1

Предисловие редакции: Стриж (Martinet) – птица с длинными узкими крыльями, которая быстро летает в небе, но из-за коротких лапок плохо ходит по земле. Это имя очень хорошо подходит спроектированному Андрэ Эрбемоном гоночному самолету компании Caudron, отличавшемуся длинными тонкими фюзеляжем и крылом и убирающимися основными стойками шасси.

Для участия в гонках 1933 года на кубок Дётч-де-ла-Мёрт компания Caudron подготовила несколько самолетов типа Caudron 360, которые должны были быть оснащены 300-сильными двигателями Chaise. Однако этим планам сбыться было не суждено и на самолеты были установлены шестицилиндровые моторы Régnier, являвшиеся развитием британских двигателей de Havilland Gipsy III.

В связи с задержками поставки двигателей два самолета были оснащены 165-сильными четырехцилиндровыми моторами Renault Bengali (Caudron 362), а один – 215-сильным мотором Regnier (Caudron 366 или Atalante). У последнего подмоторная рама была несколько уменьшена, чтобы компенсировать возросшую на 70 кг массу двигателя Regnier.

Расчетные скорости должны были составлять 380 км/ч и 410 км/ч (для Caudron 366). Анри Валло (Henri Vallot) – инструктор расположенной в Амберьё школы компании Caudron и затем руководитель учебного центра – демонстрировал в полете туристические и учебные самолеты компании Caudron и, будучи экспертом в данном вопросе, определял среднюю скорость Caudron 366 в 263 км/ч. 25 мая (за 3 дня до испытаний) Caudron 366 из-за блокировки колеса перевернулся на земле и получил повреждения, которые не могли быть своевременно устранены до начала гонок на кубок Дётч-де-ла-Мёрт.

Отладка самолета была завершена во второй половине 1933 года и после гибели, причиной которой был несчастный случай, компания Regnier пригласила виртуозного воздушного акробата Луи Массота (Louis Massotte) – пилота демонстрационной группы «patrouille Bleriot» и летчика-испытателя компании Bleriot Aéronautique. 7 января 1934 года Луи Массот в Истре во время гонок по замкнутому контуру на кубок Бомон (Coupe Beaumont) установил новый мировой рекорд на дистанции 1000 км, пройдя ее со средней скоростью 358,185 км/ч. Предыдущий рекорд принадлежал немцу Унтухту (Untucht) и Heinkel 70 с двигателем BMW VI. В дополнение к своему первому достижению Массот побил национальные рекорды на дистанциях 100 км (Сади-Леконт [Sadi-Lecointe] – 325,497 км/ч), 500 км (Массот 308,227 км/ч) и 1000 км (Доре [Doret] – 286,227 км/ч). На самолете Массота был установлен шестицилиндровый двигатель воздушного охлаждения Regnier, имевший диаметр цилиндров 114 мм, ход поршней 130 мм и при 2450 об/мин развивавший мощность 205 л.с.. Во время установления рекорда двигатель потреблял всего 16,6 литров топлива на 100 км (220 грамм на лошадиную силу в час) и при прохождении 1500 км трассы затратил 366 литров.

Caudron 366 без проблем был зарегистрирован в числе самолетов-участников гонок 1934 года на кубок Дётч-де-ла-Мёрт. У двигателя этого самолета была увеличена степень сжатия, что позволило поднять мощность до 220–230 л.с.. Регулируемый на земле винт Ratier был заменен двухпозиционным (первый режим – взлетный, второй – для полета) винтом Levasseur. Изменение шага винта происходило при помощи боуденовского троса. Данный трос запускал в действие пружину, переставлявшую лопасти винта на больший шаг.

Под управлением Массота модифицированный самолет на мерной базе разогнался до 440 км/ч.

Однако компания Caudron выпустила новую серию самолетов, которые были оснащены новыми шестицилиндровыми двигателями Renault, развивавшими мощность 310 л.с. Однолонжеронное крыло по типу Caudron 360 было заменено двухлонжеронным для размещения убирающихся основных стоек шасси. Также крылья новых машин были оснащены щелевыми закрылками. Caudron 450 имели фиксированные основные стойки шасси, тогда как Caudron 460 оснащались убирающимся шасси. Впрочем, работа механизма уборки имела серьезные проблемы и для участия в соревнованиях они были поспешно закрыты обтекателями. Летавший на Caudron 450 Морис Арну (Maurice Arnoux) стал победителем гонок 1934 года, пройдя трассу со средней скоростью 387 км/ч. Со своей стороны Луи Массот прошел трассу очень ровно, заняв второе место со средней скоростью 361,083 км/ч. Наиболее удивительным по втором месте был тот факт, что самолет Массота был оснащен двигателем, развивавшим мощность на 100 л.с. меньше, чем остальным самолеты-участники гонок.

Для гонок 1935 года на кубок Дётч-де-ла-Мёрт компания Regnier, которая стала владельцем самолета, решила его усовершенствовать.

Самолет был доставлен на завод компании Bleriot, где под руководством инженера Андрэ Эрбемона (Andre Herbemont) был полностью переделан. На машину вместо неубирающегося шасси были установлены убирающиеся основные стойки (патент компании Bleriot), что потребовало серьезных изменений в конструкции крыла.

Схема гоночного самолета Caudron-Herbemont 366 Martinet

Передняя кромка крыла стала выступающей вперед для размещения ниш колес основных стоек. Размах крыла был уменьшен с 6,80 до 6,7 м, а законцовки крыла стали округлыми.

Кабина пилота была размещена на довольно низком уровне и все выступы снаружи фюзеляжа были удалены (впоследствии данным решением воспользовалась компания Caudron), однако во время испытаний был установлен фиксированный козырек. Хвостовое оперение также было уменьшено.

Задняя часть фюзеляжа заканчивалась заостренным конусом, увеличивавшим длину самолета с 6,80 до 7,09 м.

Что касается двигателя, то он был заменен на R.6 с установленным на мотор компрессором Sebia (типа Roots) конструкции инженера Дюжеле (Dugelay). Скорость вращения вала данного компрессора в 1,4 раза превышала скорость вращения вала двигателя. При степени сжатия 7:1 этот двигатель, весивший 234 кг, на высоте 2000 метров и при 2600 об/мин развивал мощность 250 л.с., что было эквивалентно 310 л.с. на уровне моря (при этом потребление возрастало до 280 г/л.с.×ч).

310-сильный двигатель Régnier R.6 с компрессором Roots

Луи Массот начал испытания этого практически нового самолета, получившего новое имя «Martinet» (стриж) и оказавшегося очень быстрым. К сожалению, в заключительный день квалификационных полетов по время испытаний Массот обнаружил проблемы с компрессором (предположительно заклинивание). Он должен был сбросить скорость «стрижа» до катастрофических 250 км/ч и использовать все свое мастерство, чтобы хоть как то ограничить ущерб.

 

«Стрижа» готовят к летным испытаниям. Обратите внимание на откинутое на бок отверстие в крыше фонаря кабины пилота

«Стриж» взлетает во время проведения испытаний. Во время соревнований козырек не должен был устанавливаться и пилот должен был полностью размещаться внутри фюзеляжа. Самолет (за исключением неокрашенного алюминиевого капота) был выкрашен светло-синей краской

Однако у машин самой компании Caudron также был прогресс в развитии. К сожалению, смерть Массота, погибшего во время испытаний истребителя Bleriot с хвостовым оперением-бабочкой, лишила компанию Regnier высококлассного летчика-испытателя. В результате компания Regnier поставила крест на создании своих высокоскоростных самолетов. О синем «стриже» больше ничего не было слышно, быть может сейчас он в раю для гоночных самолетов…

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Caudron-Herbemont 366 Martinet

Назначение: гоночный самолет

Статус: единичное производство

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: один шестицилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения Regnier R.6, развивавший 310 л.с.

Размеры:

размах крыла 6,70 м
длина 7,09 м

Летные характеристики:

максимальная скорость около 400 км/ч


  • [1] в ряде документов его фамилия пишется как Валю (Valot)

источник: Serge Pozzoli "REVU PAR HERBEMONT, LE CAUDRON 366 DEVIENT: 'Le Martinet'" "Le Fana de l'Aviation" 1974-02 (052)

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account