Горе от ума: в чем была главная проблема немецких автомобилей во время войны

20

Германские автомобили времен Второй мировой войны поражают разнообразием. Все удивляются, как удавалось содержать такой пестрый парк? И что мешало немцам провести реорганизацию, чтобы использовать на фронте всего несколько проверенных типов транспортных средств?

Горе от ума: в чем была главная проблема немецких автомобилей во время войны

Типичная автоколонна вермахта на привале, слева направо: заднеприводный «кюбельваген» Wanderer W 11, трофейный переднеприводный Citroen 7 CV, полноприводная полуторка Einheits-Diesel, трехтонка Henschel Typ 33 D1 (6×4), еще один «вандерер», еще один «типовой дизель»…

С таким предложением незадолго до Второй мировой войны выступил полковник Адольф фон Шелль. Блогосфере он известен почему-то как фон Шелл, хотя Schell, как и знакомое каждому советскому мальчишке немецкое слово schnell произносится совершенно одинаково, со смягчением последнего слога: шнелль, Шелль.

Горе от ума: в чем была главная проблема немецких автомобилей во время войны

Генерал-майор Адольф фон Шелль (21.08.1893 – 16.09.1967), первое фото в генеральской форме.

Помните старую советскую загадку: может ли сын полковника стать генералом? Нет, поскольку у генерала свой сын имеется. Биография Адольфа фон Шелля подтверждает, что не все так печально. Потомственный военный из Магдебурга, он начал воинскую службу 19 марта 1914 года в звании фаненюнкера 8‑го Вестфальского пехотного полка «Герцог Фердинанд Брауншвейгский» Королевской прусской армии. Пояснения необходимы. 1) фаненюнкер — уже не солдат, не старшина, но еще не офицер. Звание примерно соответствует нашему прапорщику, однако присваивалось только лицам дворянского происхождения. 2) По действовавшей с 1871 года германской конституции Пруссия имела собственные вооруженные силы, обязанные в особый период перейти в подчинение к Кайзеру. Что, собственно, и произошло 28 июля 1914 года с началом Первой мировой.

Горе от ума: в чем была главная проблема немецких автомобилей во время войны

Средний вездеходный типовой легковой автомобиль (m. gl. Einheits-Pkw). Выпускался фирмами Auto-Union и Adam Opel AG с 1937 по 1943 год. При этом моторы и трансмиссии различались. Сделано почти 30 тысяч. Двери — разные! Одинаковые появятся только в 1941 году.

Раненный и не единожды награжденный, Адольф фон Шелль демобилизовался в звании обер-лейтенанта. Но, как и многие немцы, не смирился с унизительным поражением Германии. Даже опубликовал печатный труд под названием «Лидерство в бою», где рассуждал о психологии солдата в условиях современной войны. Едва в Германии начали возрождать вооруженные силы (Рейхсвер), фон Шелль вновь надел форму. В октябре 1929 года его переводят в отдел военного транспорта министерства Рейхсвера (RWM) — так называлось германское министерство обороны. Бок о бок с ним служит знаменитый в будущем Гейнц Гудериан. Одно время фон Шелль даже является его подчиненным. Пока только капитан, фон Шелль год проводит в США, стажируясь в форте Беннинг. Настойчиво повышает свои знания в военной науке и, судя по продвижению, его аналитические способности замечают, поскольку в 1934 году направляют преподавать в военной академии.

Горе от ума: в чем была главная проблема немецких автомобилей во время войны

Идея стандартизации военных автомобилей была не нова. Но воплотить ее поначалу удавалось только в кузовах. На снимке — связисты 40‑го полка 27‑й дивизии вермахта. Впереди — полуторка Magirus M206 (6×4), а сзади, вероятно, однотипный Büssing-NAG G 31. Обе модели созданы задолго до «плана Шелля».

Первого ноября 1938 года фон Шеллю присваивают звание полковника и назначают начальником отдела вооружений бронетанковых войск, кавалерии и моторизации войск Верховного командования сухопутных сил (OKH) вермахта. О нем пока знает узкий круг лиц, и главный среди них — Адольф Гитлер. Соображения фон Шелля по улучшению автомобильного парка армии и в целом Германии кажутся фюреру убедительными.

Горе от ума: в чем была главная проблема немецких автомобилей во время войны

«Типовой дизель» нравился водителям, но картины в транспортном обеспечении войск не делал.

И года не проходит, как о фон Шелле начинают писать все газеты Рейха. Редчайший случай — полковник-автомобилист назначается младшим статс-секретарем в имперском министерстве транспорта, а затем и Generalbevollmächtigten für das Kraftfahrzeugwesen — Генеральным уполномоченным в области автомобилестроения.

Горе от ума: в чем была главная проблема немецких автомобилей во время войны

На такую красоту замахнулся полковник фон Шелль. Понятно, что промышленники сопротивлялись! Но полковника беспокоили проблемы снабжения запчастями разнотипных гражданских автомобилей во время войны.

«Ученый малый, но педант!» Полковник фон Шелль скрупулезно подсчитывал, а начальство, газетчики и вслед за ними все жители Рейха приходили в тихий ужас. Пожалуй, и многие из читающих сейчас эту статью не представляют в полной мере, как на самом деле выглядит ночной кошмар автомеханика. Германская автомобильная промышленность, зависящая на 50 — 60 % от поставщиков комплектующих, получала 269 различных ламп накаливания, 215 типов тахометров, 164 типа генераторов, 114 типов выключателей для панелей приборов, 82 типа габаритных и тормозных огней, 22 типа кнопок звукового сигнала. И так далее — перечисление всего заняло чуть ли не колонку в главной газете Рейха Völkischer Beobachter от 17 августа 1939 года.

Там же фон Шелль объяснял причины такого невероятного разнообразия комплектующих деталей и узлов: избыточная индустриализация, следствие бурного экономического подъема Германии в 1930‑е годы. «Без особого вреда можно уменьшить номенклатуру систем центральной смазки шасси с 21 типа до четырех! Зачем нам 22 вида мотоциклетных седел, оставим три!» — вещал он.

Горе от ума: в чем была главная проблема немецких автомобилей во время войны

Самым удачным и распространенным грузовым автомобилем нацистской Германии был Opel Blitz. Его доля в автопарке вермахта составляла 36,7 %. А среди «блицев» лучшим был трехтонный полноприводный Opel Blitz 3,6 — 6700A. С 1940 по 1944 год выпущено около 25 000 штук. Но поступали они только в отборные войска.

«У нас две фирмы выпускают 2000 разных тормозов, 9 фирм — 463 указателя поворотов, 11 фирм — 376 приборов освещения, 5 фирм — 125 типов карбюраторов! Одна компания делает 150 разных спидометров!» (Подразумевалась, судя по всему, знаменитая фирма VDO.)

Горе от ума: в чем была главная проблема немецких автомобилей во время войны

Генерал-майор фон Шелль вручает Вильгельму фон Опелю крест «За военные заслуги» (Kriegsverdienstkreuz) 1‑й степени. 1941 год.

Проблема разнообразия комплектующих простиралась и на сами автомобили. Тут фон Шелль предлагал уменьшить число грузовых типов (моделей) со 113 до 19, тягачей — со 105 до 35, легких развозных фургонов — с 20 до 2, легковых — с 52 до 30, мотоциклов — со 150 до 30. Чисел называлось так много, что даже маститые репортеры центральных газет в них терялись, поэтому в заметках о фон Шелле «дебет с кредитом» не всегда сходится. Если из 5381 вычесть 4652 (речь о полной номенклатуре выпускаемых изделий), получится 729, а вовсе не 739, как напечатали в Völkischer Beobachter. Впрочем, десяток в одну сторону, десяток в другую значения не имел, впечатлял размах преобразований!

Горе от ума: в чем была главная проблема немецких автомобилей во время войны

Мнимые плоды унификации: Opel Blitz, выпущенный заводом Daimler-Benz AG в Мангейме. Гитлер распорядился о дублировании производства еще в 1942 году, однако началось оно 20 июля 1944 года. А 6 августа американские бомбардировщики уничтожили завод Opel в Бранденбурге, где делали «блицы».

Они получили название «план Шелля». Он вступил в силу 1 января 1940 года. Уже шла Вторая мировая война. Задуманный как благо для экономики Германии, теперь план приобретал важный оборонный смысл. Руководить преобразованиями такого масштаба полковнику было не солидно (крупные воротилы автомобильной промышленности ходили в группенфюрерах СС, то есть, в генерал-лейтенантах). И 1 марта 1940 года фюрер присвоил фон Шеллю звание генерал-майора.

В каждом коллективе есть такой человек. Как бы помягче выразиться… кому больше всех надо. Инициативный. В нравоучительных сочинениях для юношества и пенсионеров таких называют неравнодушными людьми. Коллеги и начальство терпеливо выслушивают их предложения — до тех пор, пока благие намерения не выходят за рамки осуществимого.

Горе от ума: в чем была главная проблема немецких автомобилей во время войны

Трехтонные Opel Blitz 3,6 — 36S на товарном дворе завода Daimler-Benz AG в Мангейме. У всех машин — Einheits-Fahrerhaus, деревянная «типовая кабина». Шин нет, с резиной уже дефицит. Обычно заказчики привозили с собой подержанные скаты, когда собирались забирать грузовики.

Именно таким был Адольф фон Шелль. Настоящий пруссак, исправный служака. Надо сказать, к своей цели он двигался весьма осмотрительно, прекрасно понимая, с каким сопротивлением придется столкнуться. Не случайно он озвучил в газетах предложение поставить во главе проектного института по своему плану Фердинанда Порше — человека, пользовавшегося у Гитлера непререкаемым авторитетом, тоже, кстати, группенфюрера!

Если уж говорить о Порше, то именно в его части план Шелля был выполнен почти на 100 %. Германское производство легковых автомобилей в ходе войны свелось к выпуску всего двух типов: «кюбельвагена» VW-82 и «швиммвагена» VW-166. Оба были сконструированы в бюро Порше. Плюс протекторату Богемии и Моравии разрешили выпуск еще двух моделей военных легковых автомобилей — чтобы на заглохло производство на заводах Škoda и Tatra. Не станем принимать в расчет «кюбельваген» Mercedes-Benz-170VK: штутгартская марка была своего рода «священной коровой» Рейха, член правления концерна Daimler-Benz AG Якоб Верлин был личным другом фюрера. Но выпуск легковых машин прочих марок действительно был остановлен!

Горе от ума: в чем была главная проблема немецких автомобилей во время войны

Обслуживание и ремонт существенно затруднялись обилием трофейной техники, такой как этот французский полугусеничный тягач Somua MCG5. В германской армии его обозначали как Zgkw. S 307(f).

Что касается грузовых автомобилей, то тут фон Шелль прежде всего выстроил их по ранжиру, по классам грузоподъемности: 1,5 т, 3 т, 4,5 т, 6 т. Все они делились на стандартные заднеприводные (S) и полноприводные (A). И тут план забуксовал, как грузовик в российскую распутицу. В отчете за 1 квартал 1941 года фон Шелль был вынужден констатировать, что удалось стандартизировать только 5 типов грузовиков.

«Не хотите устанавливать одинаковые моторы и коробки передач, ладно, — стыдил промышленников фон Шелль. — Возможно, это действительно неоправданные затраты. Но хотя бы двери у типовых армейских кузовов можно ставить одинаковые?»

Горе от ума: в чем была главная проблема немецких автомобилей во время войны

Mannschaftswagen, «автомобиль для расчета» Mercedes-Benz Typ L 1500A — по сути, полуторка, превращенная в тяжелый легковой вездеход. Подобные выпускали под марками Mercedes-Benz, Steyr и Phänomen, но даже о едином кузове удалось договориться только двум фирмам из трех.

Действительно, даже у машин с так называемыми типовыми (Einheits-) кузовами и кабинами двери различались. И не только у разных производителей, но и у моделей одного производителя и даже — на одних и тех же моделях! Хотя, для легковых автомобилей разработчиками типовых кузовов выступали всего две фирмы, Trutz из Кобурга (открытые) и Gläser из Дрездена (закрытые). Два десятка лицензиатов получали от них техническую документацию и изо всех сил стремились соответствовать.

Идеалом фон Шелля был проект Einheits-Diesel, запущенный, впрочем, еще до принятия плана ревизии отрасли. «Типовой дизель» согласились выпускать сразу 9 фирм: Borgward, Büssing-NAG, Daimler-Benz, FAUN, Henschel, Krupp, Magirus-Deutz, MAN и VOMAG. Это был вездеход грузоподъемностью 2,5 т с колесной формулой 6х6 и независимой подвеской всех колес. Рядный б-цилиндровый двигатель рабочего объема 6,23 л развивал мощность 80 л. с. при 2400 об/мин. Разработали мотор специалисты MAN совместно с инженерами Henschel и Humboldt-Deutz. По тем временам получился, вероятно, лучший армейский грузовик в своем классе. На беду, он был сложен и дорог, и в 1940 году его перестали выпускать. Всего построили около 11 700 вездеходов — капля в море! Если же переходить к большим цифрам, то германская армия, располагавшая к началу 1940 года парком в 120 000 грузовых автомобилей, за годы войны получила 429 000 грузовиков. Для сравнения, корпорация General Motors за то же время выпустила 500 тысяч трехосных полноприводных грузовиков GMC-353, равных которым не было ни в одной армии мира.

Горе от ума: в чем была главная проблема немецких автомобилей во время войны

Программу фон Шелля выполнил только завод Volkswagen, обеспечив вермахт кюбельвагеном VW Typ 82. Это единственный из германских автомобилей, выпускавшийся до самого конца войны. Построили 50435 штук. На снимке — «затрофеенный» в Африке образец на послевоенных испытаниях на американском полигоне в Абердине.

При этом, если верить министру вооружений Альберту Шпееру, прирост общего объема производства вооружений в Германии поднялся с 98 % в 1941 году до 322 % к июлю 1944 года. При увеличении трудоемкости всего лишь на 30 %. Показатель впечатляющий.

Отдельным пунктом в плане Шелля проходили газогенераторные автомобили, главным образом, грузовые. Всего на 1941 год в Рейхе их было около 150 тысяч. Что позволяло ежемесячно экономить 45 млн литров бензина. Такие машины использовались в основном во вспомогательных частях. В вермахт их поступило около 60 000.

Как пишет Гейнц Гудериан в своих «Воспоминаниях солдата», фон Шелль в своей деятельности «вскоре натолкнулся на сопротивление промышленников и на связанные с ними партийные инстанции, которые не хотели отказываться от своих старых методов производства». Типично германская форма коррупции! А, возможно, та грань разумного и возможного, за которую не стоило заступать фон Шеллю.

Горе от ума: в чем была главная проблема немецких автомобилей во время войны

Неожиданный эффект от усилий фон Шелля: германские тяжелые мотоциклы Zündapp KS750 (на снимке) и BMW R75 не только были глубоко унифицированы между собой, но еще могли использовать шины, как у «Фольксвагена», и наоборот.

Рассудим: имели ли рационализаторские предложения фон Шелля хоть какой-то шанс на воплощение? Ведь если предлагаешь сократить число оттенков автомобильной эмали с 500 до 50, невольно обретешь противников в каком-нибудь концерне BASF. Потом, любые сокращения — это только потом экономия, а сначала — затраты, и причем немалые. Ни один капиталист в здравом уме не возьмется за то, что не даст ему выгоды в обозримом будущем. Как не процитировать из «Лидерства в бою» фон Шелля: «Война управляется неопределенным и неизвестным, и наименее известным фактором из всех является человеческий фактор»!

10 сентября 1942 генерал-майора фон Шелля снимают с должности и отправляют с глаз долой, куда подальше. А именно — в Норвегию, командовать второразрядной строевой частью. Даже Гитлер в какой-то момент засомневался: не чересчур ли? Но недруги фон Шелля были непреклонны: справится! И фон Шелль справился! Тут можно снова дать слово другому исправному служаке, Гудериану, чуть ли не единственному, кто до конца защищал фон Шелля:

Горе от ума: в чем была главная проблема немецких автомобилей во время войны

Легкий вездеходный типовой легковой автомобиль (le. gl. Einheits-Pkw). Сложно было не договориться о выпуске вездехода на заводах BMW, Hanomag и Stoewer, а обслуживать его и чинить (смазка двигателя под давлением, независимая подвеска, все колеса — управляемые). С 1936 по 1943 год выпущено около 13 000 штук.

«Подвижный, не знающий устали человек вскоре создал из скудных оккупационных подразделений боеспособную часть. Я поддержал его стремление в развертывание этой части в танковую дивизию и добился перевода его соединения во Францию».

Речь — о 25‑й танковой дивизии. Вооружена она была французскими танками, подходившими для действий на Западе и совершенно не годившимися для Восточного фронта. Но то ли из-за штабной неразберихи, то ли снова кознями врагов фон Шелля, 25‑ю дивизию 29 октября 1943 года перебросили на Украину, в район действий группы армий «Юг». В боях на Украине дивизия понесла тяжелые потери. Сам генерал фон Шелль тяжело заболел и был вынужден покинуть фронт. Впрочем, судьбе было угодно, чтобы он пережил всех своих недругов.

Источник: https://dzen.ru/a/ZMrDT7gpeHjf-cnN

Подписаться
Уведомить о
guest

20 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account