Гонка за призраком скорости. Рекордный и гоночный самолет Deperdussin «Monocoque». Франция

1

Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Гонка за призраком скорости. Опыт с удельной нагрузкой (1903—1914 гг.)».

В 1910 году недалеко от Реймса в городке Бетани (Betheny) богатый французский торговец шелком Арман Депердюссен (Armand Deperdussin) основал самолетостроительную компанию Societe Pour les Appareils Deperdussin (SPAD). Он был удачлив в приеме на работу Луи Бешеро (Louis Bechereau), который нес ответственность за управление компанией (позднее этим занялся молодой выпускник-машиностроитель Андрэ Эрбемон (Andre Herbemont). Бешеро и Эрбемон принесли немеркнущую славу недолго существовавшей первоначальной компании SPAD, которая была ликвидирована в 1913 году после того как Депердюссен был арестован за хищения.

Работая в компании, Бешеро разработал серию монопланов с улучшенными характеристиками, усовершенствовал монококовую конструкцию фюзеляжа, в которой были объединены желательное округлое поперечное сечение с прочностью и легким весом.

Первый крупный успех пришел 9 сентября 1912 года, когда Deperdussin «Monocoque», оснащенный 160-сильным двигателем Gnome и пилотируемый Жюлем Ведрином (Jules Vedrines), выиграл в Чикаго, штат Иллинойс, четвертые гонки на кубок Гордона Беннетта, развив скорость 174,01 км/ч. Еще большими были достижения 1913 года, когда 16 апреля Морис Прево (Maurice Prevost) выиграл состоявшуюся в Монако первую шнейдеровскую гонку, развив скорость 73,63 км/ч. Низкая скорость была связана с тем, что судьи заставили Прево повторить взлет и около десяти километров трассы из-за предполагаемого нарушения правил. Эта победа Deperdussin-а была единственной в истории кубка Шнейдера (1912-31), в которой Франция выиграла гонку.

Гонка за призраком скорости. Рекордный и гоночный самолет Deperdussin «Monocoque». Франция


взлет победителя первой гонки на кубок Шнейдера

29 сентября успехи продолжились, и в Реймсе Морис Прево со скорость 200,5 км/ч выиграл гонку на кубок Гордона Беннетта. В тот же день он установил мировой рекорд скорости 203,85 км/ч.

Гонка за призраком скорости. Рекордный и гоночный самолет Deperdussin «Monocoque». Франция
Гонка за призраком скорости. Рекордный и гоночный самолет Deperdussin «Monocoque». Франция
Deperdussin «Monocoque» Мориса Прево в полете над Реймсом 29 сентября 1913 года

Завершая достижения года, Deperdussin пилотируемый Эженом Жильбером (Eugene Gilbert), 27 октября выиграл гонку вокруг Парижа на приз Анри Дётч-де-ля-Мерта (Henry Deutsch de la Meurthe). Таким образом, в течение нескольких месяцев Бешеро и Эрбемон создали для компании SPAD самый быстрый в мире довоенный самолет, и на этой вершине достижений произошел крах компании Армана Депердюссена. Она перешла в руки Луи Блерио и была переименована в Societe Pour L'Aviation et ses Derives (также SPAD), которая в Первую Мировую войну получила известность своими истребителями.

Гонка за призраком скорости. Рекордный и гоночный самолет Deperdussin «Monocoque». Франция
Deperdussin «Monocoque» и его четыре летчика: Гийом Буссон, Рене Видар, Жюль Ведрин и Морис Прево

Первый самолет, преодолевший 200-километровый (124 миль/ч) барьер и победивший в первой шнейдеровской гонке, был моноплан Армана Депердюссена. За год до Первой Мировой войны это воспринималось как

«феномен скорости».

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Deperdussin «Monocoque» — самолет, принесший компании мировую известность, был разработан в начале 1912 года конструктором компании SPAD Луи Бешеро, отталкивавшегося от идеи швейцарского инженера Рухоннета (Ruchonnet) и создавшего обтекаемый монококовый фанерный фюзеляж и большим обтекателем винта.

Гонка за призраком скорости. Рекордный и гоночный самолет Deperdussin «Monocoque». Франция
схемы Deperdussin «Monocoque» из журнала «The Flight»

Фюзеляж самолета был выполнен из двух половин, каждая из которых изготавливалась склеиванием и закреплением слоя фанеры из розового дерева к укрепленному шпагноутами каркасу из гикори. После этого конструкция покрывалась двумя слоями фанеры из розового дерева, в результате чего толщина полученной оболочки составляла 4 мм. Затем оболочка снималась вплоть до шпангоутов и добавлялась внутренняя арматура, после чего две половинки склеивались и покрывались полотном.

Deperdussin «Monocoque» представлял собой расчалочный высокоплан с расположенными в носовой части двумя стойками, к которым крепились тросы, использовавшиеся в отсутствие элеронов для поперечного управления самолетом путем перекашивания крыла. Само крыло было равнохордным; его лонжероны изготавливались из гикори и ясеня, нервюры — из сосны. Обшивка крыла была полотняной.

Аэродинамически чистое шасси было неубирающимся обычной конструкции с хвостовым костылем. Основные стойки шасси имели U-образную форму и изготавливались из фанерных рам. Для уменьшения сопротивления спицы колес покрывались обтекателем. Морская версия отличалась установкой аккуратных по тем временам поплавков.

В качестве силовой установки на самолет был использован двухрядный 14-цилиндровый ротативный двигатель Gnôme Lambda Lambda.

Гонка за призраком скорости. Рекордный и гоночный самолет Deperdussin «Monocoque». Франция
германский двухрядный Oberursel U.III, копия Gnôme 14 Lambda-Lambda

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Обозначение: Deperdussin «Monocoque»

Тип: гоночный/рекордный самолет

Экипаж: 1 человек

Производитель: Societe pour les Appareils Deperdussin, 1912 год

Силовая установка: 160-сильный двухряднымй 14-цилиндровый ротативный двигатель воздушного охлаждения Gnôme Lambda Lambda 

Размеры:

размах крыла 6,65 м
длина 6,1 м
высота 2,3 м
площадь крыла 9.66 м²

Вес: 

общий 612 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 209 км/ч
максимальная продолжительность полета (расч.) 2,5 ч

источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account