«Гридень» aka «БояринЪ — 2М» , или «Алмаз» раньше времени…
Всем привет, камрады! (И, адьёс, кабанчёс!) Опус сей задумал я и в том числе как ответ на статью Юра 27 (https://alternathistory.ru/alternativnye-kreisera-i-ranga-tipa-almaz ) по поводу легких крейсеров ТОФа в РЯВ; и просто – потому что такие идеи в башку приходили весьма стабильно… Коллега весьма правильно выбрал тему – лёгкие крейсера. Ведь все альтернативят в основном всякие убермощные вундервафли, способные враз переменить все исторические расклады на ближайший геологический период. Линкоры-броненосцы, там всякие; авианосцы с субмаринами тысячетонными; или на крайняк броненосные крейсера в варианте линейных – красиво! эпично! мощно! Ажно дух захватывает и ЧСВ приятно чешет.
А вот что касаемо всякой мелочи: миноносцы, вспомогательные суда или тощие крейсера 2 и 3 ранга с пукалками, канонерки, тральщики, а чуть позже – сторожевики да катера (кои, соббссна, и тянут основную лямку на войне; являются даже не рабочими лошадками, а тягловыми мулами всех событий) – таким прахом земным наши альтернативщики стараются своих подошв не осквернять. Но я не гордый – и решил выложить на суд стаи кое-какие альтернативы относительно таких востребованых (и недостающих) в Порт-Артуре лёгких крейсеров 2 ранга.
Итак – а зачем они нужны и какие задачи на них взвалят? Отсюда ведь и будет проистекать их тактика применения, облик, характеристики, количество и проч.
Во-первых – это крейсер-скаут (дальше пояснять?) Уже шустрых и достаточно мощновооруженных разведчиков при эскадре нам в Порт-Артуре и не хватало! А вот у японцев были «крейсера-собачки», кои весьма хорошо справились с задачами. Парировать их в РИ мы не могли – нечем! К чему сие привело? К Неясности обстановки, гибели многих миноносцев (используемых для разведки и охранения) и к гибели «Петропавловска»! Отсюда – ПЕРВОЕ – хорошие ходовые качества. С учетом, что большинство (всякие там «Нанивы» «Акицусимы» и «Ниитаки» выдавали от 18.5 до 20.5 уз) а более крупные «собачки» — 22.5 уз — то нам нужно не менее 23 уз (нижний предел).
Во-вторых – наш крейсер (кстати – а как его назовём? Был «Новик», был «Боярин».. Не будем выбиваться из средневеково-воинской тенденции и наречём его.. Ну скажем.. «Гридень»! По-моему норм. «Гридень», «Кметь», «Ратник» — так, кабаны – придумывайте название для ЧЕТВЁРТОГО – их должно быть ЧЕТЫРЕ (!) — это тоже одно из условий – «собачки» работали группами – мы тоже должны иметь возможность работы парами и посменно. Вдвоем и с двумя «собачками» можно подраться (при численном преимеществе оных – удрать), вдвоем одинокую «собачку» и сильно искусать можно (а Наниву – и загрызть). Ну а СЕРИЙНОСТЬ постройки посбособствует их ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ДЕШЕВИЗНЕ). Итак, со вторым параметром – количеством – разобрались, переходим к третьему..
В-третьих — наш крейсер – он как казак: не только разведкой занимается – но и караульной службой, дозор несёт, отгоняет любопытные крейсера и, что важно – отгоняет многочисленные японские миноносцы; ходит на них в рейды и т.п. Из третьего – проистекает и ..
В-четвертых – он поддерживает атаки наших (более слабых) миноносцев. Проще говоря – он иногда работает как ЛИДЕР. Из третьего и четвертого «антиминоносного» условия проистекает состав вооружения – 120 ММ КАНЭ (патронного заряжания) – благо в БК имеется фугасный снаряд (пусть и хуже японского) – эта система всё же скорострельнее шестидюймовок (с боле тяжёлыми и РАЗДЕЛЬНОзаражающимися снарядами). Да и воткнуть их на единицу водоизмещения можно банально больше. Т.е. обеспечиваем в борьбе с быстрыми и мелкими миноносцами весьма плотный ливень опаснейших для них снарядов – определённо более густой, чем от 6” – при этом попадания даже одного 120мм фугаса предостаточно, чтобы выбить дестройер из атаки. И при этом – 120мм калибр достаточен и для борьбы с крейсерами.
В-пьятых – в РИ мы продули крейсерскую войну. Морские коммуникации Японии (уязвимые по определению) мы нарушить особо и не смогли (действия владивостокской «экадры-невидимки» безусловно хороши, но это КРОХИ!) Значит мы должны иметь возможность послать пару крейсеров порезвиться на коммуникациях врага. Топить транспорты хватит и 120 мм ГК, скорость в 23 узла вполне достаточна для тактики «бей и беги», да и какое-нибудь вспомогательное корыто (или старое, вроде «Мацусимы») можно уделать. Плюс это отвлечёт основные крейсерские силы японцев. Значит – нам нужна Б′ОЛЬШАЯ ДАЛЬНОСТЬ хода – не 3000, а минимум 5000 (а ещё лучше – 6 тыс) миль.
Однако стоп! Такой «универсал» вряд ли влезет в три килотонны с хвостиком, аки «Новик» или «Боярин». Или влезет? Ну что ж, начинаем альтернативить по принципу «голь на выдумки хитра» (и это при условии, чтоб и не слишком радикально менять привычные РИ-шные конструкции).
Первое – а что возьмем за основу? Тут я вполне согласен с камрадом Юра 27 — «БояринЪ» ! «Новик» чересчур уж «перефорсирован», словно 180 мм орудие Б-1-К. Фактически это здоровенный эсминец, заточеный под скорость. «Боярин» же более сбалансирован и имеет скрытые резервы. Итак – вот онЪ!
А теперича берём в руки мачете, аки Дж. Вурхиз и начинаем его кромсать.
Нам нужно где-то наэкономить весу. А потому – УБИРАЕМ ПОЛУЮТ! Это даст нам с гарантией тонн 50 – 60. Правда, матросам и офицерам придётся теперь убеждать себя – «в тесноте – да не в обиде»; ну ничего – японские матросы в куда худших условиях обитали.
Так, теперь СКОРОСТЬ. Может заменить родные машины с котлами Бельвиля на Новиковские от Шульца-Троникрофта? Тем паче, что после постройки «Новика» в Германии им же можно и сбросить постройку одного – двух экземпляров «Гридня» (датские и немецкие верфи показали хорошие качества продукции – Боярин и Новик соответственно – пуркуа бы и не па? Пару экземпляров в Германии, один в Дании и один – в России. Всё по единым чертежам с широкой кооперацией) Тут можно установить новые, а можно старые «боярские» Бельвилля оставить – не знаю.. Скорее всего – ставим Шульца-Торникрофта. И ещё – УЛУЧШАЕМ ОБВОДЫ. Вместо тарана — клиперский форштевень (+бульб.. ну воспользуемся нашим послезнанием). Думаю, при желании удасться убедить чинуш и адмиралов-ретроградов, что на носу ХХ век и легкий крейсер – это не броненосец Тегетгоффа. Тем паче, что есть пример – крейсер такого же класса «Алмаз». По-любому, отказавшись от тарана, наши инженеры получат бОльшую свободу в подборе «правильных» обводов. С такими модификациями гарантировано получим 23 узла, а, вполне возможно, и 23.5 уз.
Итак – нет полуюта, клиперские обводы и машины по немецкому варианту (тут сомнения – Бельвилля всё же более экономичны – крейсерство! — и надёжны). Вот что получилось в качестве полуфабриката:
Ну а теперь – ВООРУЖЕНИЕ. Напомню схему – 6х1х120мм (по 1 в носу и корме и по 2 побортно на сильно разнесённых спонсонах. И 4х1х47мм побортно – но 2 мы тоже снимем, а 2 оставим ради салютов и тренировки комендоров – не всё ж им стволиковыми стрельбами забавляться) .
Красным обвёл пушки ГК. Т.е. погонный и ретирадный огонь – по 2 (иногда – 3) орудия, на борт (наиболее частый вид стрельбы) бьют 4 орудия.
Не забыть – мы также освобождаем крейсер от всех пяти ненужных (в том виде, в коем оне там сделаны) минных аппаратов – подводных. Двух транцевых на каждый борт (при большой скорости торпеду просто переломит в момент выхода) И одного штевневого: из него на полном ходу торпеда просто на выйдет, да ещё и вес в носу экономим – баланс улучшаем. КАК решим вопрос с торпедами – малость ниже.
На месте полуюта освободилось много пространства – там очень даже просто воткнуть ДВА орудия вместо одного. Одно 120 мм орудие Канэ с лафетом и креплениями-усилениями затянет до 10 тонн, т.е. лишнее орудие против 50 тонн от полуюта – совсем ничего. Пять пушек на борт – уже что-то! Вот , например, у таких «собачек», как «Касаги», «Читозе», «Такасаго» было по 2 203мм и 10 120мм пушек. Но 8 дюймовки на таких маленьких платформах ни разу не смогли попасть. Их можно просто не учитывать. Т.е. против нас остаются те же пять 120мм стволов на борт! Т.е. де-факто они не мощнее наших крейсеров. Тем более, наши пушки разнесены, а японские стоят рядышком и один удачный фугас выкашивает за раз по 2-3 расчёта. Опасность представляет лишь Иошино с его 6” пушками и 23 узлами. Но его благополучно 15.05.04 протаранил БК «Кассуга». А вот хоцца быть ещё сильнее. Экономия веса. Можно потесниться в корме на третье орудие. А можно и и в носу поставить, по методу боле позднего «Тэнрю». Примерно так:
Правда придётся первую пару бортовых пушек сдвинуть чуть к миделю, но я смогу сие отобразить только на виде сверху.
(И я уже чую, как меня готовятся забрасывать гнилыми бананами за размещение кормовых орудиев не в диаметральной плоскости, а по диагонали! Строчаться аргументированые коменты, прот то, что сие не есть гут. Но может мне просто так хочется! Убрали мы тараноподобный форштевень – и вид тут же осовременнился. А должно хоть что-то в облике быть винтажным, в стиле ретро и стим-панка, напоминать о крупных заклёпках в стиле Жюля-Верна и всё такое. Вот я и разместил пушки «под старину». Впрочем, могу и «правильно» расположить орудия)
Ну вот у нас получается 8 пушек ГК с бортовым залпом в 6 стволов. Недурно! В принципе – уже можно выпускать в серию. Но хочется чего-то ещё. Мы ведь хотели использовать крейсер и кал лидра миноносцев – так давайте дадим ему и торпедное вооружение, достойне такого лидера. От неподвижных подводных ТА мы избавились. Но установим два поворотных ТА побортно для стрельбы залпом, когда крейсер наконец прорвётся к цели. Ну а на отвороте он пусть угостит супостата ещё одним «дуплетом» с любого борта.. Т.е. нам нужем поворотный и ДВУХТРУБНЫЙ ТА где-то в корме… Где его там втулить? А тут вступает в дело ещё одно ноу-хау: одно из кормовых орудий предусмотренно СЪЁМНЫМ! В порту его можно заменить. На тот же ТА! Примерно так –
Ну или так (вид сверху)
Или в «прямом» варианте. Кому как больше нравится.
Т.е. у нас получается универсал, но неизбежного в таких случях увеличения веса мы избежали путём привнесения новой идеи – модульности конструкции.
Эх! Гулять – так гулять! Что ещё можно из этой идеи выжать? Итак, раз уж одно из кормовых орудий сьёмное – то отчего бы его не снять (облегчение) и вместо него разместить.. запас угля! Предусмотреть монтаж лёгкого угольного бункера из листового металла (по типу нынешних металлических гаражей) или предусмотреть загрузку угля в… Не знаю – но ведь как-то можно разместить дополнительное топливо, раз уж орудие снимается?!
И вот у нас в Порт-Артуре 23 узловой лёгкий крейсер 2 ранга с 6-тиорудийным бортовым залпом. Четыре крейсера.. (и «Новик» в придачу) Они регулярно парой днём и по ночам выбегают на разведку и в дозоры, отгоняют японские дестройеры (а некоторых неострожных и топят). Срывают японцам минные постановки (им приходится привлекать больше сил) – а те что удались – своевременно вскрыты. Мы не теряем миноносцы. Жизнь японцев между базой на Элиоттах и Порт-Артуром совсем уж не такая комфортная. Макаров не выходит каждый раз на крейсере или броненосце, не напарывается на мины – и остаётся жив! Много чего могут сделать эти работяги-малыши.. Наприме ещё – один из них вполне может оказаться в ТОТ день в Чемульпо.. И мы потеряем лёгкий крейсер – но сохраним более мощный «Варяг» ! Прощупав систему оброны японского флота, пару крейсеров можно загрузить углём и тайком вывести из Порт-Артура в рейдерство — а они уж там дадут просраться ! (и глядишь, на 10 лет раньше станут говорить и писать не об «Эмдене», а о «Гридне»).
На закуску – вполне возможно и использовать его и как быстроходный минзаг. Проложить рельсы по палубе не сложно , как и смонтировать (на месте того же сьёмного орудия) «сарай» для 4-5 дюжин мин (впрочем, можно мины и сразу на палубе в тележках размещать). И будут по ночам они проскальзывать из порта под Элиотты и там «гадить» японскому флоту, откладывать им подарочки. А потом – быстрые – убегать, пока ещё ночь не закончилась..
Нет, я не хочу сказать, что четверка таких вот кусачих шустриков изменит исход РЯВ. Но вот сделать его не таким позорным – вполне может…