«Гамаюн» энд «Икар». Несостоявшиеся корабли российского флота
Уважаемые коллеги, недавно на нашем сайте уважаемый коллега Wasa поднял тему авианосцев Российского флота перед Первой мировой войной. Смотрите материал «Первые проекты авианосцев: Россия родина слонов или проект авианосца Мациевича и Канокотина». Тема вызвала неоднозначную реакцию. Тем не менее, рискуя вызвать очередной виток холивара, все же рискну поднять эту тему. Рискую я из-за двух вещей: во-первых, мне понравилась реконструкция авианосца, выполненная Slava2014 (см. статью), а во-вторых, мне всегда была интересна возможность России построить перед ПМВ действующий авианосец. А тут практически готовый проект. В качестве начала альтернативы я выбрал изменение из своей же статьи «Наихудший крейсер», Итак 31 марта 1904 года «Фаворит» все так же уныло тралил мины…
10 (23) июня 1904 года русская эскадра нанесла поражение японскому флоту в Желтом море. В январе 1905 года пал Порт-Артур, но при превосходящих силах I-я Тихоокеанская эскадра ушла во Владивосток. 12 (25) мая 1905 года Объединенная эскадра проследовала во Владивосток. Адмирал Того так и не решился напасть, за что был предан суду. 2 (15) июня 1905 года состоялось Второе сражение в Желтом море, в котором японский флот потерпел серьезное поражение, от которого так и не оправился до конца войны. 7 июля 1905 года Объединенная эскадра сорвала высадку японцев на Сахалин. От мирных предложений Россия отказалась. 9 августа 1905 года началась блокада Корейского полуострова. И хотя японцам удавалось прорывать блокаду, тем не менее, положение японской армии в Маньчжурии ухудшалось. 10 (23) октября в Шанхае был подписан мирный договор, по которому Япония признавала исключительные права России на Маньчжурию и Корею и обязывалась выплатить России 780 млн. руб. по возмещению нанесенного ущерба. С 1907 по 1911 Россия получила от Японии первый транш по возмещению ущерба на сумму 180 млн. руб. Часть этих денег решено было потратить на флот.
Видимо, император был в очень хорошем расположении духа, когда ему подсунули проект первого русского авианосца. Представители МТК напирали в основном на два главных довода. Переделка старого броненосца «Адмирал Лазарев» не должна стоить слишком дорого. И в современной высокотехнической войне главным решающим фактором будет разведка, а авиация должна стать глазами и ушами флота. Кроме этого императору нашептывали, что, дескать, «в других странах уже ведутся работы в данном направлении и негоже России отставать…». Так или иначе, но разрешение на переделку старого броненосца в авианосец было получено.
После неудачи с крейсером «Херсон», М.В. Донец находился в творческом застое. В то же время выпускник Морского корпуса и корпуса корабельных инженеров, подполковник М.М. Канокотин, подал начальнику морского генерального штаба докладную записку «Об организации опытов по применению самолетов на флоте» с приложением разработанного им проекта авианосца. Вот им-то и поручили переделку старого броненосца в авианосец. Изначально проект назывался авиаматка «Сирин». Но императору название не понравилось. Он собственноручно его зачеркнул и написал – «Проект плавучей авиастанции «Гамаюн», водоизмещением 3500 тонн». Постепенно длинное название, плавучая авиастанция, сократили до короткого и более понятного ПлАС «Гамаюн» или просто ПЛАС.
Переделка броненосца началась летом 1911 года. Работы выполнялись на верфи в Гельсингфорсе. Работы шли ни шатко ни валко, поэтому корабль был готов только в ноябре 1912 года. Испытания ПЛАСа решено было перенести на лето 1913 года. В апреле 1912 года фирме «Ньюпорт» было заказано 18 самолетов «Ньюпорт-IV». 10 шт. из них планировалось базировать на самом ПЛАСе, а 8 шт. предназначались для берегового расположения.
Самолет-разведчик «Morane-Saulnier G»
Размах крыла – 10,2 м., длинна – 6,7 м., площадь крыла – 16,0 м., вес пустого самолета – 508 кг, взлетный вес – 610 кг, тип двигателя — 1хПД «Gnome», мощность – 60 л.с., максимальная скорость — 115 км/ч, крейсерская скорость – 92 км/ч, дальность полета – 170 км, экипаж – 1 чел. вооружение – 1 пулемет Льюиса.
Конструкция ПЛАСа «Гамаюн» выглядела следующим образом. Наверху располагалась полетная палуба длиной 77,2 метра. По бокам располагались трубы и две надстройки (основная и резервная). Мачта была одна и находилась по правому борту. Под верхней палубой располагалась ангарная палуба для размещения самолетов. Для подъема самолетов были установлены два «машинных люка» (лифта). Броню на бывшем броненосце демонтировали. Оставили только дюймовую палубную броню и двухдюймовой броней забронировали казематы. Большие споры вызвало вооружение корабля. Адмиралы хотели исключительно хорошо вооруженный корабль. Поэтому изначально вооружение корабля должно было состоять из 6-ти 152-мм орудий. Противники столь мощного вооружения приводили довод о том, что ПЛАС – это прежде всего разведывательный корабль и не предназначен для морского боя. А кроме того, выпускать его а одиночку на разведку никто не собирается. Здравый смысл в конце концов победил, и ПЛАС получил 6х1х75-мм орудий системы Канэ. Четыре из них располагались в казематах, а два в зенитном исполнении открыто на палубе. Кроме этого ПЛАС обзавелся 4-мя крупнокалиберными (12,7 мм) пулеметами. Претерпела изменение и силовая установка. Вместо 5-ти котлов общей мощностью 2000 л.с. ПЛАС получил 4 котла общей мощностю 3500 л.с. Скорость выросла до 12,3 узлов. Полное водоизмещение «Гамаюна» составило – 3480 тонн.
Плавучая авиастанция «Гамаюн»
Водоизмещение: 3480 тонн, Размерения (ДхШхО): 77,2х13,1х4,8 м. СУ: 1ПМ, 4 ПК, 3500 л.с. Макс. скор. – 12,4 узла. Дальность – 1400 миль (на 10 узлах). Броня: палуба – 25 мм, казематы – 50 мм. Вооружение: 4х1х75-мм/45, 6 пулеметов. Запас топлива – 280 тонн. Авиагруппа – 10 самолетов «Morane-Saulnier тип G».
«Гамаюн» был включен в состав флота 12 октября 1913 года. Во время войны прообраз будущих авианосцев никак себя особенно не проявил. Впрочем, выходил несколько раз на патрулирование. В октябре 1917 года летчики М.С. Красильников и Г.Н. Береговой, числившиеся в авиаотряде «Гамаюна», разбрасывали над Петроградом листовки, призывающие переходить на сторону большевиков. Летом 1919 года самолеты с «Гамаюна» несколько раз поднимались для слежения за действиями английского отряда кораблей, базировавшегося в Ревеле (Таллинне). 18 августа 1919 года, в 04.35 утра плавучая авиастанция «Гамаюн» погибла от торпеды, выпущенной с английского торпедного катера №7, участвующего в атаке на Кронштадт. В 1922 году останки «Гамаюна» были подняты и отправлены в металлолом.
В 1909 году, во время учений, у острова Гогланд налетел на камни и получил повреждение крейсер II ранга «Гелиос» (улучшенный «Одиссей»). Комиссия долго гадала, что делать с поврежденным кораблем. В 1910 году МГШ принял решение о его перестройке в гидроавиакрейсер. Наверное, это был один из немногих случаев в Российском флоте, когда имена кораблей поменяли местами. «Икар» стал «Гелиосом», а новоиспеченный гидроавиакрейсер-разведчик стал «Икаром». Переоборудование корабля шло весь 1911 год. В строй «Икар» вошел в марте 1912 года. Оснастить новый гидроавиакрейсер гидросамолетами было поручено С.С. Щетинину, владельцу «Первого Российского Товарищества Воздухоплавания». Он привлек к работе только что вернувшегося из Франции молодого инженера Д.П. Григоровича. МТК торопил. И в 1912 году летающая лодка «ГЩМ-1» была испытана на воде. «Икар» оснастили 4-мя летающими лодками конструкции Григоровича. Две из них располагались в нижнем ангаре, а две на верхней палубе. Для быстрого подъема лодок служили два крана. Запас авиационного топлива составлял 1,6 тонны. В 1916 году лодки «ГЩМ-1» были заменены на летающие лодки конструкции Григоровича, М-5.
Вооружение «Икара» состояло из 4х1х120-мм орудий, двух зенитных 75-мм орудий и 8-ми пулеметов с возможностью стрелять по воздушным целям.
Гидроавиакрейсер-разведчик «Икар»
Водоизмещение: 2380/2670 тонн. Размерения (ДхШхО): 102,0х11,4х4,8 м. СУ: 2ПМ, 6 ПК, 8500 л.с. Макс. скор. – 20,2 узла. Дальность – 2800 миль (на 10 узлах). Броня: палуба – 25 мм.(на скосах – 35 мм), щиты орудий – 20 мм, рубка – 50 мм. Вооружение: 4х1х120-мм/45,, 2х1х75-мм/45, 8 пулеметов. Запас топлива – 400 тонн. Авиагруппа – 4 гидросамолета «Гаккель-V», с 1916 года – 4 гидросамолета «М-5».
Гидросамолет-разведчик «Гаккель-V»
Размах крыла – 10,6 м., длинна – 10,5 м., площадь крыла – 25,0 м., вес пустого самолета – 320 кг, взлетный вес – 570 кг, тип двигателя — 1хПД «Эрликон», мощность – 50 л.с., максимальная скорость – 100 км/ч, крейсерская скорость – 90 км/ч, экипаж – 2 чел.
В отличие от «Гамаюна» судьба была более благосклонна к «Икару». В Первой мировой войне он практически не участвовал, но в октябре 1917 года «Икар» в составе группы эсминцев снимал экипаж с затопленной «Славы». В мае 1919 года, в районе Копорской губы «Икар» уничтожил два эстонских тральщика. В июле 1919 года недалеко от Нового устья были замечены несколько тральщиков, английский эсминец и два эстонских эсминца «Вамбола» (Капитан I ранга Миклухо-Маклай) и «Леннук» (Автроил). На перехват вражеских судов вышел отряд из 4-х эсминцев («Константин», «Свобода», «Капитан Изыльметьев», «Гавриил») и гидроавиакрейсера «Икар». Совместными усилиями неприятель был отогнан. Тогда в июле летающие лодки с «Икара» участвовали в налете на эстонскую канонерскую лодку «Лембит» (Бобр II), которая была повреждена. Во время налета английских торпедных катеров 18 августа 1919 года «Икар» не пострадал. Зато утопил катер №7 под командованием лейтенанта Нэпира, отомстив, таким образом, за гибель «Гамаюна».
После войны крейсере переименовали в «Красный аэроплаватель», и он прослужил в качестве учебного судна для тренировок экипажей гидропланов. В 1930-м году корабль был окончательно списан. Правда, повоевать ему пришлось ещё раз. В 1941 году снятые с «Икара» 120-мм орудия участвовали в отражении немецкого наступления на Ленинград.
Вот и все, уважаемые коллеги. Готовьте, тапки, бананы, помидоры, запасайтесь попкорном и цитатниками. С удовольствием выслушаю все замечания.