Гоночный самолет de Havilland D.H.71 Tiger Moth. Великобритания
Два миниатюрных планера D.H.71, построенные в строжайшей тайне на аэродроме Стэг Лейн (Stag Lane), были предназначены для высокоскоростных исследований по разумной цене и в то же время для использования в качестве летающих лабораторий для прототипов двигателей майора Хэлфорда (Maj. Halford), которые являлись заменой мотору Cirrus и разработка которых близилась к завершению. Конструкция фюзеляжа полностью следует за конструкцией стандартного Moth с работающей фанерной обшивкой, но кабина была рассчитана исключительно под летчика-испытателя Х.С. Броуда (H. S. Broad). Это делало необходимым наклонить наружу стороны фюзеляжа, чтобы приспособить под его плечи. Вход в кабину был возможен только путем деления смежной опалубки вдоль центральной линии, позволяя каждой половине откидываться на петлях вниз. С пилотом и закрытой обшивкой линия от двигателя и головы пилота продолжалась плавно вниз к килю посредством длинного, суживающегося спинного гагрота.
схемы D.H.71
Крыло с тонким поперечным сечением и полотняной обшивкой состояло из двух отдельных консолей с овальными законцовками, I-образными лонжеронами, деревянными нервюрами. Зазоры элеронов и рулей высоты были закрыты полосами губчатой резины полос; крепление было выполнено дублированными обтекаемыми расчелками, которые под крылом жестко крепили шасси наместе и формировали "ось". Опоры шасси были простыми стойками и для уменьшения сопротивления все пружинные и шнуровые амортизаторы располагались во внутреннем пространстве колес. В совокупности, самолет был шедевром целенаправленной изобретательности. Топливный бак емкостью 16,75 галлонов (76,147 л) своими формами был приспоблен к линиям фюзеляжа впереди пилота. Машинное масло охлаждалось оребрением картера, который плавно вписывался в фюзеляж, задняя часть которого имела обтекаемую форму в утолщении в нижней части руля направления.
первый из монопланов D.H.71 Tiger Moth, G-EBQU (заводской номер 323), расположен под носом Beardmore Inflexible. Хэндонский показ Королевских ВВС, 30 июня 1928 года. (Topical Press Photo.)
Название этому типу машин было выделено Tiger Moth, и оба самолета были включены в состав участников гонок на кубок короля Георга V, состоявшихся в Хакнелле (Hucknall) 30 июля 1927 года. Первый самолет G-EBQU (№ 16) принадлежал леди Уэйкфилд (Lady Wakefield), второй — G-EBRV (№ 17) лорду Уэйкфилду; пилотами машин были К.Д. Бернард (C. D. Barnard) и Х.С. Броуд соответственно. Для проверки характеристик управляемости G-EBQU был укомплектован 85-сильным двигателем A.D.C. Cirrus II, и Броуд совершил на нем первый полет над Стэг Лейном 24 июня. Затем машина была переоснащена новым двигателем Халфорда, теперь известным как Gipsy и развивавшим примерно 135 л.с.. Хотя сертификат летной годности (СЛГ) был выдан за день до гонок, G-EBQU был снят с них для подготовки к побитию рекорда. Второй D.H.71, на протяжении срока эксплуатации оснащенный двигателем Cirrus II, совершил первый полет 28 июля, но во время гонки пострадал от сильной турбулентности. Тряска на неровной поверхности сделала дроссельную заслонку полузакрытой и почти в два раза увеличила длину разбега, в то время как в воздухе вызвала непроизвольные движения рук, сделавших горизонтальный полет невозможным. Хотя его скорость до Спиттлгейта (Spittlegate) была на 4 миль/ч (6,436 км/ч) выше скорости гандикапа (166 мильч (267,094 км/ч)), самолет был возвращен в Хакнелл и заброшен.
первый D.H.71 с двигателем Gipsy и крылом с коротким размахом готовят на аэродроме Стэг Лейн к побитию рекорда на замкнутом маршруте, август 1927 года
На первом самолете был установлен второй набор консолей с сокращенным размахом до 19 футов (5,791 м), позволив Броуду 24 августа на 100-километровом замкнутом маршруте установить рекорд скорости в классе III категории легких самолетов (Light Aeroplane Category Class III) — 186,47 миль/ч (300,03 км/ч). 29 августа была совершена попытка побить мировой рекорд высоты в той же категории, и за 17 минут G-EBQU достиг 19191 футов (5849,417 м). Выше Броуд из-за недостатка кислорода подниматься не мог, хотя машина продолжала набирать высоту со скоростью 1000 фт/мин (304,8 м/мин, 5,08 м/с). Несколько легких самолетов были выставлены на площадке новых типов в Хэндоне на состоявшемся 30 июня 1928 года показе Королевских ВВС; одним из этих самотов был D.H.71 G-EBQU в безупречной желтой окраске.
Х.С. Броуд во втором D.H.71 (Cirrus II) стартует во время участия в гонках на королевский кубок, Хакнелл, 30 июля 1930 года
К сожалению неровная поверхность аэродрома исключала всякую возможность взлета для демонстрации в полёте, которая показала бы, что этот маленький самолетик по скорости превосходит большинство тогдашних истребителей. Год спустя тот же самолет был снова выставлен на статической экспозиции; на этот раз de Havilland участвовал в олимпийском авиашоу в июле 1929 года. В 1930 году самолет был отправлен в Австралию к Ф.К. Барнсли (F. K. Bardsley); в Пойнт Куке (Point Cook) его пилотировал майор Херевард де Хэвиленд (Maj. Hereward de Havilland) — младший брат Джеффри де Хэвиленда. Однако 17 сентября Дэвид Смит (David Smith) разбился на D.H.71 в Маскоте во время подготовки с авиагонкам, которые должны были состояться в следующую субботу. Двигатель отказал на взлете, и Tiger Moth разбился, упав на улицу с высоты 150 футов (45,72 ).
майор Херевард де Хэвиленд выруливает на D.H.71 G-EBQU на базе Королевских военно-воздушных сил Австралии Поинт-Кук, Виктория, 1930 год
Второй Tiger Moth G-EBRV был снят с летной эксплуатации, и безмоторных планера был поднят на стропила летного ангара в Стэг Лейне. G-EBRV оставался там до 1933 года, когда он был установлен на верхней части доски объявлений за пределами нового хэтфилдского завода, служа рекламой для проводившихся в 1933 году гонок на кубок короля Георга V. Затем он был возвращен на свое обычное место под крышей, на этот раз в Хатфилде, пока не был уничтожен Junkers Ju 88, бомбившими авиазавод 3 октября 1940 года.
реплика D.H.71 Tiger Moth
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТКИКИ
Производитель: de Havilland Aircraft Co. Ltd, аэродром Стэг Лейн, Эджвар (Edgware), Миддлсекс
Силовая установка:
один 85-сильный A.D.C. Cirrus II
один экспериментальный 135-сильный de Havilland Gipsy
Размеры:
размах крыла
нормальный — 22 фт 6 дйм (6,86 м)
специальный — 19 фт 0 дйм (5,8 м)
длина 18 фт 7 дйм (5,66 м)
высота 7 фт 0 дйм (2,13 м)
площадь крыла
нормальная 76,5 фт² (7,11 м)
специальная 62,5 фт² (5,81 м)
Вес (нормальный):
пустого 618 фнт (280,33 кг)
общий 905 фнт (410,51 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость
с нормальным крылом — 166 миль/ч (267,09 км/ч)
со специальным крылом — 193 миль/ч (310,54 км/ч)
посадочная (с нормальным крылом) 60 миль/ч (96,54 км/ч)
Производство:
Заводской номер |
Номер регистрации |
Дата выдачи СЛГ |
Примечания |
323 |
G-EBQU |
29.7.27 |
Двигатель Gipsy, в 1930 г. В Австралии был зарегистирован как VH-UNH, разбился в Маскоте 17.9.30 |
324 |
G-EBRV |
28.7.27 |
Двигатель Cirrus II, 3.10.40 уничтожен в Хэтфилде во время вражеского налета |
источник: A J Jackson "De Havilland Aircraft since 1909"