Гоночный самолет Travel Air «Mystery Ship»
Данный материал является продолжением темы американских гоночных самолетов, поднятой в статье «Гонка за призраком скорости. «Летающий бочонок» и другие «уродцы».
Авторское предисловие: Художник Майкл Роффе (MICHAEL ROFFE) и писатель Дэвид Бейкер (DAVID BAKER) продолжают свою серию статей «Великие моменты в авиации» с начала золотого века авиагонок — о победе Travel Air «Mystery Ship» в Кливленде, штат Огайо, 2 сентября 1929 года.
Редко когда построенный на на свои средства гоночный самолет устанавливал тенденции конструкции боевых самолетов с высокими рабочими характеристиками, но именно это было в случае Travel Air «Mystery Ship».
За десять лет с момента окончания Первой Мировой Войны участники развлекательных полётов и рекордсмены имели большое разнообразие избыточных военных самолетов, на которых они показывали свои навыки пилотирования. Бипланы по окончании войны в Европе зарекомендовали себя как наиболее подходящие для выполнения цирковых трюков и фигур высшего пилотажа сорвиголов. По мере появления новых бипланов, заменявших старые в военно-воздушных силах в Европе и в Соединенных Штатах Америки, улучшались характеристики и усовершенствовались рекорды.
Но радикальный вызов военному доминированию в книге рекордов бросил напористый американский авиастроитель, вошедший в ряды по-настоящему великих авиаконструкторов, когда Travel Air «Mystery Ship» одолел своих конкурентов из Армии и Флота в 1929 году. При подготовке совершенно новой конструкции, чтобы бросить вызов монополии вооруженных сил, Уолтер Бич (Walter Beech) заработал свое место в анналах истории авиации задолго до его недорогих монопланов, доминирующих на рынке частных полетов. Его влияние заключалось в изменении истребителей ВВС США — от бипланов с рядными двигателями к монопланам с двигателями радиальными — наследие устойчивого пути развития вплоть до Republic P-47 Thunderbolt.
Все началось в понедельник, 2 сентября 1929 года, когда когда полированный, коренастый маленький моноплан был выкатан из специально арендованного ангара для участия в Национальных авиагонках в Кливленде, Огайо. Гонки продолжались в течение недели, и в их последний день соревнования начались в 08:05 вместо полудня благодаря числу гонок перенесенных с предыдущего дня по различным причинам.
Это был новый «Mystery Ship», официально известный как Travel Air Low Wing R, впервые выведенный на стартовую линию.
Low Wing R превратился из эскизного проекта Герберта Роудона (Herbert Rawdon) и Уолтера Бича, впоследствии главы быстро развивающейся Travel Air Company, строившей гоночные бипланы и частные самолеты. Стремясь создать самолет для победы в гонках, способный победить доминирующие в соревнованиях истребители-бипланы Армии и Флота, они выбрали расчалочный низкоплан, оснащенный размещаемым в капоте NACA двигателем Wright R-975 с мощностью 420 л.с. и наддувом. Построенный в свободное время и без какого-либо вознаграждения для маленькой, но полной страстного желания группы строителей, Low Wing R быстро получил интерес прессы в связи с полной секретностью, в которой он был создан. Они назвали машину «Mystery Ship», и это название закрепилось.
Соревнования были общедоступными с семью соперниками, но все считали, что будут доминировать, как обычно, два военных участника: Curtiss F6C-6 (на самом деле модифицированный F6C-3), пилотируемый лейтенант-коммандером Дж. Дж. Кларком (Lt-Cdr J.J. Clark) из флота США и Curtiss XP-3A (не прототип, а вторая изготовленная машина), пилотируемый лейтенантом Армии Р. Дж. Брином (R.G. Breene). «Mystery Ship», пилотируемый Дугласом Дэвисом (Douglas Davis), выглядел во всех отношениях победителем с заключенными в обтекатели колесами и отполированной до зеркального блеска фанерной обшивкой.
Общедоступные 50-мильные гонки, организованные Чарльзом Э. Томпсоном (Charles E. Thompson), начались в 14:05 с лейтенантом Брином, который, как и ожидалось, бурно вырвался в лидеры. Очень скоро Дэвис зашвырнул свой «Mystery Ship» на второе место и, огибая первый пилон ограждения, начал догонять Брина. Почувствовав неожиданное, толпа стояла и ревела от восхищения, видя, как черно-красный Travel Air скользил мимо Curtiss, выходя в лидеры. Всю неделю народ был в сборе. Почти 400 000 человек теперь скучились в круг, с нетерпением наблюдая за развернувшейся дуэлью.
На втором из пяти кругов Дэвис начал отрываться, но прежде невозмутимый Брин был явно обеспокоен этим публичным оскорблением характеристикам его самолета.
Сосредоточившись на «избиении» Брина, Дэвис вдруг понял, что в начале третьего круга он случайно пересек пилон, определяющий замкнутый контур. Зная, что он будет дисквалифицирован, под ахи находящейся на 200 фт ниже толпы Дэвис снова заложил вираж вокруг пилона в плавном повороте и нагрузкой с большим g, вызвавшей на мгновение черную пелену в глазах.
Не зная, пропустил ли он пилон или нет, Дэвис сделал это снова и, оказавшись позади шести претендентов, возобновил гонку. Удивительно, но мощный радиальный двигатель разогнал «Mystery Ship» до рекордных за круг 208,69 миль/ч (335,78 км/ч), позволив Дэвису промчаться по всему полю и вернуть лидерство. Брин ничего не мог сделать и закончил гонку через 36,5 с после машины Travel Air. С усредненной скоростью в 194,9 миль/ч (313,59 км/ч) Model R пролетел гонку за 14 мин 5,9 сек, тогда как Брин вышел на среднюю скорость в 186,84 миль/ч (300,64 км/ч). Lockheed Vega заняла третье место с 163,44 миль/ч (262,97 км/ч), а четвертое занял лейтенант-коммандер Кларк.
Армия никогда больше не принимала участия в гонках наравне с гражданскими машинами и выдала потенциальным фирмам, ведущим переговоры о заключении контрактов на поставку будущих истребителей, строгие нотации о радикальных и новаторских концепциях конструкции. Что же касается Travel Air Low Wing R, то он продолжил полеты, «порвав» несколько предыдущих рекордов и создав тенденцию, которая была слишком впечатляющей, чтобы ее игнорировать. С тех пор гражданские конструкции стали доминировать в воздушных гонках, открывая поистине золотой век скорости и побивания предыдущих рекордов, подобного которому мы больше никогда не увидим. Чуть более двух лет спустя после гонки в Кливленде, Boeing получила контракт на постройку своего Model 248, который выглядел точь в точь как военная версия «Mystery Ship». Он был принят на вооружение как P-26 Peashooter, подтвердив наследие машины Travel Air.
Летно-технические характеристики Travel Air «Mystery Ship»
Модификация | Model R |
Размах крыла, м | 8,89 |
Длина самолета, м | 6,15 |
Высота самолета, м | 2,36 |
Площадь крыла, м² | |
Масса, кг | |
пустого самолета | 669 |
максимальная взлетная | 880 |
Тип двигателя | 1 ПД Wright J-6-9 Whirlwind |
Мощность, л.с. | 1×450 |
Максимальная скорость, км/ч | 394 |
Крейсерская скорость, км/ч | 370 |
Практическая дальность, км | |
Практический потолок, м | |
Экипаж, чел | 1 |
источники:
- DAVID BAKER «Great moments in aviation — No 18» Aeroplane Monthly, November 1996
- таблица с ЛТХ гоночного самолета Travel Air «Mystery Ship» взята с сайта www.airwar.ru