В качестве предыстории для заметки «Крах инженера Такера»
В конце 1930-х гг. инженер Престон Такер (Preston Tucker) разработал один из самых оригинальных бронеавтомобилей предвоенного периода. Замысел его заключался не просто в создании боевой бронированной машины, а в её приспособлении для противодействия авиации противника. Другими словами, Такер попытался создать зенитный “полутанк”, стоящий на промежуточном уровне между зенитными самоходными установками и бронеавтомобилями. Машинка известна как Tucker Combat Vehicle, или Tucker Tiger Tank. Машина строилась на базе шасси с колёсной формулой 4х2. Под руководством Такера группа инженеров из ААС (American Armament Corp.) разработала элегантный по внешнему виду корпус, собираемый при помощи сварки из катаных броневых листов толщиной от 0,28 до 0,56 дюйма (7-14 мм). Вооружение бронемашины состояло из одной 37-мм автоматической пушки (120 выстрелов в минуту), устанавливаемой в сферической башне на крыше боевого отделения, одного 12,7-мм и пары 7,62-мм пулеметов.
В передней части корпуса находился 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель Packard мощностью 175 л.с. – пожалуй, наиболее мощный из всех, устанавливаемых на легких бронеавтомобилях того времени.
Ходовая часть, в отличие от аналогичных по массе бронемашин, имела весьма неплохую защищенность. Колеса “танка” имели размер шин 10,5х16 дюймов и снабжались литыми дисками.
Такер и прочие рядом с пока ещё безбашенной машинкой в 1938-м:
Незадолго до того, как Соединенные Штаты приняли участие во Второй мировой войне, Такер обратился к армии США со своим прототипом высокоскоростной вездеходной боевой машины.
Вместе с дизайнером Уэсли Кассоном (а по некоторым данным, и с самим с легендарным Гарри А.Миллером), Такер предложил автомобиль с 175-сильным 478-дюймовым Packard V-12, приводящим задние колеса, и с инновационным цельносварным бронекузовом, что крайне способствовало снижению общего веса автомобиля — на тонну легче, чем у современных ему конструкций бронированных автомобилей.
Автомобиль имел 109-дюймовую (2769 мм) колесную базу, одну дверь в задней части, и нёс пару 0,30-дюймовых (7,62 мм) пулеметов, выступающих по диагонали от каждой передней стойки. Пулемет .50 калибра (12,7 мм) торчал через центральную стойку лобового стекла. Главный калибр представлен 37-мм автоматом в купольной установке, вращавшейся на 360 градусов, с возвышением на целых 75 градусов! Все стекло было пуленепробиваемым.
Меняем окошко…
Единственный прототип Tucker Tiger Tank (US MUN LIC 222) проходил испытания на полигоне в Абердине с 21 ноября по 3 декабря 1938 г. и показал вполне неплохие скоростные данные. На шоссе с твердым грунтовым или асфальтовым покрытием его скорость составила 119 км/ч, что стало своеобразным рекордом США.
Такер заявил, что авто может оснащаться приводом на два задних колеса, либо на четыре, и может даже стать полугусеничным.
После примерки американского вооружения, компания строит броневик в Rahway, Нью-Джерси.
Такер прежде всего позвонил голландской армии, но это сделка сорвалась, так как Германия напала на Нидерланды в мае 1940 года.
Затем изделие Такера оказалось в армии США. На видео представлен, скорее всего, выстрел из Colt на полигоне в штате Коннектикут. Всячески превозносятся такие достоинства, как направленные фары и особая конструкция нижней брони, каналирующая взрывные силы из-под дна наружу — то, что наши современные вооруженные силы действительно реализовали только в последнее десятилетие, чтобы защитить солдат против самодельных взрывных устройств в Ираке и Афганистане!
Пользуясь парой джойстиков на рулевой колонке, двигаем фарами…
Что касается скорости боевого автомобиля, Такер заявляет в видео, что она превышает 100 миль в час, но и другие источники называют целых 114 миль в час, 115 миль в час, или 117 миль в час (188 км/ч!). Как указывает Пирсон, армия США спасовала перед боевой машиной, потому что та была слишком быстрой, и в соответствии с Crismon, было рекомендовано не превышать 74 миль в час.
Тем не менее, армия действительно увидела кое-что стоящее в боевой машине Такера: это оказалась прекрасная, быстрая и мощная башенная турель — и контракт с Такером был заключен на строительство башен для лодок и бомбардировщиков. По Pearson, правительством затем были конфискованы по законам военного времени патенты Такера и права роялти на башни, что побудило Такера подать ряд исков после окончания войны.
Сколько было построено боевых автомобилей Tucker, так до конца и не ясно. Все существующие фотографии боевой машины, как и видео, показывают прототип, носящий один и тот же номерной знак. Тем не менее, в конце видео можно наблюдать «флот боевых машин», выстроившихся вблизи территории завода Rahway. Все они носят один и тот же камуфляж. Также подозрительно, что ни один экземпляр из этого «флота» — насколько нам известно — не существует сегодня. Учитывая общественный резонанс вокруг «Tucker 48» и внушительные семизначные ценники, прикрепленные к этим автомобилям, легко предположить, что на рынке всплыл бы любой экземпляр боевой машины Такера, если бы он пережил все эти годы.
▶ Tucker Combat Car — YouTube
Пишет Буквоед: К Deathtrack-у будь готов!
Среди компьютерных развлекаловок конца прошлого века была автогоночная игра Deathtrack, предоставлявшая игроку возможность не только обгонять соперников, но и разносить их в щепки при помощи имеющегося на борту вооружения. Я почти допускаю, что американцу Престону Такеру удалось каким-то фантастическим образом порезаться в эту игрушку ещё в конце 30-х. Но вдоволь наиграться, похоже, не получилось, что породило желание воспроизвести ситуацию "в реале". Во всяком случае, изображённый на картинке броневик словно создан для такого шоу, хотя заявлен он был как ЗСУ.
Modern Mechanix, январь 1942-го:
25/10/1938:
Modern Mechanix, февраль 1939-го:
Источники:
bukvoed.livejournal.com/217439.html
http://blog.hemmings.com/index.php/2013/08/02/another-tucker-of-the-future-the-tucker-tiger-tank/
http://www.aviarmor.net/tww2/armored_cars/usa/ac_tucker.htm
http://www.youtube.com/watch?v=mTga-68fplQ
http://www.flickr.com/photos/ctarchives/4109428879/in/photostream/
David R.Haugh "Armored Cars — An Encyclopedia of the World`s Wheeled Fighting Vehicles", 2006
Warwheels: Design, Development, Engineering and Production Of Armored Cars (1940-1944)
Warbird Information Exchange: Tucker Turrets
Изделие | Tucker Tiger Tank | сравнение: БА-64 образца 1942 года |
Боевая масса, кг | 4881 | 2360 |
Экипаж, чел. | 3 | 2 |
Длина, мм | 4216 | 3660 |
Ширина, мм | 1905 | 1530 |
Высота, мм | 2438 | 1900 |
База, мм | 2769 | 2100 |
Колея, мм | ? | 1240 |
Клиренс, мм | ? | 210 |
Вооружение, мм | 1х37, 1х12,7, 2х7,62 | 1×7,62 ДТ-29 |
Лоб корпуса, мм | 14 | 12; 9; 6 |
Борт, мм | 14 | 9; 7; 6 |
Крыша, мм | 7 | 6 |
Двигатель | Packard, карбюраторный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 175 л.с. при 3400 об/мин | Рядный 4‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения, мощностью 50 л.с. |
Трансмиссия | Механическая | . |
Ходовая | Колесная формула 4х2, колеса одинарные, шины пневматические размером 10,5х16 дм, подвеска на листовых рессорах | 4×4, на листовых рессорах и гидравлических амортизаторах |
Скорость по шоссе, км/ч | ? | 80 |
А тут уже какие-то другие, поздние башни:
airwar.ru/enc/engines/liberty12.html — Поршневой двигатель М-5, он же Liberty-12. Мотор М-5 представлял собой двухрядный 12-цилиндровый V-образный двигатель с отдельно стоящими цилиндрами и углом развала рядов 45о. Шатуны — вильчатые, т.е. оба главные; подшипники коленчатого вала — скользящие баббитовые. Характерной особенностью мотора было применение системы зажигания Делько "Реми" по типу автомобильных систем, т.е. без магнето, применение которых для авиационных моторов было типовым. К 1925 г. серийное производство обеспечивало поставку вполне надежных моторов М-5. Масса мотора — 275 кг. Мощность — 440 л.с.
Самый быстрый довоенный ГАЗ — это ГАЗ ГЛ-1, СССР
Работы над новым поршневым авиадвигателем из М-11ФР