Гоночный самолет Hawks Miller HM-1 Time Flies и опытный двухместный истребитель MAC-1. США
В начале 1930-х годов имя Gee Bee стало синонимом скорости, когда гоночные самолеты пулевидной формы проложили победный путь на трассе в Кливленде. И все же красивые самолеты с их сверкающей красно-белой окраской вскоре приобрели славу убийц пилотов. Так оно и было – в 1930-е годы.
Братья Гранвилл – Зантфорд (Zantford), Томас, Роберт, Эдвард и Марк – использовали широкий спектр своих навыков для создания серии современных бипланов, нескольких красивых спортивных монопланов и одного выдающегося гоночного самолета Gee Bee Model Z City of Springfield с целью изменить свой статус с механиков-любителей до полноценной, очень уважаемой компании по производству самолетов. Возглавляемые Зантфордом (более известным как «Гранни» [Granny]) братья соединили конструирование, летное дело, сварочные работы, деревообработку и другие навыки, чтобы создать красивые рекордные самолеты.
На Гранни был достаточно мудрым, чтобы понимать свои собственные возможности, и на должность главного инженера он нанял Боба Холла. Холл, позже ставший знаменитым летчиком-испытателем компании Grumman, стал прекрасным дополнением Зантфорда Гранвилла. Он смог воплотить дальновидные идеи старшего Грэнвилла в надежные конструкции, и помимо этого у Боба Холла было много контактов в авиастроительной промышленности. Зантфорд Гранвилл и Боб Холл решили создать самолет, способный победить в Национальных авиагонках 1931 года, и страстно увлеклись этим, создав Gee Bee Model Z всего за несколько месяцев.
City of Springfield одержал победу во всех пяти гонках, в которых он участвовал в Кливленде. В это число входят гонки на приз Томпсона, в которых Model Z под управлением Лоуэлла Бейлса (Lowell Bayles) показал рекордную скорость 236,239 миль в час (380,11 км/ч). Благодаря победам в Национальных гонках 1931 года Model Z вывел компанию Granville Brothers Aircraft в число передовых авиастроительных компаний США.
К сожалению, 5 декабря 1931 года Бэйлс погиб во время официальной попытки установить мировой рекорд скорости самолетов наземного базирования. Операторы кинохроники снимали, как City of Springfield Лоуэлла Бейлса пролетал через пост контроля скорости, и зафиксировали момент, когда у самолета оторвалась правая консоль крыла. Самолет врезался в землю, оставив после себя длинный след из обломков и горящего бензина. Впоследствии этот фрагмент целлулоида с катастрофой Gee Bee сотни раз использовался в драматических фильмах и телевизионных постановках, изображая гибель того или иного самолета.
Крушение самолета Лоуэлла Бейлса положил начало череде фатальных катастроф с человеческими жертвами, которые заставили общественность поверить в то, что всем Gee Bee супер-пилоты, такие как Джимми Дулиттл, чтобы управлять этими самолетами и суметь выжить. Фактически плохая репутация была навсегда опровергнута, когда великий пилот Дельмар Бенджамин (Delmar Benjamin) и его команда создали идеальную копию гоночного самолета Gee Bee Super Sportster. В своем первом полете, совершенном 23 декабря 1991 года, Дельмар продемонстрировал всем, что Gee Bee это не самолет-убийца, а превосходный пилотажный самолет.
Но это произошло спустя шестьдесят лет, а в 1930-х годах катастрофа самолета Model Z подкосила дела компании Granville Brothers Aircraft. Боб Хилл покинул компанию и позднее построил собственный гоночный самолет с крылом типа «чайка» Hall Bulldog. Когда Рассел Бордман заказал у компании Granville Brothers Aircraft два гоночных самолета, Гранни нанял на должность главного инженера Хауэлла У. «Пита» Миллера (Howell W. «Pete» Miller).
Скоростные, но проблемные самолеты Super Sportster были по сути конструкцией Зантфорда Гранвилла и отражали его видение, что капля слезы имеет идеальную обтекаемую форму; данная концепция была подтверждена Миллером во время испытаний в аэродинамической трубе. Своего пика гоночные самолеты Super Sportster (бортовые номера 7 и 11) достигли в 1932 году, когда Джимми Дулиттл победил гонки на приз Томпсона и установил мировой рекорд скорости для самолетов наземного базирования – 296,287 миль в час (476,73 км/ч). К сожалению, в последующие годы в авиакатастрофе Gee Bee погибли многие известные пилоты, в том числе сам Зантфорд Гранвилл, а также Рассел Бордман (Russell Boardman), Флоренс Клингенсмит (Florence Klingensmith), Сесил Аллен (Cecil Allen) и Франческо Сарабия (Francesco Sarabia).
Великая депрессия, аварии и ограниченный рынок гоночных самолетов вынудили руководство компании Granville Brothers Aircraft объявить о банкротстве. Гранни, Миллер и Дон ДеЛакнер (Don DeLackner) создали консалтинговую компанию. Первой разработкой этой компании был удлиненный вариант самолета Gee Bee. В 1934 году машина, получившая наименование International Sportster, использовалась знаменитой летчицей Жаклин Кокран в гонках Макробертсона Лондон – Мельбурн.
12 февраля 1934 года – до завершения постройки этого самолета – тридцатидвухлетний Зантфорд Гранвилл разбился в катастрофе в Спартанбурге (Spartanburg), Южная Каролина. Миллер и остальная часть фирмы продолжили работу и завершили проект R-6H, известный как Q.E.D. (Quod Erat Demonstrandum – что и требовалось доказать [лат.]). В 1934 году на самолете, окрашенном в цвет пачки сигарет «Lucky Strike Green», Ли Гельбах (Lee Gehlbach) участвовал в гонках на приз Бендикса, но из-за механических проблем был вынужден сойти с дистанции. Затем самолет был отправлен в Великобританию, где Жаклин Кокран (“Lucky Strike Girl”) и второй член ее экипажа гораздо более опытный пилот Уэсли Смит Пратт приняли участие в гонке Макробертсона, которая завершилась для них в Бухаресте.
Несмотря на крейсерскую скорость 260 миль в час (418 км/ч) и дальность полета 1850 миль (2977 км) участие Q.E.D. в гонках 1938 года на приз Бендикса не увенчалось успехом, и самолет был продан капитану Сарабия, прозванному мексиканским Линдбергом. На окрашенном в белый цвет и переименованном в Conquistador del Cielo самолете R-6H Франческо Сарабия совершил успешный и рекордный перелет по маршруту Мехико – Нью-Йорк. Франческо Сарабия, которого в Нью-Йорке и Вашингтоне, округ Колумбия, чествовали как героя, погиб после вылета из Вашингтона. Тряпка была засосана в впускной канал карбюратора, после чего самолет врезался в воды реки Потомак.
Неустрашимые Миллер и компания перешли к большим самолетам – и к большим разочарованиям. Одной из главных фигур американской авиации – стареющему Фрэнку Хоуксу (Frank Hawks) – требовался новый быстрый самолет, чтобы оставаться среди участников авиационных гонок. Фрэнк Хоукс обратился к Хауэллу Миллеру, который создал свой шедевр – прекрасный HM-1 Time Flies.
Хауэлл Миллер основал компанию New England Aircraft Company, в которой он был президентом, а Фрэнк Хоукс вице-президентом. Новая компания функционировала точно так же, как старая компания Granville Brothers Aircraft, и многие сотрудники старой компании перешли в новую. Конструкторские работы начались 12 июня 1936 года.
Компания Gruen Watch Company – в то время, возможно, самая престижная часовая компания в США – профинансировала проект на сумму около 70000 долларов, и в итоге получившийся самолет имел характеристики, которые были равны или превосходили характеристики его более известного современника Hughes H-1. В интервью с Миллером автору было сказано, что Time Flies был немного быстрее, чем Hughes H-1, имеет гораздо лучшую скороподъемность и чуть большую дальность полета.
В обоих самолетах в качестве обшивки крыльев использовалась гладкая фанера. Цельнометаллический полумонокок фюзеляжа самолета Говарда Хьюза был намного сложнее, чем фюзеляж с фермой из стальных труб самолета Time Flies. Миллер сказал, что с самого начала планировал, что серийный вариант самолета Time Flies будет цельнометаллическим.
Миллер создал исключительно чистый самолет, отказавшись от классической капли слезы машин типа Gee Bee в пользу гладкого обтекаемого фюзеляжа, изготовленного из хромомолибденовых труб Summerill и получившего идеально круглое поперечное сечения с помощью деревянных вспомогательных шпангоутов. В качестве обшивки фюзеляжа использовалась фанера компании Haskelite, которая обеспечивала гладкую и прочную поверхность. Вместо обычной закрытой кабины Миллер использовал модифицированный автомобильный гидравлический домкрат для подъема сиденья пилота и ветрового стекла во время взлета и посадки. В полете ветровое стекло убиралось заподлицо, и видимость пилота ограничивалась каплевидными боковыми стеклами.
Хауэлл Миллер, который во всех ситуациях был вежливым, обходительным, приятным человеком, имел взаимопонимание с Хоуксом, который был умным, сообразительным и обладавшим прекрасным чувством юмора. Несмотря на все трудности прошлого, большая часть команды, которая ранее создавала самолеты Gee Bees, работала в полном согласии. Как и многие пилоты Фрэнк Хоукс ранее имел плохой опыт «общения» с парами угарного газа, и поэтому по его предложению Хауэлл Миллер спроектировал в консолях крыла воздухозаборники, направлявшие в кабину пилота свежий воздух.
Силовая установка состояла из двигателя Pratt & Whitney R-1830, который на взлете развивал мощность 1150 л.с. и вращал трехлопастный винт постоянной скорости Hamilton Standard. В интервью Миллер подчеркнул, что самолет был рассчитан на установку двигателей мощностью до 2000 лошадиных сил.
С точки зрения конструкции и амортизации ходовая часть напоминала обычные фиксированные основные стойки шасси самолетов Gee Bee, но они были спроектированы таким образом, чтобы убираться в ниши, расположенные в крыле и фюзеляже. Как будет показано ниже обычно надежный механизм уборки шасси, приводимый в действие автомобильным стартером Crosley, имел ахиллесовую пяту.
18 октября 1936 года (через четыре месяца и шесть дней после начала работы) Фрэнк Хоукс впервые поднял в воздух прекрасный Time Flies. После вылета с расположенного в Спрингфилде, штат Массачусетс, завода компании (тот же самый бывший танцевальный зал, где были построены самолеты Gee Bee) Фрэнк Хоукс взял курс на Рентшлер-филд (Rentschler Field), Хартфорд (Hartford), штат Коннектикут, где технические специалисты компаний Pratt & Whitney и Hamilton Standard провели краткую и ограниченную программу испытаний.
6 января 1937 года во время четвертого испытательного полета Фрэнк Хоукс снял подаренные ему женой длинные меховые рукавицы и положил их на приборную панель, где должен был быть установлен автопилот Сперри. Когда он стал выпускать шасси, зубчатая передача схватила рукавицы и зажевала их, заклинив основные стойки шасси в промежуточном положении. Фрэнк Хоукс смог посадить самолет, и основные стойки не разрушились, но были повреждены законцовки винта и створки ниш.
Time Flies быстро отремонтировали, но Фрэнку Хоуксу не хватало времени и денег. Вместо попытки сделать что-то, что действительно могло бы привлечь внимание, например, попытаться побить рекорды, установленные Говардом Хьюзом, Фрэнк Хоукс совершил серию коротких полетов. Самым важным из них был рекордный перелет из Ист-Хартфорда в Майами продолжительностью 4 часа 45 минут. На обратном пути Хоукс столкнулся с встречным ветром и решил остановиться в Ньюарке, штат Нью-Джерси, где во время сверхжесткой посадки были разбиты основные стойки шасси и был поврежден лонжерон крыла. В прошлом Хоукс много раз терпел аварии; последняя и фатальная у него была в будущем.
Фрэнк Хоукс пытался вернуть хотя бы часть из вложенных им средств и продал самолет компании Tri-American Aviation, у которой интересы в основном были в Южной Америке. Компания Tri-American, возглавляемая Эдвардом Коннертоном (Edward Connerton) и Ли Уэйдом (Leigh Wade) – летчиком-испытателем во Франции в годы Первой Мировой войны и пилотом рекордного самолета Douglas World Cruiser Boston – хотела превратить самолет в скоростной двухместный истребитель/штурмовик для военно-воздушных сил стран Южной Америки.
В 1938 году Уэйд, Коннертон и Миллер создали авиастроительную компанию Miller Aircraft Corporation чтобы преобразовать поврежденный Time Flies. Первоначально модификация называлась HM-2, но затем обозначение было сменено на MAC-1. Изменения были сведены к минимуму: топливный бак был удален, чтобы можно было разместить два сиденья, а убираемый ветровой козырек на обычный сдвижной фонарь, расположенный в задней части фюзеляжа. Самолет получил двойное управление, а консоли крыла были модифицированы для размещения по одному 0,5-дюймовому (12,7 мм) пулемету. В задней кабине был установлен подвижный пулемет (на самолете были установлены только макеты оружия). Машина была перекрашена на «камуфляжную» окраску самолетов армейской авиации (синий фюзеляж и оранжевые крыло и стабилизатор) и получила 900-сильный двигатель Twin Wasp.
MAC-1 под управлением Ли Уэйда впервые поднялся в воздух 23 августа 1937 года. По иронии судьбы в этот день Фрэнк Хоукс погиб в результате крушения странного на вид биплана Gwinn Aircar. Фрэнк Хоукс с интересом следили за преобразованием Time Flies и говорил с Хауэллом Миллером в день первого полета MAC-1 и в последний день его жизни.
В 1938 году MAC-1 принял участие в томпсоновских гонках, и Ли Уэйд управлял самолетом несмотря на то, что на испытания было мало времени, и он понятия не имел каким будет расход топлива. Уэйд выбрал консервативную тактику с целью прохождения трассы, и по скорости показал четвертый результат 248,42 миль в час (399,79 км/ч). Когда Ли Уэйд приземлился, двигатель его самолета заглох из-за нехватки топлива, так что он правильно рассчитал возможности машины.
Эрл Ортман (Earl Ortman), который пилотировал Marcoux Bromberg Special и который пришел вторым после Роско Тернера, продолжил программу летных испытаний, кода Уэйду пришлось улетать по делам в Южную Америку. Первое испытание на трассе протяженностью 25 миль (40 км) проходило неподалеку от аэродрома Рентскхлер-филд (Rentschler Field), и Ортман показал среднюю скорость 369 миль в час (594 км/ч).
Следующим испытанием было измерение времени набора высоты, и Ортман достиг невероятной начальной скороподъемности 6000 футов в минуту (1829 м/мин). Лучший истребитель авиационного корпуса армии США Seversky P-35 имел максимальную скорость около 285 миль в час (459 км/ч) и скороподъемность 2000 футов в минуту (610 м/мин).
Однако во время испытаний по набору высоты по мере сжигания топлива центр тяжести смещался назад, и в пикировании на скорости 425 миль в час (684 км/ч) Ортман обнаружил, что ручка управления выскочила у него из руки, начав серию колебаний со все более возрастающей амплитудой. Ортман ударился о быстро открывающийся фонарь кабины и был выброшен из самолета как раз в тот момент, когда хвостовое оперение отделилось, и когда машина начала распадаться в воздухе. Ортман благополучно приземлился на парашюте, но это был конец Time Flies/MAC-1.
Впоследствии у Хауэлла Миллера замечательно сложилась карьера и он создал множество небольших самолетов, но он всегда сожалел, что HM-1 не получил возможности полностью раскрыть свой потенциал как серийный цельнометаллический самолет.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Статья про гонки Макробертсона
Из Англии в Австралию: дальше уже некуда. Большие воздушные гонки 1934 года