Ещё одна интересная статья уважаемого Николая Колядко ака коллега midnike, которая выкладывается на сайт в продолжение темы ««Экспромты» Пёрл-Харбора. Часть 2 Авиабомбы».
Сиречь, про свободнопадающие авиабомбы, для разнообразия – про современные. Я, несомненно, разделяю чрезвычайно свежую и оригинальную мысль, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. В том смысле, что каждый сирийский сарай с парой-тройкой вооружённых бабаев внутри должен поражаться исключительно корректируемой авиабомбой (и непременно модификации «С», потому как это круче), а каждая полуубитая «Тойота» с тем же содержимым – ракетой «воздух-поверхность» с лазерной ГСН или, на худой конец, кассетным боеприпасом с самонаводящимися противотанковыми боевыми элементами. А ещё лучше совсем убрать оттуда авиацию, и завалить всё, на фиг, «Калибрами» – «во-первых, это красиво!», и вообще у нас же их девать некуда.
Я смутно подозреваю, что командование наших ВКС в Сирии при выборе типа авиационного боеприпаса в каждом конкретном случае руководствуется не только предполагаемой нехваткой высокоточного оружия, но ещё и характером целей. А цели, они, с**а, разные. Где-то требуется изящный укол рапирой, а где-то старое доброе
«Добрыня, посыпь этого клоуна мелом и подай, пожалуйста, мою булаву».
Не говоря уж о том, что забивание гвоздей микроскопом является признаком чего угодно, но только не большого ума. Но это лишь мои предположения, никому их не навязываю, да и вообще я о другом.
Я опять же подозреваю, что большинство многочисленных интернет-экспертов, что картинно закатывают глаза и изображают «фейспалм» или радостное гыгыканье, увидев на подвесках наших бомбардировщиков и штурмовиков старые добрые ОФАБ-250 или ФАБ-500, просто слабо представляют себе возможности обычных авиабомб в плане точности. Искренне считая, что раз «чугунки», то значит просто «в ту сторону» с точностью ±трамвайная остановка. Примерно то же самое данные эксперты подразумевают и в случае РСЗО, ну да ладно, об этом как-нибудь в другой раз.
Пёрл-Харбор, 7 декабря 1941 г., около 08.05 местного времени. Ремонтное судно AR-4 «Вестал» (сверху) и линкор BB-39 «Аризона» (снизу). Снимок сделан в момент второго попадания в «Вестал» (кормовая часть) и первого в «Аризону» (4-я башня ГК), также видны близкие промахи. Следущая пятёрка бомбардировщиков сбросит свои бомбы спустя минуту и добьётся ещё трёх прямых попаданий в «Аризону», одно из которых вызовет детонацию носовых погребов и гибель корабля.
Я уже неоднократно об этом писал, но повторю ещё раз. Практически ровно 74 года назад, в октябре 1941 г. бомбардиры и пилоты палубных ударных самолётов «Накадзима» B5N2 из состава 1-й дивизии авианосцев Императорского флота Японии заканчивали подготовку к рейду на Пёрл-Харбор. В ходе интенсивных тренировок им удалась повысить процент попаданий по цели типа «неподвижный крупный корабль» (≈190×30 м) с и так впечатляющих 30% до совершенно запредельных 70%. На всякий случай напоминаю, что речь шла о бомбометании с горизонтального полёта на высоте 3000 м, одиночными 800-кг бронебойными авиабомбами, и засчитывались лишь прямые попадания внутри контура учебной цели.
Противодействие зенитной артиллерии американских кораблей в реальном Пёрл-Харборе привело ко вполне ожидаемому проседанию точности – из 49 сброшенных авиабомб обр. 99 по целям попало 12, то есть «всего лишь» 24,5% (подробней с раскладкой по кораблям можно посмотреть здесь). Ещё раз напоминаю, что речь идёт лишь о прямых попаданиях по кораблям, без учёта близких промахов, когда бомбы ложились в считанных метрах от бортов американских линкоров, что, как нетрудно догадаться, в случае фугасных авиабомб по «мягким» наземным целям также равносильно прямому попаданию. Данные по количеству подобных близких промахов по понятным причинам менее точны, но даже по самым минимальным оценкам составляют ещё 17. То есть, в случае наземных целей точность составила бы более 50%.
Японский бомбовый прицел обр. 90 мод. 1 (лицензия 1927 г., принят на вооружение в 1930 г., модификация 1938 г.). Хорошо видны верньеры и шкалы, с помошью которых бомбардир заранее должен был ввести скорость и высоту полёта, а также поправку на ветровой снос.
Тем, кого и эта цифра не впечатлила, предлагаю также вспомнить на какой материальной базе всё это было достигнуто. Бомбардировщики и ударные самолёты Императорского флота начального периода Второй Мировой войны были оборудованы бомбовыми прицелами обр. 90 мод. 1, представлявшими собой лицензионную копию классического немецкого прицела «Goertz-Boykow», первая модель которого была создана ещё в конце Первой Мировой. В отличие от передовых на тот момент тахометрических систем, таких как американские «Norden» и «Sperry», немецкий «Lotfe 7» и т. д., где прицел, связанный с автопилотом, фактически брал на себя управление самолётом во время сброса, коррекция курса японских горизонтальных бомбардировщиков над целью осуществлялась по старинке, голосовыми командами, подаваемыми бомбардиром пилоту. А про сам прицел обр. 90 мод. 1 достаточно сказать, что в нём ещё не было даже гироскопической стабилизации, так что прицельная «вертикаль» выдерживалась ручками бомбардира с помощью тёплого лампового пузырькового уровня, воздушный пузырёк которого одновременно служил прицельной маркой.
Что-то мне подсказывает, что Су-24, Су-25, Су-30 и Су-34 оборудованы несколько более совершенными прицельными комплексами, чем японский прицел обр. 90 мод. 1. в паре с барометрическим альтиметром, и включающими в себя РЛС, лазерные дальномеры-целеуказатели, тепловизоры, вычислительные системы и т. д. Тут можно было бы добавить умных аббревиатур типа СВП-24, Ш-141 и прочее, но те, кому это интересно, их и так знают 🙂 Это всё, что я имел сказать по данному вопросу, а выводы пусть каждый делает сам.