Лейтмотив "союзники могли высадиться в Европе в 1942, но не сделали этого лишь по беспредельному коварству Черчилля", к сожалению, повторяется с удручающим постоянством. Давайте попробуем рассмотреть вопрос чуть шире.
Силы:
Какими незадействованными силами (армейскими) располагали союзники в конце 1942 года?
Не слишком большими, надо признать. Британия к 1942 отмобилизовалась полностью и мобилизация уже начала создавать проблемы работе промышленности. Общая численность британской армии превысила 2,5 миллиона человек; но практически все наличные войска были к этому моменту задействованы либо в Восточной Африке, либо на Ближнем Востоке, либо в Бирме и Индии.
Остававшиеся в метрополии британские войска состояли из:
— 9-ой танковой дивизии (состоявшей из 27-ой и 28-ой танковых бригад и 9-ой группы поддержки). Дивизия находилась в значительной степени на положении учебной.
— Гвардейской танковой дивизии
— 4-ой канадской танковой дивизии
— 1-ой польской танковой дивизии (де-факто бригады)
— 79-ой танковой дивизии (на грани расформирования из-за отсутствия, собственно, танков: в 1943 переведена в статус экспериментальных)
— 35-ой танковой бригады
— 38-ой Уэльской пехотной дивизии
— 55-ой Вест-Ланкастерской пехотной дивизии
— 61-ой пехотной дивизии
— 48-ой резервной дивизии (собственно в резерве с декабря 1942) — небоеспособна
— 45-ой пехотной дивизии
— 47-ой пехотной дивизии
— 77-я "передержечная" дивизия (созданная для восстановления навыков выздоравливающих солдат) — небоеспособна
— 3-ей пехотной дивизии
— 15-ой Шотландской пехотной дивизии
— 43-ей Уэссекской пехотной дивизии
— 49-ой Уэст-Райдинской пехотной дивизии (в конце 1942 вернулась из Исландии)
— 53-ей Уэльской пехотной дивизии
— 59-ой Стаффордширской пехотной дивизии
— Голландской и бельгийской бригад
Таким образом, задействовав все оставшиеся в метрополии ресурсы, Великобритания ТЕОРЕТИЧЕСКИ могла направить на континент 3 танковые дивизии и 11 пехотных дивизий. В метрополии после этого оставались бы только самые минимальные силы, недостаточные даже для ее прикрытия.
Американские силы в Британии в 1942 были и того меньше. Собственно, имелось:
— 34-я пехотная дивизия
— 1-я пехотная дивизия
— 29-я пехотная дивизия (прибыла осенью)
В ходе трансатлантического броска операции "Торч" были задействованы:
— 9-я пехотная дивизия
— 3-я пехотная дивизия
— 2-я танковая дивизия
Таким образом в сумме, союзники могли бы задействовать в гипотетической высадке 4 танковые и 16 пехотных дивизий. Учитывая что какие-то силы было необходимо оставить в резерве, реально, вероятно — все те же 3 танковые и 11-12 пехотных дивизий.
Достаточно ли было этих сил для самого факта высадки? Вероятно, да.
Достаточно ли было этих сил для организации наступления после высадки? Явно нет.
Германские силы во Франции были в основном представлены Heeresgruppe D. В ее состав летом 1942 входили:
— 15-я армия (северная Франция) в составе 3-х корпусов:
- 82-ой корпус, включавший 304-ю, 306-ю, 106-ю, 312-ю и 712-ю пехотные дивизии
- 81-ый корпус, включавший 302-ю, 332-ю, 711-ю пехотные дивизии
- 83-ий корпус в количестве 337-ой пехотной дивизии
- Танковый резерв в виде 10-ой танковой
— 7-я армия (Нормандия) в составе 2-х корпусов:
- 84-ый корпус, в составе 716-я, 319-я и 320-я пехотные дивизии
- 25-ый корпус, в составе 709-я, 335-я, 17-я и 333-я пехотные дивизии
- Резерв в виде 7-ой парашютной дивизии, и 100-ой танковой бригады
— 1-я армия (Южная Франция) в составе 80-го корпуса:
- 80-ый корпус, включавший 327-ю, 708-ю, 715-ю и 15-ю пехотные дивизии
Плюс немецкое командование в Голландии имело в распоряжении:
- 87-ой корпус, в составе 167-ой и 719-ой пехотных дивизий
Таким образом, в сумме для отражения вторжения немцы могли задействовать 16 пехотных, 1 парашютную, 1 танковую дивизии и 1 танковую бригаду только в Нормандии и Кале. В экстренной ситуации, эти силы могли быть пополнены дивизиями из Голландии (2) и Южной Франции (2).
И это не потребовало бы от немцев НИКАКОГО задействования сил с Восточного Фронта, из Африки или еще откуда-нибудь. В одной только Северной Франции немцы располагали силами, численно практически равными или даже превосходящими ресурсы сил вторжения.
Легко понять, что — учитывая особенно слабую тактическую подготовку американских войск в 1942 — ни о каком молниеносном разгроме даже второстепенных немецких сил не могло быть и речи. Союзные войска завязли бы на континенте как минимум до лета 1943 — и это в том случае, если бы высадка вообще могла реализоваться.
Средства:
- Для начала рассмотрим положение дел в авиации:
На вторую половину 1942, Люфтваффе располагало во Франции силами Люфтфлотте 3.
Эти силы насчитывали около 752 самолетов, включая:
— 86 средних бомбардировщиков Ju-88
— 74 средних бомбардировщиков Do-217
— 19 дальних бомбардировщиков He-177
— 17 дальних бомбардировщиков Fw-200
— 80 истребителей Bf-109
— 300 истребителей Fw-190
— 141 тяжелый истребитель Bf-110
— Некоторое количество малосерийных машин.
Эти силы при экстренной необходимости могли быть подкреплены истребителями из командования ПВО самой Германии.
Таким образом, немцы могли бы бросить против высаживающихся сил в первые дни атаки до 160 средних, 36 дальних бомбардировщиков, 141 тяжелый истребитель и более 380 истребителей.
Что могли задействовать британцы?
Во всей британской метрополии на лето 1942 года имелось:
— 50 эскадронов "Спитфайтеров"
— 11 эскадронов "Харрикейнов"
— 13 эскадронов "Томагавков" и "Мустангов"
— 16 эскадронов тяжелых истребителей "Бофайтер"
— 30 эскадронов легких бомбардировщиков
— 25 эскадронов средних бомбардировщиков
— 22 эскадрона тяжелых бомбардировщиков (считая два американских).
Точных данных по числу машин нет; обычно британские эскадроны включали по 18 машин. Т.е. технически, британцы имели значимое превосходство.
Проблема в том, что рейд на Дьепп — в котором со стороны RAF участвовали 74 (!!!) эскадрона, из них 67 (!!!) истребительных, наглядно продемонстрировал, что даже такой перевес не всегда достаточен. Действуя против всего 200 немецких истребителей, британцы потеряли в ходе этой провальной операции почти сотню своих машин, сбив около 50 немецких. Тактика дальних наступательных операций еще только отрабатывалась.
Таким образом — хотя британские воздушные силы, несомненно, могли бы обеспечить ПРЕИМУЩЕСТВО в воздухе, обеспечить ГОСПОДСТВО в воздухе они были явно не в состоянии. Не могли бы они и изолировать плацдарм с воздуха; эта тактика еще не была отработана в 1942.
Из этого следовало, что район высадки и движущиеся транспорты с самого начала окажутся под мощными воздушными ударами; кроме того, немцы, вероятно, начали бы интенсивно бомбить порты высадки. Сами по себе скоординированные воздушные удары в начале операции вполне могли бы сорвать весь план высадки, помешав британцам захватить плацдарм.
- Теперь рассмотрим положение дел с транспортом:
На 1942 год положение с десантно-высадочными средствами можно было смело оценить как аховое. В наличии имелось:
— 23 больших танкодесантных корабля LST
— 52 средних танкодесантных корабля LCT
— Несколько сотен пехотно-десантных катеров LСA
— Плюс США могли поставить некоторое количество быстроходных транспортов APD, переделанных из старых эсминцев.
Вся эта "армада" с трудом смогла бы высадить за один заход хотя бы один полк. Высадка дивизии при таком дефиците транспортных средств и под активным противодействием противника, заняла бы дни, если не недели. Причем эти средства еще и как правило были несовершенны и неадекватны поставленной задаче.
Крайний дефицит десантно-высадочных средств был преодолен только в 1943 году. Рейд на Дьепп наглядно продемонстрировал, что немцы в 1942 году более чем располагали силами смешать и дезорганизовать неадекватно подготовленную высадку незначительных сил.
- Наконец, поддержка
Я уже не раз приводил положение дел по тяжелым артиллерийским кораблям. В 1942 году, для Великобритании оно было попросту аховым.
— Весь Флот Метрополии ужался до двух современных линкоров (к которым в конце года примкнул третий), которые были задействованы в прикрытии конвойных операций, причем дефицит топлива был огромен.
— Единственными доступными на Средиземном Море силами было соединение H в составе двух тихоходных линкоров и старого линейного крейсера. В любой момент, итальянцы могли расхрабриться и начать морскую кампанию, остановить которую для британцев было бы невероятно сложно.
— Средиземноморский Флот был де-факто выведен из игры итальянскими диверсантами (правда, итальянцы об этом, кажется, не знали); оба его линкора были повреждены и стояли в ремонте.
— Оставшиеся старые линкоры были в большинстве своем собраны в Индийском Океане; в Бирме шли бои, и существовали серъезные опасения, что японцы могут предпринять масштабное морское наступление в этом регионе
— Американский флот сумел одолжить один современный линкор для поддержки британских сил в метрополии и один — для действий в ходе "Торча", но это был предел.
— Старые линкоры Атлантического Флота были представлены единственной 5-ой дивизией в составе "Нью-Йорка", "Техаса" и "Арканзаса", которые были по горло заняты проведением конвоев в Британию.
— Положение дел с подводными лодками было крайне тяжелым; противолодочных сил в 1942 все еще остро не хватало.
С другой стороны:
— Немцы все еще располагали линкором "Тирпиц", линкорами "Шарнхорст" и "Гнейзенау" (последний так и не был восстановлен, но в этом союзники не были уверены), двумя "карманными линкорами" и адекватным количеством крейсеров и эсминцев.
— Немцы воспользовались бы любым ослаблением британцев в Северной Атлантике для новых ударов по конвоям.
— Итальянский флот имел огромный перевес в Средиземном Море, который, к счастью, итальянцы никак не могли набраться духа реализовать.
— Проблемой оставался французский флот в Тулоне (включавший в том числе два современных линкора) и в Марокко с Дакаром. В любой момент, правительство Виши могло уступить немцам и передать им французские корабли.
Глобальная стратегия:
Реализация высадки во Франции в 1942, даже успешная, не могла привести к какому-то решительному успеху. Для такового просто не имелось войск. Основная часть американских дивизий прибыла в Европу не ранее лета 1943-весны 1944, до этого момента любое усиление плацдарма могло быть лишь эпизодическим.
Удержание и снабжение плацдарма в условиях противодействия немцев в воздухе и на море представлялось чрезвычайно затруднительным. Союзники, вероятно, могли бы удерживать со значительными усилиями позиционный фронт где-нибудь под Шербуром (где благоприятствовала местность), но о развитии успеха не могло быть и речи
Высадка во Франции в 1942 автоматически отменяла высадку в Дакаре и всю последующую средиземноморскую кампанию. Практически гарантированно немцы бы заняли французские колонии осенью-зимой 1942, тем самым обеспечив своим подводным лодкам и авиации огромный простор для действий в Атлантике.
Естественно, что отсутствие высадки в Африке в 1942 исключало и итальянскую кампанию в 1943. Италия, со своей немалой военной промышленностью, оставалась бы в войне на стороне Германии, и вынуждала британцев отвлекать все больше и больше сил в район Средиземного Моря. Потенциально, итальянцы могли в любой момент решиться на наступление, которое бы сделало положение в Средиземном Море просто катастрофическим.
Ввиду всех этих затрат сил и ресурсов, видимо, союзникам пришлось бы полностью отказаться от проведения северных конвоев.
Крайне маловероятно, что высадка во Франции в 1942 привела бы к сколь-нибудь значительному немедленному оттягиванию немецких сил с Восточного Фронта.