Германская бронетяга. Часть 9. Strassenpanzerwagen Ehrhardt 1919 (E-V/4). Вдогонку за войной — для охраны границ
Удивительным фактом является то, что за один год после выхода Германии из войны было произведено больше бронеавтомобилей, чем за всю войну до этого. Конечно все эти машины готовились к поставке в армию, но тем не менее. В 1919 году фирма Эрхардт произвела для нужд полиции 20 бронеавтомобилей, которые во многом определили то, что Германия стала Веймарской, а не Коммунистической республикой.
31 октября 1917 года Инспекция автомобильных войск подала военным ходатайство о производстве еще 2-х десятков броневиков Эрхардт. Скорее всего производитель был уверен, что заказ у него в кармане и начал готовится к производству. Но совершенно неожиданно для Эрхардта и комиссии военные не внесли броневики в план закупок, сославшись на то, что стране нужны броня, грузовики и зенитки, а не какие-то броневики, тем более они, военные, не знали как их использовать. Но 20 машин все таки попали на фронт, правда уже гражданской войны, 20 машин, которые стали называться Strassenpanzerwagen Ehrhardt 1919 поступили в рейхсвер в 1920 году.
Официально броневики поставлялись для охраны границ Германского государства, на которых после поражения в войне стало очень напряженно. Формально всю бронетанковую технику немцы должны были сдать союзникам, но если танки и самолеты те сразу изъяли и распилили, то угроза создания коммунистического государства Антанту волновала, и союзная комиссии сквозь пальцы смотрела на броневики, тем более те её не впечатлили. В основном броневики попали на вооружение государственной полиции и Фрайкора — добровольческих частей из демобилизованных военных, главными противниками которых были отряды марксистского Союза Спартака, которые подняли восстание в январе 1919 года.
Конструктивно новая серия броневиков не отличалась от военной серии, то же полноприводное шасси E-V/4, те же два поста управления, тот же бронекорпус. Изменения были в сторону упрощения производства, сложная защита фар сменилась простой, не монтировались всевозможные ящички и шанцевый инструмент, заслонки сменились простыми крышками, колеса стали металлическими дисковыми. Самым главным изменением была вращающаяся башня, Но фотографиях хорошо видно, что кроме основной амбразуры, все остальные окошки на башне маленькие, в них невозможно установить пулемет, и этот самый пулемет может быть направлен в разные стороны, сама башня стала меньше размером.
Всего можно выделить три типа бронемашин Эрхардт: прототип, воевавший с 1915 года, 12-ть серийных машин, поступивших на фронт в 1917 году, и 20 машин, построенных уже после подписания перемирия в 1919. Визуально послевоенные машины Ehrhardt E-V/4 можно отличить от прототипа по следующим признакам: фары спрятаны в упрощенные прямоугольные кожуха, задние колеса не прикрыты бронировкой, зато оснащены стальными или бронированными дисками, отсутствуют дополнительный ящики на бронекорпусе, башня меньше размером.
Бронеавтомобили были поставлены в конце 1919, начале 1920 года, когда молодую республику одновременно сотрясли Капповский путч фрайкора и рабочие восстания. И хотя рейхсвер попытался сохранить нейтралитет, по крайней мере в Каппавском путче, а в подавлении рабочих он вместе с фрайкором действовал очень жестко, сложившаяся ситуация не понравилась союзникам, и в преддверии ввода французских войск в северо-западную Германию, все бронемашины были сданы союзной комиссии или разбронированны.
С вращающейся башней бронеавтомобиль Эрхардт получил новое качество, а развитием его стали уже немецкие броневики конструкции 1921 года, в основу которых были положены идеи проверенные в годы войны.
Strassenpanzerwagen Ehrhardt 1919/Ehrhardt E-V/4 М1917/19
Страна производства: Германское государство (Веймарская республика)
Год производства: 1919
Производитель: Ehrhardt
Кол-во произведенных: 20
Боевая масса: 7750 кг
Размеры: 5300×2000×2900 мм
Бронирование: 6-9 мм
Вооружение: 3 x MG-08/15
Движитель: колесный, 4×4
Двигатель: см³, 85 л.с.
Экипаж: 8