Сей «прожект» служит иллюстрацией не одного предложения, а сразу нескольких, просто объединенных одной идеей (поэтому тапки и даже валенки желательно бросать прицельно
). А идея – сделать для Красной Армии что-то, куда лучше плавающее, чем Т-37, 38. И еще желательно, чтобы недорогое, попроще и пораньше. Что же из этих благих намерений получилось, посмотрим ниже. Так как это просто набросок идеи, многое показано упрощенно, нет вида сверху. Ах да, именно этот «папелац», конечно, не танк, а танкетка, но так и останавливаться на этом мы ведь не будем?Исходил я прежде всего из того, что винт на танке – это зло: машина получается сложнее, дороже, тяжелее, да и герметичность хуже. Так что оставим винт судам и кораблям – мы обойдемся перемоткой гусениц. Правда, обычно верхняя ветвь гусеницы при плавании находится тоже в воде, а движется-то она против хода. Нехорошо получается. Тогда поступим простейшим способом – поднимем гусеницу (почти как на «ромбах» ПМВ), чтобы её верхняя ветвь всегда была в воздухе. Так еще и приличный поплавок (общее водоизмещение обоих около 500 кг) внутрь «гусли» можно втиснуть, не выступающий за общие габариты. А чем шире и «зацепистее» гусеница, тем больше она загребает (да и по слабому грунту проходимость лучше). Но широкая стальная гусеница весит немало. Так что, первое (и важное) предложение:
– Широкая (ок. 30 см) с развитыми грунтозацепами резинометаллическая гусеница идет «поверх корпуса», внутри гусеницы поплавок.
– По максимуму используются автомобильные агрегаты. Общий принцип (а придумано как раз для этой земноводной машинки) я недавно изложил в https://alternathistory.ru/khoroshii-tank-dlya-rkka-nu-pochti-tank. Повторю: к двигателю от «эмки» присоединим КПП от ГАЗ-АА, кардан (закрыт кожухом) идет сразу на дифференциал моста, который расположен (за перегородкой) в трансмиссионном отсеке. Сам мост разрежем и вставим по сцеплению с каждой стороны, ступицы с тормозами родные снаружи, только переделаем диск под гусеницу (зубчатый венец и т.п.). Мультипликатора нет – разница в диаметре колеса и диска около двух раз, а вес танкетки (НЕ тягача) заметно меньше, чем загруженной полуторки. У мехвода две педали – на основное сцепление (для переключения передач) и газ. И два рычага – тянешь на себя ту руку, куда хочешь повернуть (прямо как вожжи, а тогда многие знают, как с лошадкой управляться). До первого щелчка – размыкаешь «бортовое» сцепление. Тянешь дальше – включается в работу и тормоз. Рукоятка КПП проходит через отверстие в перегородке (закрыто брезентовым конусным чехлом). Кроме того, радиатор от ГАЗ-АА дорабатываем под принудительную прокачку с насосом от «эмки» и ставим так, чтобы ось привода вентилятора была по центру продуваемой части радиатора, вентилятор увеличиваем в полтора раза.
– Нос и корма корпуса «не обрезаны» и выступают за гусеницу в верхней части – меньше заливаемость при входе в воду и на волне, больше устойчивость на воде. Есть водонепроницаемые (до определенной высоты) бронеперегородки, отделяющие носовой и кормовой отсеки. В носовом трансмиссионное отделение, но так как в районе закрытых кожухом полуосей (ближе к бортам) остается немало места, там заодно закрепляется домкрат и другие редко доставаемые вещи. В том числе два запасных опорных катка. В кормовом отсеке две продольных перегородки, делящие его на три отделения. В среднем – двигатель. Боковые отсеки, возможно, короче. Во всяком случае, в них снизу баки (общий объем не менее 120 л). За мехводом место для радиостанции, за стрелком аккумулятор и (выше на полочке) запасные диски к ДТ. Присутствуют ручная/ножная помпа у стрелка и ручная лебедка (посредине за перегородкой).
– Такая конструкция корпуса позволяет использовать более тонкую броню (за исключением рубки) – кроме наклона бронелиста спереди экипаж защищает содержимое отсека и бронеперегородка в 3 мм, а из боковой стенки поплавка можно сделать закрывающий почти все фальшборт. Это позволяет снизить массу (и поднять плавучесть) при сохранении адекватной для такого типа машин защите.
Так как это, прежде всего, разведывательная (а не поля боя) танкетка, решил для уменьшения веса, упрощения и лучшей герметичности при заливании волной поставить вместо башни рубку (по типу Т-20). Зато она должна гораздо лучше Т-37/38 держаться на воде и без проблем перевозить двух разведчиков. На сравнении ватерлинию на Т-38 прикинул по фотографиям, на моей машинке водоизмещение (только корпуса и поплавков, а еще чуток и подвеска с водоизмещающими катками должна дать) составляет около 2100 кг. При этом вес всей брони у меня получается (борт, нос, корма 7 мм, рубка 10 мм, крыша и днище 4 мм, перегородки и коробка поплавков 3 мм) около 1000 кг. Не знаю, где найти развесовку по агрегатам, но считаю, что уложиться в чуть более 2 тонн должны. Заметно легче Т-38, но при этом у меня отсутствует привод винта и все с ним связанное, есть возможность снизить толщину брони и гусеница должна меньше весить. Да и машинка поменьше – длина 3,73 (3,78) м, ширина общая около 1,95 (2,33) м, самого корпуса 1,3 (около 2) м, высота на мягком грунте по рубку около 1,5 (1,63) м (в скобках Т-38). Кроме того, прибавка в 10 см ширины корпуса может дать около 100 (138-32) кг, а 10 см погружения – около 530 кг.
Все открываемые части только сверху, а грибок воздухозаборника совсем высоко. Так как обзорность из рубки плоховата, решил установить вращающийся смотровой прибор. Хотя можно и из люка в каске выглядывать (да и два разведчика на подхвате). Кроме зубчатого венца, гусеницу от спадания удерживают и выступающие бортики дисков. На всякий случай, небольшие зубчатые венцы сделал и на опорных катках. Ленивец аналогичен ведущему, только подвижный (служит для натяжения гусеницы).
Прикинул и более ранний вариант (начало 30-тых) с подвеской по типу Т-18 (мягче пружины). Тогда разрез получается как бы переходной опытный образец с подвеской от Т-20 (кроме крепления непосредственно к борту). Фара-искатель может устанавливаться спереди рубки посередине или две фары по бокам рубки.