В 1907 году концерн FIAT выиграл Гран-при Франции и в целом провел хороший гоночный сезон. Этот успех вдохновил шотландца Джорджа Аберкромби (George Abercromby) заказать у концерна FIAT собственный гоночный автомобиль в надежде выиграть гонку Кубка Монтегю 1908 года, проходившую на гоночной трассе Брукландс, графство Суррей, Англия. Автомобиль для Джорджа Аберкромби получил в концерне FIAT обозначение SB4 Corsa (гоночный) и был усовершенствованием гоночного автомобиля Гран-при 1907 года.
Основу силового набора автомобиля FIAT SB4 составляли два лонжерона, которые поддерживали расположенный в передней части автомобиля двигатель. За силовой установкой, непосредственно перед задними колесами, размещались два очень открытых сиденья и топливный бак, установленный в крайней задней части автомобиля. Четырехцилиндровый двигатель имел два литых блока цилиндров по два цилиндра в каждом. Согласно ряду сообщений, каждый цилиндр имел один впускной клапан и два выпускных клапана. Впускной клапан и один выпускной клапан каждого цилиндра приводились в действие толкателями с правой стороны двигателя, а оставшийся выпускной клапан приводился в действие с левой стороны двигателя. Цилиндры двигателя автомобиля FIAT SB4 имели диаметр 190 мм и ход поршня 160 мм. Двигатель имел рабочий объем 18,15 литров и при 1200 оборотах в минуту развивал мощность 175 л.с. (130 кВт).
Двигатель гоночного автомобиля был закрыт капотом и имел нижний поддон. За двигателем была установлена четырехступенчатая трансмиссия, которая приводила в действие дифференциальный вал, расположенный непосредственно перед задними колесами. Звездочки и цепи передавали мощность на задние колеса. Все колеса были сделаны из дерева. Ножная педаль приводила в действие тормоз коробки передач, а ручной рычаг приводил в действие тормоз на валу дифференциала. Передних тормозов не было.
Весной 1908 года заказанный Джорджем Аберкромби автомобиль FIAT SB4 был доставлен в Англию, и в июне итальянский автогонщик Феличе Наццаро (Felice Nazzaro) на этой машине участвовал в гонках в Брукландсе. Феличе Наццаро победил Фрэнка Ньютона (Frank Newton), сидевшего за рулем Napier Samson, и на трассе показал среднюю скорость 152,49 км/ч, при этом на одном круге была зафиксирована скорость 195,76 км/ч. Однако Джордж Аберкромби не был доволен автомобилем (или, возможно, концерном FIAT) и отказался от приобретения FIAT SB4. Таким образом, FIAT SB4 не участвовал в гонке Кубка Монтегю, проходившей в августе 1908 года. Между Джорджем Аберкромби и концерном FIAT завязалось судебное разбирательство, в котором концерн выиграл, и в конечном итоге Аберкромби забрал автомобиль.
Джордж Аберкромби на FIAT SB4 принял участие в гонках 1910 года, но механические проблемы не позволили добиться успеха. До начала Первой Мировой войны машина сменила нескольких владельцев, но эксплуатировалась ими очень мало. После окончания Первой Мировой войны Джон Дафф (John Duff) обнаружил FIAT SB4 в гараже и смог купить машину. Джон Дафф смог частично восстановить гоночный автомобиль. Он заменил деревянные колеса на колеса с проволочными спицами и изготовил новый кузов, закрывавший большую часть автомобиля и улучшавший его аэродинамику. Джон Дафф и его водитель-напарник Р. Ф. Купер (R. F. Cooper) подавали заявки на участие машины в различных соревнованиях в Брукландсе в 1921 году, но механические проблемы не позволили ей участвовать в большинстве этих гонок. FIAT SB4 занял второе место в проводившихся в августе гонках Lightning Short, но треснувшие поршни не позволили участвовать в последующих гонках.
В 1922 году Дафф заменил поршни на более легкие, которые были разработаны Гарри Рикардо (Harry Ricardo). Вместе с водителем-напарником Л. Дж. Коллингемом (L. G. Callingham) Джон Дафф финишировал третьим в состоявшейся в мае спринтерской гонке, проехав круг со скоростью 172,36 км/ч. Однако во время гонки, имевшей большую продолжительность, двигатель FIAT эффектно взорвался, и его детали разлетелись во все стороны. Джон Дафф решил, что FIAT не стоит потраченного не него времени и продал поврежденный 14-летний автомобиль Эрнесту Артуру Дугласу Элдриджу (Ernest Arthur Douglas Eldridge).
Элдридж начал участвовать в гонках в Бруклендсе в 1921 году за рулем автомобиля Isotta Fraschini, участвовавшего в Гран-при Франции 1907 года и оснащенного 100-сильным (75 кВт) двигателем с рабочим объемом 8 литров. Разочарованный его слабыми характеристиками, Эрнст Элдридж решил модифицировать автомобиль, установив на него шестицилиндровый рядный двигатель Maybach AZ с рабочим объемом 20,5 литров, развивавший при 1200 об/мин мощность 180 л.с. (134 кВт). Установка крупного и тяжелого двигателя Maybach, который первоначально был частью силовой установки дирижабля, требовала значительных изменений автомобиля Isotta Fraschini. Модифицированный автомобиль был известен как Isotta-Maybach, и Эрнст Элдридж представил его в апреле 1922 года. Элдридж добился успеха с Isotta-Maybach и смог проехать в Брукландсе со скоростью более 161 км/ч.
В поисках большей мощности Эрнст Элдридж из излишков военного времени смог приобрести двигатель FIAT A.12bis, который в годы Первой Мировой войны устанавливался на многие типы итальянских боевых самолетов. Шестицилиндровый рядный двигатель A.12bis имел два входных и два выходных на каждый цилиндр, все они приводились в действие одним верхним распределительным валом. С каждой стороны каждого цилиндра были установлены две свечи зажигания. Двигатель имел диаметр цилиндра 160 мм и ход поршня 180 мм. Двигатель A.12bis имел рабочий объем 21,7 литров и при 1700 об/мин развивал мощность около 260 л.с. (194 kW). Эрнст Элдридж внес некоторые изменения в конструкцию двигателя. В частности, он улучшил систему зажигания, после чего A.12bis при 1400 об/мин развивал мощность 300 л.с. (233 кВт) и при 1800 об/мин – 320 л.с. (239 кВт). В конечном итоге вместо того, чтобы модифицировать Isotta-Maybach, Элдридж искал новое шасси для двигателя и купил гоночный FIAT у Даффа в качестве основы для своего нового проекта. Isotta-Maybach был продан автогонщику Лофтусу Клоду Бертрану Моллеру Ле Чемпиону (Loftus Claude Gerald Moller Le Champion), а Эрнст Элдридж сосредоточился на своем гоночном автомобиле FIAT.
Для установки двигателя A.12bis Эрнст Элдридж увеличил длину шасси гоночного автомобиля FIAT примерно на 430 мм. Некоторые источники утверждают, что эта секция изначально была сделана из рамы автобуса, но более вероятно, что металл был поставлен лондонской компанией London General Omnibus Company и что этот металл не был частью списанного автобуса. Для более длинного автомобиля был изготовлен новый, более закрытый кузов, но трансмиссия и цепной привод были сохранены. В автомобиле использовался маховик массой 80 кг, а сцепление имело 57 дисков. Длина нижнего поддона машины была увеличена. 300-сильный FIAT Эрнста Элдриджа имел длину 5,09 метров, ширину 1,85 метр, высоту 1,40 метр и весил приблизительно 1750 кг. На колесах с проволочными спицами диаметром 21 дюйм (533 мм) были установлены шины размерами 33×6 дюймов (838×152 мм).
Эрнст Элдридж представил свой 300-сильный FIAT в Брукландсе на летних состязаниях (Summer Meeting), состоявшихся 23 июня 1923 года. Автомобиль выполнял поездки без капота, который был еще не доделан. Возникли различные проблемы, но Элдридж смог, стартуя с места, проехать круг со скоростью 142,86 км/ч, что было хорошей скоростью, но отнюдь не фантастической. После ремонта Элдридж увеличил стартовую скорость до 146,72 км/ч, но проблемы не исчезли, и заявка автомобиля на участие в гонках была отозвана.
В конце октября 1923 года 300-сильный FIAT был возвращен в Брукландс, где Эрнст Элдридж установил мировой рекорд скорости на дистанции в полмили (0,8 км) со стартом с места, набрав за два заезда среднюю скорость 125,01 км/ч. В апреле 1924 года Элдридж прошел круг на автодроме Брукландса со средней скоростью 196,94 км/ч и финишировал вторым в гонках за Золотой кубок Основателя (Founder’s Gold Cup Race), уступив лидерство Ле Чемпиону, который имел фору в 20 секунд и сидел за рулем бывшего автомобиля Элдриджа Isotta-Maybach. Мощный автомобиль имел чрезмерную склонность к быстрому разрушению шин. В начале июня Элдридж вернулся в Брукландс и стартовав с места проехал трассу со скоростью 172,36 км/ч; второй круг он прошел со средней скоростью 199,38 км/ч. За рулем 300-сильного монстра FIAT Эрнст Элдридж чувствовал себя настолько комфортно, насколько это было возможно.
В начале июля 1924 года Автомобильный клуб Франции спонсировал проведение в Арпажоне, департамент Эсон, скоростных испытаний, и Эрнст Элдридж решил на 350-сильном FIAT-а установить рекорд скорости на суше. В то время данный рекорд при прохождении трассы с хода составлял 215,25 км/ч на дистанции 1 километр и 207.88 км/ч на дистанции 1 миля (1,6 км). Рекорды были установлены 17 мая 1922 года в Брукландсе Кенельмом Ли Гиннесом (Kenelm Lee Guinness), сидевшим за рулем Sunbeam 350HP. Трасса для испытаний представляла собой прямой участок обсаженной деревьями дороги общего пользования протяженностью 4,5 мили (7,2 км), которая связывала Арпажон с Парижем.
FIAT с авиационным двигателем и нанесенным на борта и радиатор белой краской названием концерна вызвал настоящий переполох во Франции, и пресса прозвала автомобиль Mephistopheles/Mefistofele (Мефистофель в переводе с французского и итальянского) Мефистофель – это фольклорный демон, собирающий души проклятых. Название прижилось, и автомобиль стал называться FIAT Mephistopheles или FIAT Mefistofele.
6 июля 1924 года Эрнст Элдридж и его водитель-напарник Джим Эймс (Jim Ames) вывели «мефистофель» на рекордный пробег. В обязанности водителя-напарника входили приведение в действие насоса для поддержания давления топлива и открытие кислородного баллона, который Элдридж изобрел для подачи газа в двигатель с целью увеличения мощности. Экипаж прошел километровую трассу с рекордной скоростью 236,3 км/ч. Однако француз Рене Тома (René Thomas) протестовал против данной попытки, поскольку у «мефистофеля» не было задней передачи, что противоречило новому регламенту. Ранее в тот же день Томас установил новый рекорд на своем Delage DH с 12-цилиндровым V-образным двигателем разогнался до скорости 230,638 км/ч на трассе протяженностью 1 километр и 230,55 км/ч на трассе протяженностью 1 миля (1,6 км). Протест Томаса был поддержан, и он сохранил за собой рекорд скорости на суше, а Элдридж был дисквалифицирован.
Чтобы не отставать, Эрнст Элдридж модифицировал своего «мефистофеля», чтобы он соответствовал требованиями регламента. Как именно это было сделано остается предметом дискуссий. В некоторых источниках утверждается, что Элдридж перевернул приводную цепь, чтобы образовалась восьмерка, и ведущая ось вращалась в обратном направлении. Согласно другим источникам это решение хотя и заставило бы автомобиль двигаться задним ходом, он не смог бы перемещаться вперед без того, чтобы цепь снова была установлена правильно, и такая модификация вряд ли соответствовала правилам. Скорее всего, была сделана простая передача заднего хода, включавшая вспомогательный вал от коробки передач.
В конечном итоге каким бы ни было «исправление», модификация «мефистофеля» удовлетворила требования официальных органов, и на 12 июля 1924 года была запланирована еще одна попытка установления рекорда. Однако в тот момент время, выделенное для проведения испытаний, закончилось, и дорога общего пользования была открыта для нормального движения. Ранним утром, когда полиция на участке дороги остановила движение, Элдридж и его водитель-напарник Д. У. Р. Гедж (D. W. R. Gedge), управляя 16-летним «мефистофелем», на дистанциях 1 километр и 1 миля установили новые мировые рекорды скорости на суше 234,986 км/ч и 234,794 км/ч соответственно. Верный своей природе, «мефистофель» по пути уничтожил свои шины. Это был последний рекорд скорости на суше, установленный на дороге общего пользования. Элдридж и Гедж установили новый рекорд скорости на дистанции 1 километр со стартом с места – 137,562 км/ч. Рекорд Эрнста Элдриджа продержался до 25 сентября 1924 года, когда Малкольм Кэмпбелл на старом автомобиле Guinness Sunbeam 350HP, ставшем позднее первым Blue Bird, установил свой первый рекорд скорости на дистанции 1 километр – 235,22 км/ч.
После рекордного пробега Эрнст Элдридж немного модифицировал «мефистофель», установив новый, более обтекаемый капот радиатора. В октябре 1924 года «мефистофель» состязался с Джоном Годфри Парри-Томасом (John Godfrey Parry-Thomas), сидевшим в кабине гоночного автомобиля Leyland-Thomas, на открытии расположенного к югу от Парижа автодрома Лина-Монлери (Linas-Montlhéry). «Мефистофель» выиграл гонку из шести кругов со скоростью 194,75 км/ч, но по дороге у обеих машин отказали шины. 27 ноября 1924 года Элдридж попытался улучшить свое прежнее достижение, но смог установить новый рекорд, пройдя дистанцию 10 миль (16,1 км) со скоростью 195,444 км/ч. В декабре был установлен новый рекорд: трасса протяженностью 5 километров была пройдена со скоростью 206,85 км/ч. 29 марта 1925 года Эрнст Элдридж со своим «мефистофелем» вернулся на трассу Монлери (Montlhéry) и установил новые рекорды скорости, показав на трассе протяженностью 5 километров 207,93 км/ч, 5 миль – 206,27 км/ч и 10 километров – 206,5 км/ч.
С момента дебюта 300-сильного FIAT был большой интерес к матчевым гонкам с Томасом, выступавшем на гоночном автомобиле Leyland-Thomas. Эта гонка один на один состоялась в Брукландсе 11 июля 1925 года, и никто из присутствующих не был разочарован. К этому моменту с «мефистофеля» был снят новый капот радиатора. Гоночный автомобиль оснащался высокооборотным восьмицилиндровым однорядным двигателем с диаметром цилиндра 3,5 дюйма (89 мм) и ходом поршня 5,75 дюйма (146 мм). Двигатель с рабочим объемом 443 куб. дюймов (7,26 л) при 3500 об/мин развивал впечатляющие 240 л.с.. Томас пересек стартовую линию первым, но вскоре его обогнал Элдридж. Во время гонки оба пилота довели свои машины до предела, временами закладывая виражи. Томас смог обогнать Элдриджа и одержать победу, хотя на трассе обе машины ближе к концу гонки из трех кругов потеряли по одной шине. FIAT Элдриджа показал лучшую среднюю скорость прохождения круга 125,45 миль в час (201,89 км/ч) и финишировал со средней скоростью 121,19 миль в час (195,04 км/ч). Во время гонки Томас установил рекорд прохождения трассы в Брукландсе 129,70 миль в час (208,73 км/ч) и финишировал со средней скоростью 123,23 миль в час (198,21 км/ч).
В конце июля 1925 года Эрнст Элдридж продал «мефистофеля» Ле Чемпиону. Время от времени Ле Чемпион эксплуатировал автомобиль, что привычка «мефистофеля» пожирать свои шины не сослужила ему хорошую службу во время большинства гонок. В октябре 1931 года автомобиль был приобретен У. Дж. С. Уайком (W.G.S. Wike) и Джорджем Грегсоном (George Gregson). После непродолжительного участия в гонках Уайк и Грегсон регулярно ездили на «мефистофеле» по дорогам общего пользования. В конечном итоге Грегсон стал полноправным владельцем «мефистофеля», но в годы Второй Мировой войны погиб в битве за Дюнкерк. В 1945 году автомобиль был приобретен Чарльзом Нейлором (Charles Naylor), который примерно в 1960 году продал его концерну FIAT. «Мефистофель» был отреставрирован и участвовал в гонках винтажных автомобилей 1961 года и затем на протяжении многих лет участвовал в других гонках. В 2001 и 2011 годах «мефистофель» принимал участие в Фестивале скорости в Гудвуде (Goodwood Festival of Speed). В настоящий момент «мефистофель» хранится в расположенном в Турине историческом центре концерна FIAT (Centro Storico FIAT). Хотя Элдридж не предпринимал никаких дальнейших попыток установить рекорд скорости на суше он был связан с автомобилями британского гонщика Джорджа Эйстона (George Eyston) Speed of the Wind и Thunderbolt.
Источники:
-
-
- Brooklands Giants by Bill Boddy (2006)
- The Land Speed Record 1920-1929 by R. M. Clarke (2000)
- Reid Railton: Man of Speed by Karl Ludvigsen (2018)
- https://web.archive.org/web/20080719175010/http://www.bigscalemodels.com/cars/FIAT_mefistofele/mephistopheles.html
- https://www.telegraph.co.uk/motoring/motoringvideo/8566579/Goodwood-2011-the-mighty-Mephistopheles-returns.html
- https://drivetribe.com/p/1924-FIAT-mephistopheles-QVeXg_s6R5iMSPhQHMfnfw?iid=OYn9Q2QGTuGR8SGktne9ww
- http://www.eldridgeracing.com.au/
-
источник: https://oldmachinepress.com/2021/02/20/eldridge-FIAT-mephistopheles-lsr-car/