходными.
— защита метрополии. На тот момент в Европе самыми могущественными морскими странами были Великобритания и Франция. И хотя война с Францией становилась все менее вероятной, угроза конфликта с Британией вынуждала иметь в родных портах значительный флот, который должен был не допустить высадки десанта противника на собственно испанскую территорию. Потому для «домашних» кораблей требования по мореходности и автономности снижались, зато по артиллерии и бронезащите – повышались.
— требовалось также учитывать потенциал заокеанских государств. Главной угрозой становились США, конфронтация с которыми началась еще во время американо-мексиканской войны. Потому для Карибской эскадры требовались мощные корабли с возможностью долго находиться вне родных вод. В то же время для Филиппин достаточным признавалась постройка крупных канонерских лодок.
— вопрос базирования становился также крайне важным для Армады. Уже с первых сессий обсуждения будущего закона становилось ясно, что помимо модернизации главных домашних баз флота потребуется построить еще две первоклассные базы — на Кубе (с соответствующей арендой территории под нее у дружественного кубинского правительства) и Филиппинах, а также перевалочную базу на острове Фернандо-По, расположив там значительные запасы угля.
— техническое оснащение. Испания на момент обсуждения закона о флоте была сильно пацифистским государством – экономически развитым, современным, но почти лишенным военной промышленности. Потому требовалось либо быстро и качественно создать нужную инфраструктуру у себя, либо пользоваться импортным оснащением. Кроме того, ввиду отсутствия финансирования, в зачаточном положении находилась сама научная мысль испанских военных кораблестроителей. Потому первые несколько лет будущие создатели новой Армады провели в заграничных командировках, знакомясь с передовыми научными достижениями во Франции, Англии, Германии, Нидерландах, Швеции, России и Италии. На основе почерпнутого ими опыта были сделаны крайне важные выводы. Также были сделаны первые шаги к определению «идеальной» схемы бронезащиты будущих кораблей.
На основе этих и многих других замечаний был выработан особый план. Согласно нему в первую очередь создавалась инфраструктура для создания и содержания современного флота, а также береговая оборона, в которую входили береговые батареи различных калибров. Также требовалось создать или перепрофилировать под кораблестроение несколько крупных компаний. Во время постройки предприятий часть из них досрочно закрылась, часть сменила специализацию. К началу постройки первых кораблей для Армады сформировался полноценный перечень компаний всех нужных направлений, о которых пойдет ниже.
Материальная база «Закона о флоте»
"Vea-Murguia Hermanos" перед началом перестройки, 1877 год.
Организации, занимающиеся выпуском вспомогательного оборудования (компасов, электроприборов и прочего) не указаны.
"Sociedad Espanola Constructiones Navales" (SECN) в Ферроле. Крупнейшая верфь в Испании, создавалась на основе бывшего казенного адмиралтейства. Юридически числилась как частная контора, но при поддержке государства. Основателями выступали офицеры флота и опытные промышленники, отобранные на конкурсной основе. Мощностей хватало для одновременной постройки одного корпуса (после окончания перестройки верфи – двух) и достройки на плаву сразу четырех кораблей. Это обусловило еще одну важную функцию SECN – ремонт и модернизация кораблей. Неоднократно расширялась для возможности строить все более увеличивавшиеся корпуса кораблей.
"Sociedad Astilleros del Nervion" (SAN, также Нервионская верфь) в Бильбао. Располагалась в наиболее развитом промышленном регионе Испании. Первоначально, как и верфь SECN, могла строить лишь один корпус, но спустя несколько лет после открытия верфи производственные мощности расширились, и она смогла строить одновременно 2 корпуса и проводить достройку на плаву еще 2 кораблей. Также часто модернизировалась, хотя работам часто мешала стесненность в свободном пространстве.
"Astilleros del Cartagena» (или Картахенский арсенал) в Картахене. Как и SECN, верфь строилась на базе старого казенного адмиралтейства. В отличие от предыдущих двух компаний, которые должны были специализироваться на кораблях крупного тоннажа, эта верфь должна была строить корабли среднего тоннажа, имея в своем распоряжении 2 стапеля и достроечную стенку длиной в 550 метров. По мере постройки новых кораблей получила прозвище «колыбель крейсеров».
"Vea-Murguia Hermanos" (VMH) в Кадисе. В городе располагалась крупнейшая база Армады, и в рамках ее расширения потребовалось пожертвовать даже частью старого адмиралтейства. Тем не менее, предприятие решено было модернизировать для постройки небольших судов. «Отцами-основателями» верфи стали братья Мурхия, ранее занимавшиеся постройкой малых речных судов. Их небольшая компания располагалась рядом с адмиралтейством, что и обусловило их слияние. Благодаря особой конфигурации верфь могла строить как небольшое число кораблей среднего тоннажа, так и значительное число мелких кораблей одновременно. Первоначально строила канонерки и миноносцы, но со временем полностью перешла на постройку «малого флота», включая эсминцы, миноносцы и подводные лодки. За время своего существования не единожды расширялась, в том числе «отвоевав» старые территории у военной базы. В начале XX века начала практиковать постройку кораблей на экспорт, в том числе и крупного тоннажа. Основным клиентом верфи стала Россия, здесь были построены броненосцы «Ретвизан» и «Гангут», крейсера «Варяг» и «Рюрик» II, а также ряд других кораблей.
"Hontorio" в Бильбао. Компания создавалась как часть "Herreria del Espana", но вскоре получила самостоятельность и относительную независимость, так как за несколько лет превратилась в монополиста по производству артиллерии для армии и флота. Идею создания подобной организации подал испанский офицер артиллерии и талантливый инженер, полковник Онторио, который и возглавил предприятие. Главные производственные мощности тяжелой и легкой артиллерии находились в Бильбао. Также имелись несколько дочерних предприятий, крупнейшими из которых были завод на окраинах Мадрида (производство боеприпасов всех калибров), в Овьедо (пороха различных сортов) и Сагунто (легкая морская и полевая артиллерия). Также компания брала на себя сборку станков и орудийных установок мелкого и среднего калибра.
"Herreria del Espana" в Бильбао. Крупнейшее металлургическое объединение в Испании, созданное при поддержке правительства еще при короле Фердинанде VIII. Адаптация компании под «Закон о флоте» включала в себя лишь некоторое расширение специализации: «Испанская кузница» обязывалась производить для флота судостроительную сталь и броневые плиты.
"Maquinista Terrestre y Maritima" в Барселоне. Являлась главным производителем локомотивов, паровых котлов и машин в Испании с момента своего создания. К 1877 году стала одним из крупнейших предприятий своего рода в Европе. Основной поставщик котлов и машин для флота Испании, со временем также было освоено производство турбин и дизельных двигателей.
"Portilla, White & Compania" в Севилье. Компания была «спасена» от банкротства правительственным капиталом – как оказалось, не зря. Завод изготавливал паровые машины и котлы, а со временем и турбины. На протяжении долгого времени компания работала исключительно с верфями братьев Мурхия.
Классификация
Отдельные споры в 1877 году вызвала классификация будущих кораблей. Выдвигалось множество вариаций, от полного повторения существующих систем других стран до отечественных вариантов. Споры о классах кораблей и их особенностях вылилось в нешуточные баталии. Дело едва не дошло до дуэли двух адмиралов (Мора и Серрано), из-за чего потребовалось вмешательство короля Карла V. При его участии была создана следующая классификация кораблей, которая лишь с некоторыми изменениями дожила до середины XX века.
Линейный корабль (Acorazado) – тяжеловооруженный и хорошо защищенный корабль, предназначенный для эскадренного сражения. Высокая скорость хода и автономность второстепенны. В бумагах также числились как «линейные броненосные корабли», но среди моряков более распространенным названием было «броненосец». В начале XX века сменилось словом «дредноут», и лишь после Первой мировой Acorazado стало единственным нарицательным для тяжелых артиллерийских кораблей Армады.
Крейсер I ранга (Crucero I fila) – тяжелый мореходный артиллерийский корабль. Изначально корабли данного класса планировалось строить как быстроходную замену броненосцам для колоний, что обусловило их достаточно высокие скорости. Еще одной чертой испанских крейсеров I ранга, помимо повышенной скорости, стал довольно большой калибр орудий, доходивший до 280мм. Сам класс обязан своим появлением в Испании русскому крейсеру «Генерал-адмирал», который, будучи винтовым фрегатом, имел броневой пояс, защищавший его борта от вражеского огня. Также корабли этого класса назывались броненосными крейсерами (crucero acorazado). К началу Первой мировой войны добавилось еще одно условие классификации – артиллерия калибром более 180мм (дабы разделить новые крейсера-скауты с броневым поясом и старые броненосные крейсера). После Лондонского морского договора получили другое название — тяжелые крейсера (crucero pesado), сохранив при этом в официальной документации статус крейсеров I ранга.
Крейсер II ранга (Crucero II fila) — быстроходный и мореходный корабль, чьими главными функциями были разведка, колониальная служба и действия на коммуникациях противника (а также защита собственной торговли). Одной из главных черт крейсеров II ранга было наличие местной бронезащиты, но без бронепояса. Таким образом, типичными испанскими крейсерами II ранга стали крейсера бронепалубные (crucero protegido). Испанцы, взяв на вооружение идею «эльсвикских» крейсеров, активно развивали ее, построив наиболее удачные образцы данного подтипа кораблей. После начала постройки крейсеров-скаутов перед Первой мировой крейсера II ранга «по статусу» получили бронепояс, но отныне их артиллерия не должна была быть крупнее 180мм. Со временем оформились в класс легких крейсеров (crucero ligero).
Крейсер III ранга (Crucero III fila) – этот класс кораблей отличался от крейсеров II ранга малым (до 3000 тонн) водоизмещением и почти полным отсутствием бронезащиты. Фактически, крейсера III ранга являлись большими мореходными канонерскими лодками. Среди перечня возможных функций были посыльная и стационерная служба, поддержка десантных операций, разведка. В зависимости от заложенных в проект задач могли меняться скорость хода и вооружение (хотя калибр орудий редко превышал 155мм). В начале XX века постройка крейсеров данного класса прекратилась, и возобновилась лишь перед Второй мировой — так в документации стали обозначать большие лидеры эсминцев (фактически сверхлегкие крейсера, или crucero ultraligero).
Канонерская лодка (canonera) – класс легких кораблей, предназначенных для береговой обороны и колониальной службы. Главным требованием к ним были дешевизна, небольшие размеры, простота обслуживания и достаточно мощное вооружение, а также способность действовать в устьях рек и на мелководьях. Бронирование обычно не предусматривалось (не считая легкого противоосколочного), скорость хода не играла важной роли.
Торпедный крейсер (crucero de torpedo) – первоначально под этим классом подразумевались легкие быстроходные корабли водоизмещением до 600-700 тонн, которые должны были вести в торпедную атаку флотилии миноносцев, а в случае нужды – и прикрыть их огнем. Позднее корабли этого класса стали называть эскадренными миноносцами (destructor) и взяли на себя длинный перечень функций, превратившись в универсальные корабли.
Миноносец (buque torpedero) – класс легких кораблей, предназначенных для торпедных атак. Позднее миноносцы Испании «подмяли» под себя ряд иных функций и стали фактически эсминцами 2-го ранга, более легкими, дешевыми и быстрыми, чем «старшие братья».
От теории к практике
Начало постройки "Сан Франсиско де Асиз", первого броненосца программы. Верфь SECN в Ферроле.
Постройка первых канонерских лодок для Испании начались еще в 1879 году, а киль первого броненосца заложили в Ферроле на следующий год. Всего в рамках программы планировалось построить:
— 8 броненосцев, из них четыре водоизмещением 8000 тонн и четыре водоизмещением 12000 тонн;
— 8 крейсеров I ранга для Карибской эскадры;
— 12 крейсеров II ранга для метрополии и Карибской эскадры;
— 8 крейсеров III ранга для колониальной и стационерной службы;
— 18 канонерских лодок для колониальной службы;
— 8 торпедных крейсеров в качестве лидеров флотилий миноносцев;
— 40 миноносцев для службы в метрополии и колониях.
Из-за определенных задержек с поставками оборудования и вооружения, а также из-за быстрого прогресса науки и техники того времени программа задержалась со своим выполнением и фактически была выполнена на несколько лет позднее. Тем не менее, Oficina Naval признало программу успешной. Был получен бесценный опыт, выработаны технические решения и «почерк» при проектировании кораблей. И все же этого было мало, и в конце 1892 года был принят «II закон о флоте 1892-1907 годов», которому предстояло вывести испанский флот в разряд великих.
От автора:
Выслушав мнение других, и прикинув кое-что сам, все же решил несколько изменить общий ход истории в мире Gran Espana. Прежде всего, под вопросом остаются действия Испании во время Наполеоновских войн — ввязываться в полномасштабную войну, а тем более проигрывать неохота, но и просто отсидеться у себя на полуострове у Испании не получится. Кроме того, во время бессонницы задался вопросом — а зачем я объединил вторую американо-испанскую и русско-японскую? Конечно, японские броненосцы начинить испанскими снарядами со взрывчаткой мне хочется, но зачем конкретно в эту войну приплетать еще и США, даже если Россия и Испания все же вместе выступают? Пока что есть два варианта. Первый — Россия с Японией, и Испания с США воюют отдельно, две разные войны. Но тут придется накачивать стероидами США (увеличить численность американского флота на момент войны). Второй вариант — Великобритания накачивает Японию стероидами, продавая заодно часть своих новых кораблей, и Япония нападает и на Россию, и на Испанию. И в это же время Испания уже ведет непростую войну с США, ей приходится разрываться на несколько фронтов. Потому не особо России помогает, и с США приходится идти на определенные уступки в результате, но никакого разгрома (как не крути, а к 1904 году у Испании флот намечается немаленький). Но это пока еще только мысли. А вообще — пост про броненосцы "I закона о флоте" будет до конца недели. Я наконец-то доберусь до главной цели всех моих танцев с бубном ^_^ И да, простите мой пунктуационный кретинизм.