Содержание:
Ныне несуществующая фирма Berliet — некогда славилась своими грузовиками. В свое время это был крупнейший во Франции производитель грузовиков тяжелого класса. К середине 1950-х компания выпускала по 10 тысяч автомобилей. Кроме того Berliet имела богатый опыт в конструировании карьерных самосвалов, тягачей тяжеловозов и иной специализированной техники особо большой грузоподъемности. Наивысшим достижением фирмы на этом поприще стали гигантские грузовики Berliet T100 полной массой 100 тонн.
T100
В начале 1950-х во Французском Алжире велась активная подготовка к промышленной добыче нефти. Дело осложнялось тем, что работа шла в условиях жаркой и пустынной местности. Другими словами нефтяным компаниям требовался специализированный грузовик с хорошей проходимостью и большой грузоподъемностью. В 1956 году для оценки транспортных потребностей нефтяников, в Алжир отправился представитель фирмы Berliet — Поль Берлие. В результате этой поездки, уже в начале 1957 году на фирме приступили к разработке уникального грузовика с грузоподъемностью 50 тонн. Машину построили в рекордные 8 месяцев, и в октябре 1957 года, самый большой в мире грузовик, представили на Парижской автовыставке.
Полная масса автомобиля составила 100 тонн, от чего он и получил название Berliet T100. Он представлял собой огромный (15 м в длину и 5 м в ширину) трехосный грузовик с колесной формулой 6х6. В его основе лежала лонжеронная рама с мощными поперечинами и пониженной передней частью. Подвески всех колес зависимые рессорные, сзади балансирная со стабилизаторами. Гидравлические амортизаторы в количестве четырех штук имелись только на передней оси. Изготавливались они по специальному заказу на фирме Messier, выпускавшая самолетные шасси и тормозные системы. Помимо амортизаторов, Messier подготовила дисковые тормозные механизмы защищенные от попадания мелкого песка и грязи.
Двигатель и КПП также пришлось искать на стороне, своего силового агрегата необходимой мощности у Berliet не имелось. Под округлый капот хорошо вписался 12-цилиндровый V-образный дизель Cummins VT12 объемом 24 л и мощностью 600 л.с. В пару к мотору определили 8-ступенчатую МКПП от тепловоза. В случае отказа двигателя, для поддержания работоспособности рулевой и тормозной системы имелся вспомогательный бензиновый мотор мощностью 40 л.с.
Выглядел Berliet T100 вполне традиционно — как обычный грузовик, разве что очень большой. В передней части находилась трехместная капотная, цельнометаллическая кабина, а сразу за ней — механическая лебедка Garwood с тяговым усилием в 45 тонн и тросом длиной 75 метров. Сзади монтировалась стальная грузовая платформа с небольшим скосом в задней части, общей площадью 27,2 м2. Под платформой в средней части машины находились два топливных бака на 950 л. По плану предполагалось установить более массивные колеса, однако фирма Michelin не успела вовремя изготовить покрышки, поэтому на первом Berliet T100 устанавливались уменьшенные колеса диаметром 1,8 м.
В 1958 году построили второй Berliet T100. Его легко можно отличить по увеличенным колесам диаметром 2,2 м и небольшому горбу на капоте под которым скрывался форсированный Cummins VT12, с увеличенным до 28 литров рабочим объемом и мощностью 700 л.с. Кроме того новыми колесами и мотором оснастили Berliet T100 перовой постройки. В 1961 году обе машины взамен механической коробки передач получили более выносливую 4-ступенчатую полуавтоматическую коробку Clark R1400.
В 1959 году французы собрали еще один тяжеловес, на этот раз грузоподъемностью 80 т. Грузовик получил сдвоенную ошиновку задних осей, стальной кузов ковшового типа объемом 50 м3, а так же лишился привода на переднюю ось. В остальном он был идентичен другим автомобилям.
Эксплуатация и третий экземпляр
В декабре 1958 года Berliet T100 №2 отправился в Алжир на опытную эксплуатацию. В ходе испытаний выяснилось, что грузовик имеет неплохую проходимость. Благодаря широким колесам даже с максимальной загрузкой удельное давление на грунт не превышало 1 кг/см2. Полноприводная трансмиссия, межосевая и межколесная блокировка на двух осях, также значительно облегчили передвижение в песках Сахары. При этом Berliet T100 был довольно экономичен, и на 100 шоссейных километров расходовал около 90 литров солярки. По бездорожью аппетит возрастал до 240 л/100 км.
В 1960 года Berliet T100 №1 также приступил к работе в Сахаре. Однако после освобождения Алжира от оккупации, эксплуатация грузовиков была завершена. Позднее в 1981 году один из автомобилей вернулся во Францию, а второй остался в Алжире на вечной стоянке. Во Франции самосвал недолгое время проработал на урановых рудниках, а также на строительстве различных объектов инфраструктуры, после чего был разобран на металл.