1

Первоначально авиация французского военно-морского флота (Aéronautique Navale [Aéronavale]) считала своими основными оперативными задачами охрану собственных территориальных вод от действий противника, а также атаки и уничтожение вражеских кораблей в море и наземных целей на его прибрежной территории. В период, известный как «странная война»[1], в состав Aéronavale входили 50 эскадрилий, среди которых были машины с авианосца «Беарн» (Béarn), самолеты-разведчики с оснащенных катапультами десятков кораблей и множество самолетов наземного базирования различных типов (как с колесным, так и с поплавковым шасси). Тишина на фронте сопровождалась лихорадочным перевооружением подразделений Aéronavale: эскадрильи авиации ВМФ получили новые самолеты как собственного производства, так и закупленные в США. В число отечественных машин входил и непримечательный трехместный одномоторный двухпоплавковый гидросамолет H.43 производства компании Lioré-et-Olivier, уже принадлежавшей группе SNCASE (Société Nationale de Constructions Aéronautique du Sud-Est).

Однако продолжение войны не совпало с планами командования Aéronavale: 10 мая 1940 года враг пришел не с моря… Часть подразделений Aéronautique Navale воевала на суше; многие машины Aéronavale были аварийными и поэтому подразделения перевооружались сухопутными истребителями, такими как Potez 631, Dewoitine D.520, Morane-Saulnier M.S.406 и другими. Тем не менее, морская техника (Loire-Nieuport L.N.401, Vought 156F, Laté 298) также воевала на суше, нанося удары по наступающему вермахту. Действия самолетов-разведчиков и патрульных гидросамолетов, в том числе H.43, были ограничены охраной портов и ожиданием атак ВМФ Германии. Описанный ниже LeO H.43 на 1940 год де-факто был новым самолетом, однако к новинкам авиации его вряд ли кто отнес, поскольку эта машина устарела еще на этапе выбора победителя конкурса самолетов данной категории.

Началась история LeO H.43 в 1933 году, когда ВМФ Франции объявил конкурс на создание неприхотливого в эксплуатации трехместного самолета для выполнения полетов в прибрежных районах. В конкурсе приняли участие пять компаний, две из которых представили летающие лодки (Loire 130 и CAMS 120), тогда как другие три (Lioré-et-Olivier с H.43, Gourdou-Leseurre с GL.820 и Breguet с Br.610) – поплавковые гидросамолеты. Ни один из предложенных проектов в полной мере не отвечал требованиям конкурса, и лишь LeO H.43 предоставлял возможности для дальнейшего развития и модифицирования (летающая лодка Loire 130 также была построена, но для других целей).

Главным конструктором моноплана H.43 был М. Бенуа (M. Benoit); первый прототип самолета был изготовлен на заводе в Аржантёе (Argenteuil). Машина представляла собой угловатую конструкцию с объемным фюзеляжем, в верхней части которого были размещены отдельные кабины трех членов экипажа (пилота, радиста/штурмана и наблюдателя/стрелка). Одновременно в нижней части фюзеляжа находилась ванна, имевшая хорошее остекление во все стороны и являвшаяся основным рабочим местом наблюдателя. Лишь в случае нападения самолетов противника он должен был подняться наверх и защищать H.43 от атак сзади при помощи подвижного пулемета.

Конструкция самолета была смешанной, в том смысле, что металлический каркас: силовой набор фюзеляжа изготавливался из металлических труб [лонжероны] и дюралюминиевых профилей [шпангоуты], силовой набор двухлонжеронного крыла и хвостового оперения изготавливались из алюминия. За исключением алюминиевых капота, средней части фюзеляжа и передней кромки крыла обшивка самолета представляла собой традиционное полотно.

В качестве силовой установки для самолета был выбран радиальный девятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения Hispano-Suiza 9Va, развивавший 575 л.с. и вращавший двухлопастный винт. Топливные баки размещались в поплавках, изготовленных из дюралюминия и разработанного во Франции жаропрочного сплава Védal.

Свой первый полет H.43 совершил 4 декабря 1934 года, а в начале января следующего года в расположенном в Сен-Рафаэле (St. Raphaěl) испытательном центре Aéronavale началось официальное тестирование. В ходе испытаний, во время которых был даже произведен взлет с катапульты гидроавианосца «Коммандан Тест» (Commandante Teste), было определено, что свойства машины являются приемлемыми. В мае 1936 года, после дополнительных испытаний в боевых подразделениях, был выдан заказ на изготовление двадцати экземпляров. Обязательным требованием заказа было внесение в конструкцию самолетов изменений.



первоначальный вариант поплавкового гидросамолета LeO H.43

Прежде всего, изменился капот: вместо узкого кольца Тауненда был установлен более широкий капот NACA. На втулку винта одели обтекаемый кок. Передняя часть днища поплавков была переделана, а емкость бензобаков, располагавшихся в поплавках, увеличили с 405 л до 550 л. Продольная устойчивость была улучшена путем увеличения площади киля (одновременно была сокращена проходящая ниже фюзеляжа часть руля направления). Стабилизатор горизонтального оперения стал регулируемым в полете. И, наконец, первоначальная пулеметная башенка была заменена на более современную остекленную.



промежуточный вариант поплавкового гидросамолета LeO H.43

В таком виде летом 1937 года самолет был вновь представлен на испытания. К этому времени состоялась национализация авиационной промышленности, и компания Lioré et Olivier была включена в группу SNCASE, которая передала производство H.43 на завод в Берре (Berre). К сентябрю 1938 года, когда уже было запущено серийное производство, конструкция машин данного типа вновь претерпела изменения:

  • • был установлен более мощный 650-сильный двигатель Hispano-Suiza 9Vb, вращавший винт с установленным на нем обтекателем;
  • • фюзеляж стал выше и в нем остались только две открытые кабины;
  • • ванна наблюдателя/стрелка стала новой формы;
  • • новая полностью убираемая позиция стрелка с подвижным 7,5-мм пулеметом Darne, установленным на стрелковой установке Blanchet-Pilain 11;
  • • установлен стреляющий вперед синхронизированный 7,5-мм пулемет MAC;
  • • под ванной установлены держатели для бомб общим весом 500 кг.


схемы серийного поплавкового гидросамолета LeO H.43


вариант окраски серийного поплавкового гидросамолета LeO H.43

Первый полет серийного H.43 состоялся в июле 1939 года, а с февраля 1940 года гидросамолеты стали поступать на вооружение расквартированной в Йере (Hyéres)[2] эскадрильи 3S5 (литера «S» означала Surveillance — патрульный). В конце месяца было уже 6 машин. Другие 9 самолетов получила базировавшаяся в Сен-Мандрье (St. Mandrier) эскадрилья 3S1 (также недалеко от Тулона). Остальные H.43 — последний взлетел 3 мая 1940 года (!) — хранились в Берре. 



серийный поплавковый гидросамолет LeO H.43

Машины в течение нескольких недель вели патрулирование, но уже 20 августа подразделения были реорганизованы (стали 7S и 11S) и перевооружены. Гидросамолеты-разведчики H.43 были отправлены на консервацию в Берр. После начала немецкой оккупации устаревшие машины были отправлены на слом.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: гидросамолет-разведчик

Экипаж: 3 человека

Силовая установка: один 650-сильный радиальный девятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения Hispano-Suiza 9Vb

Размеры:

размах крыла 16,00 м 
длина 10,90 м 
высота 4,70 м 
площадь крыла 36,00 м²

Вес:

пустого 1650 кг 
взлетный 3410 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на уровне моря 260 км/ч 
крейсерская скорость 210 км / ч 
посадочная скорость 90 км/ч 
время подъема на высоту 3000 м 19 мин 
практический потолок 6200 м 
дальность 800 км

Компания-производитель: Etablissements Lioré-et-Olivier S. A, Париж, завод в Аржантёе (включено в SNCASE, завод в Берре)

Количество изготовленных: 20 машин


  1. с 3 сентября 1939 года (дата объявления Францией войны Германии) по 9 мая 1940 года (канун нападения Германии)
  2. самый первый и южный курорт Французской Ривьеры, в департаменте Вар, восточнее Тулона

источник: MIROSLAV BALOUS Výkres MARTIN SALAJKA «LIORÉ-et-OLIVIER LeO H.43» L+K 13/01

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account