Германская бронетяга. Часть 15 Panzerwagen (Erzatz). 1914. Первый эрзац броневик Морского корпуса
Бельгия была ключевым пунктом в плане Шлиффена по захвату Франции, именно через неё четыре ударные армии должны были обойти французские войска и нанести удар в незащищенную часть. Через 31 день после начала операции германская армия должна была полностью занять Бельгию и часть Франции, выйти на оперативный простор и начать окружение и захват Парижа. Может так и было бы, но бельгийцы неожиданно решили повоевать. Именно здесь немцы столкнулись с бронированными, вооруженными пулеметами, автомобилями, которые затрудняли продвижение вперед, а зачастую полностью срывали планы наступления.
Столкнувшись с «неконвенциальным оружием», германское командование, то же с явным удовольствием нарушавшая неписанные «правила войны», было озадачено таким неджентельменским поведением проигрывающей по её мнению стороны. И, несмотря на доклады с мест, не спешило менять свой взгляд на броневую технику: с чем начали войну с тем и победим, а какие то бронемашины — только затрата денег и времени. Но те, кто воевал в первой линии, так не думали. В полевых частях начали делать первые эрзацмобили, то есть заниматься тем же, чем и их противники из Английского авиационного корпуса с другой стороны линии фронта. Самым известным стал броневик, принадлежавший Морской дивизии воевавшей в Мехелене и Брюсселе и то благодаря ясно различимой надписи на борту: Marin.Div.
Дивизия морской пехоты (Marine-Division) Второго рейха была сформирована 23 августа 1914 года в Киле из I. морского батальона и резервных береговых экипажей, Задачей подразделения был контроль бельгийское побережье и зоны Ла-Манша на западном фронте. После созданием 2-й дивизии морской пехоты 24 ноября 1914 г., дивизия морской пехоты была реорганизована и переформирована 29 ноября 1914 г. в 1-ю дивизии морской пехоты.
Принципиально исследователи Первой мировой войны до сих пор не определились, кто бронировал эту машину и на каком шасси она была построена. Учитывая, какие машины строили англичане, французы и бельгийцы, все таки можно предположить, что этот «бронированный шкаф» был построен на германской стороне. Подход немцев был одинаков и в 1914-м, и в 1919-м году, когда строились новые эрзацы для Фрайкора. Уже 20-го августа германские войска вошли в Брюссель, зримо демонстрируя всему миру свои технические возможности. Но с бронетехникой было все совсем не так оптимистично. А для контроля захваченной территории она была просто необходима. Английские бронированные машины проникали в немецкий тыл и ничего поделать с ними было нельзя.
Построенный на базе легкого грузовика бронемашина Marine-Division была обшита плоскими листами на деревянном, возможно листы были не броневыми. Откуда было взять броневую сталь морпехам?. Наверно это была самая простая система бронирования — фактически четыре параллелепипеда разных размеров: мотор в железном ящике, ящик кабины водителя, ящик боевого отделения без крыши с установкой пулемета для стрельбы поверх бронекузова, и еще один ящик в качестве небольшого кузова за боевым отделением. Задний лист боевого отделения открывался для высадки экипажа.
Так как строились такие эрзац машины прямо в ремонтных мастерских полевых частей, то никто не озаботился возможной нагрузкой на шасси, вентиляцией и охлаждением двигателя. В итоге машина получила простой и тяжелой. Немцы использовали ее в качестве скорее средства устрашения, чем боевой единицы и при отступлении просто бросили. В 1915 году французы в ходе операции за освобождение Вавра захватили схожий по идеологии эрзац броневик, который скорее всего был так же построен в первые месяцы войны.
Panzerwagen (Erzatz)
Год выпуска: 1914
Страна: Германская империя
Кол-во выпущенных: 2-5?
Бронирование: 3-5 мм
Вооружение: 1×MG08
Экипаж: 5