Гидросамолет FIAT C.29 так и не принявший участия в гонках на кубок Шнейдера
Данный материал является дополнением к статье «Гонка за призраком скорости. Конкуренты«.
После обидного поражения в венецианских гонках на кубок Шнейдера 25 сентября 1927 года генштаб ВВС под энергичным нажимом Итало Бальбо решил сделать все возможное, чтобы одержать победу в Англии в 1929 году. Были приняты две начинания: создание школы высокоскоростных полетов и модернизация территории стоянки и обслуживания самолетов.
Среди компаний, которые ответили на требования министерства был FIAT, который решил расширить свое участие в престижной гонке, представляя не только известные двигатели, давшие Де Бернарди победу и мировой рекорд, а также и гидросамолеты собственной конструкции. Он был назван C-29: в данной абреввиатуре указана задача, для которой он создавался — гонка 1929 года (la corsa del 1929).
Новый самолет, разработанный Челестино Розатели, был немедленно признан технически революционным: маленький, с очень малым весом и исключительной мощностью, он был жемчужиной механики. Весь самолет был построен вокруг двигателя, который являлся опорой для крыльев, фюзеляжа и стоек поплавков. Технические решения были настолько совершенны, что запас прочности по результатам статических испытаний был более 19. К сожалению, летно-технические характеристики не были столь захватывающими. Размеры и вес «колибри» (всего 1160 кг с полной нагрузкой, объединенный с двигателем большой мощности (1000 л.с.) сделали C-29 чувствительным к командам и, таким образом, трудным в управлении.
Однако взглянем подробнее на его короткую жизнь. Прибывший первым в Дезенцано (Desenzano), самолет он был доверен команданте (comandante) Бернаскони в умелые руки старшего сержанта Франческо Аджело (Francesco Agello), который впервые поднял его в небо в июне 1929 года. С учетом его небольшого роста Анджело был единственным пилотом, способным удобно помещаться в этот маленький гидросамолет.
После нескольких полетов, преодолев огромные трудности взлета и пилотирования, было решено изменить заднюю часть C-29.
Вертикальная плоскость хвостового оперения получило продолжение также и в нижней части фюзеляжа, получая конструкцию, являвшуюся типичным решением в гидросамолетах Macchi. Также на самолет должны были окончательно установить закрывавшее всю кабину сдвижное ветровое стекло. В то же время самолет был окрашен в классический красный цвет и получил серийный номер 129. Скоростные полеты продолжались до 16 июля, когда произошел первый инцидент. Около 11 часов после очередного полета под руководством Анджело C-29 совершал посадку на воду, но, в то время как самолет готовился по завершении выполнения маневра «прикоснуться» к воде, волна, вызванная прохождением катера, подбросила самолет. Пилот отчаянно пытался выпрямить нос самолета, но все было напрасно: Fiat вновь коснулся поверхности озера, и поставив себя в вертикальном положении, опустился на хвост. К счастью, так как гидросамолет уже истратил большую часть своей скорости, удар был не таким сильным, и отважному Анджело, быстро покинувшему кабину, удалось спастись. «Маневру» также способствовал тот факт, что по приказу Бернаскони сдвижное ветровое стекло не было установлено. Он считал это остекление опасным в случае аварии и факт, как можно увидете, подтвердил его правоту.
Предусмотрительный Fiat немедленно отправил в Дезенцано на новый C-29: №130, который отличается от №129 площадью и, следовательно, измененной формой вертикального оперения. Полеты возобновились сразу же, но это была судьба, что полет маленького Fiat-а к финишной черте гонок в Кашлоте был вновь прерван. Как сообщал в своей статье, присутствовавший в Дезенцано, журналист английского журнала «The Aeroplane» Анджело, после того как он утром дважды безуспешно пытался взлететь на C-29, во второй половине дня самолет после подъема на высоту 15 метров и прохода приблизительно 92 метров, внезапно свалился на поверхность озера, проткнув о нее носом. На этот раз также не было последствий для пилота, который спасся вплавь.
У C-29 были восстановлены часть фюзеляжа и комплекса крыло-поплавки. Двигатель, оторванный в сильном столкновении, более не нашелся (в точке аварии озера глубина была приблизительно 92 метра).
Итало Бальбо, уведомленный о катастрофе, сразу же приказал восстановить C-29 и возобновить полеты. Так родился №130bis, который в сентябре был доставлен в Англию вместе с другими самолетами. В Калшоте C-29 сразу же вызвал большой интерес и восхищение, так что многие «холодные» англичане придумали ему личное имя: «Летающее сердце». К сожалению, память о двух инцидентах и сложность в наладке двигателя привели наше руководство к решению о снятии Fiat-a с гонок, предпочтя наиболее проверенные Macchi M.52R.
Это был конец для C-29 и это был позор, потому что самолет мог дать многое, и, кто знает, возможно, долгожданную победу в гонках на кубок Шнейдера. C-29 №130bis выжил, и его можно увидеть в музее ВВС в Винья-ди-Валле.
Луиджи Горена (Luigi Gorena)
Источник: Luigi Gorena «IL FIAT C-29 L’idrocorsa di Rosatelli che non riuscì a partecipare alla Coppa Schneider» AeroFan 1-1979