Гоночные самолеты Percival Mew Gull. Великобритания
Percival Mew Gull был британском гоночным самолетом 1930-х годов. Это был небольшой одномоторный одноместный низкоплан деревянной конструкции обычно оснащавшийся шестицилиндровым поршневым двигателем de Havilland Gipsy Six. За свою спортивную карьеру Percival Mew Gull установил много рекордов и считался выдающейся по эффективности конструкцией, которая в своей окончательной форме 1939 года при скромных 205 л.с. достигла максимальной скорости 265 миль/ч (425 км/ч). Тогдашние наблюдатели характеризовали Mew Gull как "святой грааль британских авиагонок". Во второй половине 1930-х годов самолеты Mew Gull были доминирующими в британских авиагонках и последовательно устанавливали рекорды со все лучшим временем, пока в конце 1939 года начавшаяся война не прекратила все гражданские полеты.
Проектирование и разработка
Сделав себе имя с гоночным самолетом Percival Gull, в течение нескольких месяцев 1933-34 годов капитан Эдгар У. Персиваль (Capt. Edgar W. Percival) спроектировал и построил его одноместный гоночный вариант первоначально названный E1. С 1934 по 1938 годы на его основе были доработаны варианты E2, E2H и E3H. Применяемое иногда обозначение "P6" было некорректным, ретроспективно оно было создано после того как Персиваль покинул компанию и вскоре после постройки самолетов Mew Gull. Таким образом эти гоночные машины никогда не строились как "P6". За исключением единственного E3H (G-AFAA), который был построен после того как компания переехала в Лутон (Luton), все Mew Gull были изготовлены на небольшом заводе в Грейвсенде (Gravesend). Следует отметить, что E3H хоть визуально очень сильно напоминал E2H фактически был совершенно новой и другой машиной, каждый элемент которой отличался немного отличался от предшественника. И, конечно, на нем не была версия
"крыла E2H с усеченными законцовками",
как это описано в некоторых источниках.
схемы Percival Mew Gull
В конструктивном отношении кроме нескольких незначительных компонентов между Gull IV/Gull VI/Vega Gull и Mew Gull было мало схожего, однако все "чайки" имели похожую общую структуру. Специализированное оборудование, такое как двигатели, воздушные винты, обтекатели, приборы, стойки шасси, колеса и шины, как правило, были общими для всех серий. Гоночные самолеты Mew Gull (за исключением E1 в первоначальной конфигурации) использовали неубирающиеся основные стойки с масляно-пневматическими амортизаторами и свободно-ориентирующийся хвостовой костыль. На крыле были установлены небольшие управляемые вручную щелевые закрылки, но они были
"неэффективными даже в полностью выпущенном положении".
Самолет был спроектирован для авиационных гонок с гандикапом, которые приобрел огромную популярность в Великобритании в 1920-е и особенно в 1930-е годы — в так называемый "золотой век" авиации. Гонки на кубок короля Георга V (ежегодные авиационные гонки с гандикапом) были учреждены для оказания помощи в развитии британской легкой авиации и считались самыми важнвми авиагонками Британии. Всего Mew Gull выиграл эти гонки четыре раза.
Прототип G-ACND совершил первый полет в марте 1934 года со 165-сильным двигателем Napier Javelin, еще до первой гонки замененным на болеке мощный и надежный 200-сильный двигатель Gipsy Six, вращавший винт фиксированного шага.
История применения
Гонки на кубок короля Георга проводились ежегодно начиная с 1922 года; гонки были с гандикапом: каждый гоночный результат сравнивался со временем, которое комитет устанавливал для самолета данного типа. Чем больше была разница между полученным и предписанным временем, тем были выше шансы на победу. Первоначально кубок победителю вручал король Георг и, как и на шнейдеровских гонках, на этой чаше были выгравированы фамилии и года победителей. После первой гонки было решено, что каждый год победителю будет вручаться новый кубок.
Персиваль записался на участие в гонках на кубок короля Георга в июле 1934 года, но не смог завершить ее. После аварии первоначальный E1 был переработан в очень усовершенствованный вариант E2, причем большую часть проектных работ выполнил Артур Бэйдж (Arthur Bage). В июле 1935 года на G-ACND был установлен французский 180-сильный двигатель Regnier, и самолет участвовал в гонках на кубок Армана Эсдера (Coupe Armand Esders) по 1046-мильному (1683 км) маршруту Довиль — Канны и обратно. Mew Gull пилотировал представитель Персиваля во Франции граф Гуи де Шатобрюн (Count Guy de Chateaubrun), развив среднюю скорость гонки 188 миль/ч (302,5 км/ч). Сразу же после этого вновь был установлен первоначальный британский двигатель de Havilland Gipsy Six. Впоследствии Гуи де Шатобрюн стал единственным пилотом, который выпрыгнул с парашютом из Mew Gull, покинув G-ACND из-за тумана.
Эдгар Персиваль со своим Mew Gull, 15 марта 1934 года
В сентябре 1935 года Персиваль, летая на третьем Mew Gull и первом "серийном" E2H, занял первое место в 120-мильной (190 км) гонка, и в июле 1936 года он финишировал четвертым в гонках на кубок короля Георга. Позднее в августе Персиваль финишировал седьмым в 174-мильной (280 км) гонке на приз Фолкстоуна (Folkestone Trophy).
В сентябре 1936 года на личном самолете Эдгара Персиваля G-AEKL был заменен двигатель, а сама машина была модифицирована для участия в гонках Шлезингера (Schlesinger Race). В африканской авиагонке Шлезингера из Англии в Южную Африку длиной 6154 мили (9900 км) должен был принять G-AEKL, но эта машина была снята за десять дней до гонок после фатальной аварии во время выруливания в ливерпульской аэропорту Спеке (Liverpool Speke Airport) (ныне ливерпульский аэропорт имени Джона Леннона). Два других E2H Mew Gull, построенные в то же время как модифицированные G-AEKL, приняли участие в гонках. К сожалению оба самолета не смогли завершить гонку. В состоявшейся в 1937 году гонке на кубок короля Георга восстановленный и перекрашенный G-AEKL под управлением Чарльза Гарднера (Charles Gardner) занял первое место. Самолет был окрашен в цвета Гарднера — темно-синий со светло-голубой надписью и отделкой. На более чем 1442-мильном (2320 км) маршруте Гарднер развил среднюю скорость 234 миль/ч (376,5 км/ч). В этой гонке Персиваль управлял своей шестой и последней построенной Mew Gull — E3H "Super"-Mew Gull, G-AFAA, — финишировав третьим. Еще один E2H пилотировал Алекс Хеншоу (Alex Henshaw).
Алекс Хеншоу выруливает на Mew Gull
Состоявшаяся в 1938 году гонка на кубок короля Георга была 1012-мильным (1628 км) соревнованием. В этих гонках приняли участие занявший первое место со скоростью 236 миль/ч (379,7 км/ч) Алекс Хеншоу на сильно модифицированном E2H (G-AEXF) и занявший второе место Джайлс Гатри (Giles Guthrie) на "стандартном" E2H (G-AEKL). Эдгар Персиваль управлял третьей Mew Gull E3H (G-AFAA) и занял шестое место. Возможно, Персиваль мог бы легко выиграть гонку, но он также являлся участником гонки с гандикапом, и поэтому когда непосредственно перед гонкой точная настройка шага винта оказалась сбитой, его наземный персонал все еще возился с ним, когда Алекс Хеншоу уже стартовал. В то время воздушные винты типа Bracket еще не имели диапазона шагов, чтобы справиться с исключительно широким диапазоном скоростей E3H (59-265 миль/ч (95 — 426 км/ч)). Оптимизация для крейсерского полета или для взлета-посадки неизбежно ставила под угрозу тот или иной режим.
Алекс Хеншоу на Percival Mew Gull побеждает в гонках на кубок короля Георга, 1938 год
В 1939 году Алекс Хеншоу попытался установить рекорд на маршруте Англия-Кейптаун, взлетев 5 февраля из аэропорта Грейвсенд (Gravesend) и на следующий день приземлившись в Кейптауне на аэродроме Уингфилд (Wingfield). Алекс Хеншоу преодолел 6377 миль (10260,6 км) за 30 часов 25 минут со средней скоростью 209,44 миль/ч (336,989 км/ч). Обратное путеществие было на 11 минут дольше. Интересно отметить, что во время этих приключений самолет Алекса Хеншоу не имел никаких повреждений.
В конце 1939 года Хеншоу продал G-AEXF французу Виктору Верморалю (Victor Vermoral). Во время Второй Мировой войны самолет хранился во Франции в ангаре, несколько владельцев которого продолжали скрывать самолет от немецких властей. В 1950 году Хью Скроуп (Hugh Scrope) нашел и купил самолет и с помощью Дага Бьянки (Doug Bianchi) отремонтировал самолет. Скроуп и Бьянки сделали героические усилия, чтобы сохранить машину годной к эксплуатации. К сожалению, в августе 1951 года G-AEXF был поврежден в Шорхэме (Shoreham) во время аварии при посадке, а затем был приобретен Фредом Данкерли (Fred Dunkerly). Последующие изменения, проводившиеся с целью улучшения переднего обзора, были неуместными и уродующими. Тем не менее, G-AEXF выиграл гонки на кубок короля в 1953 году — хотя и со скоростью 213,5 миль/ч (343,52 км/ч), что было на 23 миль/ч (37 км/ч) медленнее, чем в 1938 году.
Новый владелец Эрнест Крабтри летал на этой машине в 1965 году в последнем мэнском авиационном дерби (Manx Air Derby). однако к этому времени многие владельцы изменяли этот исторический самолет, что вело к снижению характеристик. В конце концов заброшенный самолет попал в руки плохоуправлявшегося музея. Самолет отсырел, консоли крыла были грубо отпилены, а многие части были похищены охотниками за сувенирами. В этом состоянии в 1970 году Том Стори (Tom Storey) и Мартин Барраклаф (Martin Barraclough) купии и перестроили самолет. Желая сделать этот самолет более практичным в эксплуатации, была выбрана конфигурация наиболее приближенная к первоначальной конструкции, сделавшая G-AEXF похожим на гибрид E2H/E3H. Самолет был окрашен в белый и в британский гоночный зеленый (British Racing Green) цвета машины, принаждлежавшей Алексу Хеншоу в 1930-х годах. В конце 1983 года, когда Остер выруливал, G-AEXF был вновь поврежден. Самолет продолжили эксплуатировать в конфигурации Стори и Барраклафа, до тех пор, пока G-AEXF не был выставлен на продажу.
Новым владельцем стал Десмонд Пенроуз (Desmond Penrose), отправивший машину в Олд Уорден (Old Warden), где самолет еще два раза бился. Один раз было в момент покупки, второй раз через несколько лет. После первой из них машина была изменена, став напоминать конфигурацию кейптаунского полета 1939 года. G-AEXF был очень сильно переделан в очередной, на этот раз третий раз, и интенсивно использовался в Олд Уордене вплоть до продажи.
Алекс Хеншоу и Джек Кросс (Jack Cross) у восстановленного Mew Gull, 1978 (журнал "The Flight")
В 2002 году G-AEXF был продан нынешнему владельцу Робу Флемингу (Rob Fleming) и ныне эксплуатируется фирмой Real Aeroplane Company с аэродрома Брейтон, Йоркшир, Соединенное королевство (Breighton Aerodrome, Yorkshire, UK). В 2003 году G-AEXF был временно переправлен в США для полетов в "демонстрационных гонках" проходящего в Рино, штат Невада, национального чемпионата авиагонок (National Championship Air Race), став первой Mew Gull, прикоснувшейся к американской земле.
Percival Mew Gull G-AEXF взлетает с аэродрома Брейтон, 2007 год
В 2012 году, спустя 76 лет после своего первого воплощения, G-AEXF все еще взлетал с брейтонского аэродрома.
Варианты
Гоночные самолеты Mew Gull был семьей "сводных братьев и сестер", каждый из которых был построен с учетом мнений заказчиков. Всего было построено шесть машин:
G-ACND
Прототип Mew Gull, обозначенный как Type E.1, был оснащен двигателем Napier Javelin. Первый полет состоялся в марте 1934 года. В октябре 1935 года G-ACND был уничтожен во время катастрофы недалеко от Ангулема (Angoulême) во время гонок на кубок Мишлен (Coupe Michelin).
G-ACND
Обозначенный как Type E.2 самолет оснащался 200-сильным двигателем Gipsy Six. Самолет поручил тот же номер гражданской регистрации, что и предшественник, но был полностью переконструирован. Для участия в состоявшихся в 1935 году гонках на кубок Армана Эсдера самолет был оснащен менее мощным 180-сильным двигателем Regnier. После новой установки двигателя Gipsy Six самоелт принял участие в последующих соревнованиях и победил в гонке на приз Фолкстоуна.
G-AEKL
Обозначенный как E.2H самолет оснащался сильным двигателем de Havilland Gipsy Six и под управлением Эдгара Персиваля участвовал в 1936 году в гонках на кубок короля Георга и в гонке на приз Фолкстоуна. Проданный и переоснащенный двигателем Gipsy Six II, G-AEKL совместно с ZS-AHM и ZS-AHO принял участие в гонке Шлезингера. Осенью 1937 года в ливерпульском аэропорту Спеке самолет был поврежден в результате несчастного случая, во время которого погиб Том Кэмпбелл Блэк (Tom Campbell Black). Перестроенный в 1937 году, G-AEKL выиграл ньюкаслскую гонку для своего нового владельца. Впоследствии самолет прошел через несколько рук и в начале Второй Мировой войны был уничтожен в Лимпне немецкими авиабомбами.
ZS-AHM/G-AEXF
Гоночный самолет E2H "Golden City", оснащенный двигателем Gipsy Six II, был построен по заказу Э.М. Миллера (A.M. Miller) для участия в гонках Шлезингера. Миллер сошел с дивтанции на белградской контрольной точке. Персиваль оснастил самолет двигателем Gipsy Six и продал его Билл Хамблу (Bill Humble), который зарегистрировал машину в Великобритании как G-AEXF. Хамбл никогда не получал самолет и сразу же продал его Алексу Хеншоу, который в 1937 году на G-AEXF победил в гонках на приз Фолкстоуна. В 1938 году на G-AEXF был установлен двигатель Gipsy Six R, с которым была выиграна гонка на кубок короля Георга. В феврале 1939 года с двигателем Gipsy Six II и измененным оборудованием G-AEXF установил новый рекорд с полете до Кейптауна и обратно, продержавшийся до 2009 года. Хотя самолет многократно перестраивался и, в конечном итоге, стал собственной репликой, G-AEXF, оснащенный двигателем Gipsy Queen II летает в Великобритании и по сей день.
AJD Engineering (Ипсвич, Великобритания) восстановила первоначальный Mew Gull G-AEXF после катастрофы в Шаттлворте (Shuttleworth). Машина была введена в эксплуатацию в качестве статической реплики Mew Gull, представляя собой конфигурацию G-AEXF на конец периода экплуатации самолета Алексом Хенщоу — самолет-участник полета до Кейптауна и обратно. Затем этот самолет находился в статической открытой экспозиции в хэндонском музее Королевских ВВС.
Percival Mew Gull G-AEXF в музее Королевских ВВС
ZS-AHO/G-AEMO
Еще один E2H "Baragwanath", оснащенный двигателем Gipsy Six II, был построен по заказу С.С. "Стэна" Хэлса (S.S. "Stan" Halse) для участия в гонках Шлезингера. Из-за плохой видимости Хэлс совершил вынужденную посадку на пашню в Южной Родезии. Во время этой посадки самолет перевернулся, и его пришлось списать. На момент аварии Хэлс настолько сильно опережал остальных, что к тому времени когда Vega Gull победителей Скотта и Гатри (Guthrie) прибыла к месту финиша, большинство разочарованных зрителей разошлось по домам.
G-AFAA
Единственный Type E.3H (также называвшийся "Super"-Mew Gull) был личным самолетом Эдгара Персиваля. Хотя внешне он был очень схож с E2H, фактически это был другой самолет, хотя также оснащенный двигателем Gipsy Six II. Машина впервые поднялась в небо в 1937 году, и с 1937 по 1939 год Эдгар Персиваль участвовал на ней в гонках. Во время войны самолет был взят в Хэтфилд для проведения испытаний винтов. Самолет был поврежден де Хэвилендом при посадке и после этого был списан. Сразу же после войны остатки G-AFAA были сожжены совместно с G-ACND на гуляньях компании Percival Aircraft в лондонском аэропорту Лутон.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ*
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: один рядный двигатель Napier Javelin IA мощностью 165 л.с.
Размеры:
размах крыла 24 фт (7.32 м)
длина 18 фт 3 дйм (5.56 м)
высота 6 фт 10 дйм (2.08 м)
площадь крыла 88 фт² (8.2 м²)
Вес:
пустого 996 фнт (453 кг)
с полной нагрузкой 1460 фнт (664 кг)
Летные характеристики:
максмальная скорость 195 миль/ч (314 км/ч)
крейсерская скорость 175 миль/ч (282 км/ч)
дальность полета 550 миль (885 км)
Приложение 1
Полет Percival Mew Gull G-AEXF в 2010 году.
* — Type E.1 (данные взяты из Civil Aircraft Since 1919)
источники: