Французский суперрейдер Первой Мировой: «тираны» французского флота

0

Так как у нас на сайте наметилось в настоящее время увлечение суперрейдерами для периода Первой Мировой (и чуть шире), я тоже решил принять в нем участие. Для чего обратился к истинным маэстро войны на коммуникациях — французам.

(должен честно признать, что из-за нехватки времени, я ограничился минимальной переделкой "Эдгара Кина". Признаю — можно было сделать и лучше.)

Французский суперрейдер Первой Мировой: "тираны" французского флота

Появление в 1908 году первых в мире линейных крейсеров типа "Инвинсибл" оказалось крайне неприятным сюрпризом для французского флота. Многочисленные броненосные крейсера, на которые французы возлагали большие надежды, в одночасье оказались устаревшими; они уступали новым британским кораблям практически по всем параметрам. Столь любимая французским флотом идея рейдерской войны на коммуникациях противника оказалась под угрозой.

Французские адмиралы сдаваться не пожелали. Последняя пара броненосных крейсеров типа "Эдгар Кин", заложенная по старым стандартам, еще не успела войти в строй, когда военно-морское министерство одобрило проект двух "турбинных броненосных крейсеров", которые должны были стать достойным ответом англичанам.

Решение это, столкнулось с сопротивлением правительства, считавшего более важным приложить усилия к наращиванию мощи французского линейного флота. Однако, вмешались обстоятельства. После того, как в 1908 году было принято решение достроить три последних корабля типа "Дантон" — "Мирабо", "Вольтер" и "Верньо" — как дредноуты, с ромбически расположенными шестью двухорудийными 305-мм башнями, неожиданно возникла проблема; что делать с уже размещенным и частично реализованным заказом на промежуточные 240-мм/50 орудийные установки? Воспользовавшись моментом, главный инженер флота Гастон Томсон предложил утилизовать двенадцать строящихся установок на двух планируемых крейсерах, тем самым спасая несколько миллионов франков. Парламент, после долгого обсуждения, одобрил проект, и в 1909 году заказал два новых броненосных крейсера, получивших предварительные названия "Робеспьер" и "Жан-Поль Марат" (в рамках наметившейся традиции).

Конструкция

По основной конструкции корпуса, дредноутные крейсера типа "Робеспьер" представляли собой несколько удлиненный "Эдгар Кин", с улучшенными для достижения большей скорости обводами. Водоизмещение их выросло примерно до 16500 тонн; однако, основные элементы конструкции остались неизменны.

Однако их оснащение изменилось и весьма существенно. Крейсера типа "Робеспьер" оказались первыми французскими крейсерами с турбинными силовыми установками. Установленные внутри их корпуса шесть паровых турбин Парсона (работающие на три вала), развивали мощность в 45800 лошадиных сил, благодаря сорока котлам Белльвиля. Полная скорость крейсеров рассчитывалась равной 27 узлам, но на мерной миле оба корабля превысили результат. Запаса топлива хватало на 11000 километров крейсерского хода.

Основное вооружение новых крейсеров составляли 240-миллиметровые 50-калиберные орудия модели 1906 года, аналогичные промежуточному калибру трех линкоров типа "Дантон" (и первоначально предполагавшиеся для линкоров типа "Мирабо"). Двенадцать пушек были размещены в шести двухорудийных башнях по ромбической схеме, эквивалентной расположению орудий на "Мирабо"; одна башня в носу, по две башни на каждом борту и одна башня на корме. Такое расположение, хотя и ограничивало бортовой залп, но позволяло иметь шесть орудий в погонном и шесть в ретирадном залпе. Французские инженеры считали это более важным, чем маловероятные для рейдера бортовые перестрелки.

Сами по себе пушки были весьма удачны по меркам времени; они стреляли 220 килограммовым снарядом с начальной скоростью порядка 800 метров в секунду на дистанцию около 23812 метров. Выпуская по два снаряда в минуту, эти орудия, хотя и уступая калибром, делали "Робеспьера" и "Жан-Поль Марата" достойным противником для первых британских и немецких линейных крейсеров. Вспомогательное вооружение состояло из комбинации 65-мм и 100-мм орудий.

Бронирование крейсеров было выполнено по стандартной французской схеме. Корабли имели пояс толщиной около 138 миллиметров, простиравшийся по всей ватерлинии и сужавшийся к оконечностям до 100 миллиметров. Машины и погреба главного калибра были прикрыты дополнительно скосами нижней броневой палубы, толщиной в 65 миллиметров; поверх нее располагалась взводящая палуба, толщиной 30 миллиметров. Скосы нижней броневой палубы под водой переходили в противоторпедную переборку, проходившую параллельно борту. В целом, бронирование было более ориентировано не на противостояние тяжелым снарядам, а на гарантирование сохранения высокой скорости в случае попаданий легких; предполагалось, что благодаря своей скорости, крейсера типа "Робеспьер" смогут всегда уклониться от боя с линейными крейсерами, если их борт у ватерлинии не будет поврежден.

Служба

После довольно быстрого (по меркам французского флота) строительства, "Робеспьер" вступил в строй в 1912 году; его систершип, "Жан-Поль Марат", вступил в строй только в 1913. Французы держали характеристики своих крейсеров в секрете, сообщая лишь, что они "представляют собой развитие проекта "Эдгар Кин"", и поэтому высокая скорость и мощное вооружение французов оказалось для немцев и британцев явно неприятным сюрпризом.

В Первой Мировой Войне, оба крейсера участвовали весьма активно. В начале войны, оба "тирана" (как их назвали) находились на внешних станциях; "Робеспьер" в Вест-Индии, "Жан-Поль Марат" во Вьетнаме. "Робеспьер" в 1914 году сыграл решающую роль в разгроме немецкой Карибской Эскадры на Гаити; "Жан-Поль Марат" участвовал в охоте за эскадрой Шпее у берегов Южной Азии.

В 1915 году, после того как основные немецкие рейдерские силы были устранены из мирового океана, оба крейсера были переброшены в метрополию. Включенные в состав Средиземноморского Эскадрона, они активно участвовали в действиях против турецкого и австрийского флота. "Жан-Поль Марат" в 1916 году был оснащен разведывательным гидросамолетом. Несмотря на то, что оба крейсера неоднократно получали повреждения, они благополучно пережили войну и оставались в составе французского флота.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

67 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account