Хозяева Тихого океана. Авианосцы типа Эссекс (Essex). США

18

Авианосцы типа «Эссекс» по праву считаются одними из самых знаменитых кораблей XX столетия. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что именно они принесли победу американскому флоту во Второй мировой войне и сделали США бесспорным лидером в области военно-морских вооружений. Уникальность этой серии состоит прежде всего в редком сочетании количества и качества построенных авианосцев. Из 26 заложенных за годы войны кораблей в строй вошли 24 – никогда в истории столь крупные боевые корабли не строились такой большой серией. При внушительной наступательной мощи «эссексы» обладали достаточно высокой живучестью: в боях на Тихом океане они неоднократно получали тяжелейшие повреждения, но ни один из них не погиб. А удачная в целом конструкция позволила в послевоенные годы провести их модернизацию, надолго продлив им жизнь: многие авианосцы служили по 40 лет и более, причем последний из них — Лексингтон (имеется в виду CV-16, названный в честь знаменитого предшественника CV-2) — был выведен из боевого состава флота США лишь в 1991 году. Наконец, это единственные в мире тяжелые авианосцы периода Второй мировой войны, которые по сей день сохраняются в качестве музеев и мемориалов («Интерпид», «Лексингтон», «Йорктаун», «Хорнет»).

 Авианосец CV-31 «Бон Хом Ричард» типа «Эссекс» 27 октября 1945 года, Калифорния.


Авианосец CV-31 «Бон Хом Ричард» типа «Эссекс» 27 октября 1945 года, Калифорния.

История авианосцев типа «Эссекс» берет свое начало в марте 1938 года, когда Конгресс США утвердил закон о 20-процентном увеличении тоннажа своего флота. Теперь американцы в придачу к оговоренному Вашингтонским соглашением лимиту военно-морских вооружений могли построить еще два авианосца общим водоизмещением 40 тысяч тонн, причем, учитывая угрожающий рост японского флота, сделать это следовало как можно скорее. К тому времени Соединенные Штаты располагали двумя вполне современными быстроходными кораблями типа «Йорктаун» стандартным водоизмещением по 19800 тонн, считавшимися одними из лучших в своем классе. Поэтому янки не стали мудрствовать лукаво, и первый из двух авианосцев — «Хорнет» — решили строить по чертежам «Йорктауна». А проект второго — будущего «Эссекса» — несколько переработать, дабы использовать оставшиеся в запасе 400 тонн водоизмещения.

Первоначально «Эссекс» виделся американцам слегка усовершенствованным «Йорктауном» с минимумом внесенных изменений. Однако вскоре стало ясно, что проект последнего, разработанный еще в 1934 году, уже далеко не во всем соответствует современным требованиям. Во-первых, за прошедшее время выросли взлетный вес и мощность палубных самолетов, что вызывало необходимость увеличить на авианосце запас авиационного бензина и длину полетной палубы. Во-вторых, надлежало существенно усилить зенитное вооружение. В-третьих, противоторпедная защита «Йорктауна» представлялась уже недостаточной и уязвимой для современных торпед. Наконец, в-четвертых, в Англии началось строительство авианосца «Илластриес», оснащенного броневой полетной палубой, которому «Йорктаун» явно проигрывал по ряду характеристик.

 Авианосец CV-5 «Йорктаун», 1937 год.


Авианосец CV-5 «Йорктаун», 1937 год.

Все это заставило взяться за капитальную переделку чертежей корабля-прототипа. Наконец, 31 января 1940 года эскизный проект авианосца с обозначением CV-9 (стандартное водоизмещение 26000 тонн, мощность четырехвальной паротурбинной ГЭУ 150000 л.с., скорость 33 узла, скорость заднего хода – 20 узлов, ширина противоторпедной защиты 5,1 м., бронирование ангарной палубы 64 мм., главной палубы – 37 мм.) был направлен на утверждение Секретарю флота. Сопроводительное письмо глава Генерального совета У. Секстон закончил словами: «Генеральный совет тверд в своем мнении, что преимущества, которые даст увеличение стандартного водоизмещения, предусмотренные новым проектом, далеко перевесят возросшую стоимость, и уверен, что создаваемый корабль станет огромным улучшением проекта Йорктаун». Три недели спустя все документы были утверждены, и одновременно началась разработка окончательного проекта авианосца. Тогда же кораблю официально присвоили номер CV-9 и название «Эссекс» — в честь знаменитого парусного фрегата, отличившегося во время войн начала XIX века.

В авторах проекта «Эссекс» числятся три различные организации, а сам рабочий проект установил своеобразный рекорд — он включал в себя 9160 листов полноформатных чертежей (для сравнения, документация для постройки линкора «Айова» состояла из 8150, легкого крейсера — в среднем из 6200 листов).

«Эссекс» был заложен 28 апреля 1941 года (вступил в строй 31 декабря 1942), следующий за ним «Йорктаун» — 1 декабря 1941 года, последний, 26-й по счету, авианосец серии, «Филиппин си» был заложен 19 сентября 1944 года.

Строительство авианосцев типа «Эссекс» — явление в мировой истории поистине уникальное. Осилить столь внушительную программу в те годы могла только мощнейшая промышленность США, с которой никак не могла равняться в количественном в первую очередь отношении японская индустрия.

Всего из 26 заложенных кораблей 17 вступили в строй до окончания Второй мировой войны, а 14 из них успели достичь зоны боевых действий. Еще 7 были достроены в первые послевоенные годы.

 Материализованное превосходство — стройные ряды авианосцев, атолл Улити, декабрь 1944.


Материализованное превосходство — стройные ряды авианосцев, атолл Улити, декабрь 1944.

На момент вступления в строй авиагруппа «Эссекса» состояла из четырех эскадрилий — разведывательной, бомбардировочной, торпедоносно-бомбардировочной и истребительной. Последняя фактически была двойной и насчитывала 36 самолетов, остальные — 18. Кроме того, имелся один самолет (пикирующий бомбардировщик), предназначенный для командира авиагруппы, еще девять машин (по три каждого типа) хранились в частично разобранном виде и служили резервом для восполнения боевых потерь. Таким образом, всего на авианосце базировалось 100 самолетов: 39 истребителей F4F «Уайлдкэт», 40 разведчиков и пикирующих бомбардировщиков SBD «Донтлесс» и 21 торпедоносец TBF «Эвенджер» (состав авиакрыла приведен на начало службы «Эссекса»).

Рассказать о боевой деятельности подробно нам в этой статье не представляется возможным, хотя бы потому, что они участвовали практически во всех операциях американского флота на Тихом океане, начиная с осени 1943. Именно эти корабли сыграли решающую роль в потоплении японских суперлинкоров «Ямато» и «Мусаси», прекрасных японских авианосцев «Дзуйкаку», «Хийе», «Чийода», «Читосэ», разгроме военно-морской базы в Куре, захвате Иводзимы, Окинавы и других победах ВМС США в ходе Второй мировой войны. Именно «Эссексы» станут основной целью смертельных атак камикадзе в конце 1944 и в первой половине 1945 годов.

 Авианосец CV-10 «Йорктаун», 1943 год.


Авианосец CV-10 «Йорктаун», 1943 год.

Вступление в строй первенца серии, «Эссекса», произошло 31 декабря 1942 года, когда положение США на Тихом океане все еще оставалось тяжелым, а японцы, несмотря на понесенные у Мидуэя потери все еще имели численный перевес и занимали более выгодную стратегическую позицию в регионе. Но мощная американская экономика вскоре построит сотни боевых кораблей, тысячи самолетов, на атаки которых ответить Стране восходящего солнца будет уже нечем… Ошеломляющие цифры — за годы Второй мировой (1939-1945) США ввели в строй 121 авианосец всех типов, против соответственно … 23-х плавучих аэродромов Японии.

Корабли типа «Эссекс» принято считать лучшими тяжелыми авианосцами-участниками Второй мировой войны. Американские морские историки и журналисты безо всяких сомнений называют их «Тихоокеанскими чемпионами», «Победителями», «Хозяевами Тихого океана». Пожалуй, столь же безоговорочно титул лучших в своем классе из кораблей-современников присваивают лишь немецким подводным лодкам 21 серии.

 Отражение воздушного налета, «Хорнет», 1945.


Отражение воздушного налета, «Хорнет», 1945.

Но вот что интересно: если субмарины 21 серии действительно ознаменовали собой возникновение нового поколения подлодок и по своим характеристикам явно опережали своих предшественников и зарубежных собратьев, то с «Эссексами» ситуация совершенно иная. Да, американские авианосцы обладали внушительными боевыми возможностями — многочисленной авиагруппой, мощным зенитным вооружением, современными средствами наблюдения и управления огнем, неплохой защитой и высокой скоростью хода. Но были у них и существенные недостатки, да и имели место откровенные промахи разработчиков.

 Горит пораженный самолетом камикадзе авианосец «Банкер Хилл», 11 мая 1945 года.


Горит пораженный самолетом камикадзе авианосец «Банкер Хилл», 11 мая 1945 года.

Однако ответ на вопрос, почему же «Эссексы» являются лучшими в своем классе прост — в своевременности их появления и массовости постройки. Проект этого авианосца представлял собой разумное сочетание компромиссов, давлевшее над конструкторами ограничение водоизмещение не позволяло создать идеальный корабль, но зато сделало его не слишком дорогим и пригодным к крупносерийной постройке. Если бы американцы не сделали ставку на «Эссексы», а стали ждать завершения разработки проекта нового, гораздо более мощного авианосца «Мидуэй», то они совершили бы явную ошибку. В этом случае Япония получила бы фору, как минимум, в полтора – два года, и неизвестно, когда бы завершилась война на Тихом океане, и какими дополнительными жертвами пришлось бы заплатить Америке за победу. Именно благодаря своевременности своего появления авианосцы типа «Эссекс» навсегда остались в истории как корабли, сокрушившие мощь Японского императорского флота.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/worldofwarships.ru/avianoscy-tipa-essex-hoziaeva-okeana-5dea5db2ba281e00b292b56b

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account