Гонка за призраком скорости. 502 километра в час

1

В винтажном выпуске журнала «Техника-молодежи» мной была обнаружена интересная статья, посвященная гонке за призраком скорости.

Мировые автомобильные рекорды и строительство рекордных машин имеют несомненное значение для развития автомобилестроения. Они открывают новые пути к увеличению скорости, проверяют новые технические идеи и выявляют наиболее слабые места конструкций.

Еще 11 лет назад, в 1927 г., завод Сэнбим построил автомобиль «Мистери» («Тайна»), с двумя авиационными моторами по 500 л. с. каждый. Эта «тайна» обошлась фирме в 1700 тыс. франков, зато дала возможность английскому гонщику Сигрэву побить мировой рекорд. На своей машине Сигрэв дал скорость 326 км/час.

Тогда Кемпбэлл построил «Синюю птицу» с 900-сильным мотором, незадолго до этого завоевавшим мировой авиационный рекорд скорости. На этой машине впервые появился вертикальный стабилизатор авиационного типа, ставший с тех пор неотъемлемой частью всех рекордных машин. Огромные средства, затраченные на «Синюю птицу», дали Кемпбэллу преимущество над Сигрэвом в 5 км/час.

Американцы также не жалели на борьбу ни сил, ни средств. Гонщик Рей Кич на «Триплексе» завода Уайт и гонщик Локхард на торпедообразном «Черном ястребе» упорно состязались с англичанами. Локхард заплатил жизнью за попытку побить мировой рекорд, зато Кичу удалось в 1928 г. превысить рекорд Кемпбэлла на… 960 м/час.

Сигрэв за три месяца построил гигантскую «Золотую стрелу» и довел на ней рекорд до 372 км/час. Вскоре после этого отважный 47-летний спортсмен погиб при попытке побить мировой рекорд скорости на воде.

Наступило затишье, и лишь один Кемпбэлл продолжал совершенствовать «Синюю птицу». Пять раз подряд бил он свои рекорды – 396, 408, 438, 445 и, наконец, дал 485 км/час.

Интересно проследить, какими путями шел Кемпбэлл к этим успехам. Коренные перестройки и увеличение мощности мотора с 1 450 до 2500 л. с. подняли скорость машины до 438 км/час (в 1933 г.). Следующие два года Кемпбэлл не менял основных механизмов, но усиленно работал над улучшением аэродинамических качеств кузова, одновременно улучшая сцепление колес с грунтом. Это подняло рекорд до 445 км/час. Но гонщик был разочарован: он надеялся превысить 482 км/час. Оказалось, что дело не в машине и не в гонщике, а в дороге. Дэйтонский пляж, где уже много лет подвизались гонщики, – лучший трэк в мире – оказался недостаточно хорошим для таких сверхскоростей. Недаром еще Сигрэв в поисках новой площадки забирался даже в глубину Африки.

Новый трэк Кемпбэлл нашел в пустыне штата Утах (Юта). Это было дно высохшего соленого озера, покрытое слоем твердой соли. На этой превосходной плоскости знаменитый гонщик достиг 485 км/час.

Однако у Кемпбэлла появился счастливый соперник – англичанин Эйстон, которому удалось перешагнуть за 500 км/час.

Автомобиль Эйстона – «Молния» – существенно отличается от своих предшественников. Раньше конструкторы стремились совместить максимальную мощность мотора с минимальным весом. В последнее же время наметились две другие точки зрения: первая – для того чтобы достигнуть большой скорости, нужна сравнительно маломощная, но аэродинамически совершенная машина; вторая точка зрения заключается в том, что для достижения максимальной Скорости на небольшом участке и с разгоном вес машины не играет роли.

Гонка за призраком скорости. 502 километра в час

«Молния» служит ярким представителем второй тенденции: ее вес превосходит 7 т, а мощность двух авиационных моторов Ролльс-Ройс достигает 5 тыс. л. с.

Эта машина имеет самую простую коробку скоростей и вовсе лишена диференциала – все равно на таких скоростях повороты невозможны. Ведущие колеса – задние, двухскатные. Они делают 2600 об/мин, а моторы – 3200 об/мин. Передних осей две, с разной шириной колеи. Рулевое управление действует на обе передние оси. Диаметр шин – 112 см. Величина центробежной силы, развивающейся в них, в 4 тыс. раз превышает силу, тяжести. Это значит, что каждый килограмм резины стремится оторваться от шины с силой в 4 т. Обычные шины в таких условиях, конечно, разлетелись бы в клочки. Увеличивать прочность, утолщая покрышки, нельзя – от этого увеличивается вес. а с ним и разрывающие усилия. Поэтому шины «Молнии», так же как и ее предшественников, вовсе лишены покрышек – работают только очень тонкие и совершенно гладкие камеры. Зато и срок их службы измеряется секундами; после каждого пробега (1,6 км) все восемь шин сменяются на новые.

Гонка за призраком скорости. 502 километра в час

Интересная особенность «Молнии» – ее аэродинамические тормозы. Понятно, что остановить 7-тонную громаду, летящую со скоростью 500 км/час, – дело нелегкое. Для этого служат большие щитки, которые выдвигаются из кузова и во много раз увеличивают сопротивление воздуха. Для того чтобы машину окончательно остановить, служат обычные тормозы.

Гонка за призраком скорости. 502 километра в час

Длина «Молнии» – 10,2 м, ширина – 2,5 м, высота – около 1,3 м. Моторы ее рассчитаны на работу всего лишь в течение трех часов.

За рулем этой машины 19 ноября 1937 г. вдоль черной полосы, проведенной нефтью по блестящей соли, Эйстон прошел отмеренный километр в одном направлении за 7,32 секунды и в другом – за 7,01 секунды. Средняя скорость, признанная Международной ассоциацией автоклубов мировым рекордом. – 502,1 км/час.

Однако Эйстон обещает этим летом побить свой рекорд. За рубежом в печати появлялись утверждения, будто расчетная скорость «Молнии» – 640 км/час.

источник: Ю. Петровский «502 километра в час» «Техника-молодёжи» 05-1938

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account