0

Предыдущий пост

Огонь и вода

 

Линейный корабль «Массена». 

Тяжелый 390 килограммовый 305-мм снаряд ударил глубоко под водой, в носовой части правого борта, точно под броневым поясом. Тридцать восемь килограммов шимозы взорвались, разорвав обшивку корпуса под броневым шельфом на 7,5 метров по длине. Вода хлынула в два носовых отсека отсеков, быстро затопляя их.

На мостике и в боевой рубке это попадание осталось незамеченным среди грохота взрывов других японских снарядов и своих собственных выстрелов. Никто не поняли, что их корабль уже начал бесповоротное 12-минутное путешествие на морское дно.

В затопленных носовых отсеках распространение воды было остановлено водонепроницаемыми дверями, как и было задумано проектировщиками. Но уровень воды продолжал повышаться, по мере затопления отсеков, пока не достиг вентиляционных труб расположенных под верхней палубой. По ним она проникла в соседние отсеки.

Франко-японская война. Часть 13.

 

1 * Схема бронирования «Массены», показывающая площадь защиты борта. Чем темнее цвет, тем толще броня, в некоторых местах до 457 мм.

 

Нижний каземат шестидюймовых орудий линейного корабля «Сикисима». 

Кордитные заряды и снаряды лежали высокими штабелями в тыльной части каземата. Командир этой батареи гордился развитой скоростью стрельбы, надеясь, что это порадует адмирала. Он распорядился заранее поднять из погребов побольше 6 дюймовых фугасов и зарядов, чтобы сохранить скорострельность, в случае затруднений с подачей боеприпасов. Люки подачи сейчас были широко открыты, защитные шторки откинуты. Цепочка людей, по большей части вестовых и коков, была занята передачей снарядов вытянувшись длинной вереницей от погребов в средней части корабля.

305-мм бронебойный снаряд, выпущенный из носовой башни «Жоригюберри», попал в борт, пробив шестидюймовую крупповскую броню каземата, и разорвался внутри раскаленной добела вспышкой. Взрыв поджег заряды ожидающие в задней части каземата, они взрывались один за другим (погреб шестидюймовых боеприпасов на миделе примыкал к котельному отделению, и температура там была выше, чем в других местах на корабля).

Форс огня ударил в люк для подачи боеприпасов, сильно горящий обращение партии и вызвал воспламенение еще трех находящихся там зарядов. В результате их взрыва огонь распространился еще дальше и добрался до штабеля зарядов у люка ведущего на нижнюю палубу, они тоже вспыхнули — и огонь добрался до крюйт-камеры расположенной палубой ниже. Кордитный порох горел, и вредные испарения наполняли палубу. Старший матрос, командовавший в погребе, вряд ли заметил серьезные ожоги от вспышки на руках и лице. Он бросился к клапану затопления погреба, и открыл его. Он услышал шум воды где-то рядом. Услышал одновременно с ощущением первой волны боли от ожогов, и вкуса ядовитого дыма перехватившего дыхание.

Пожар прекратился, когда погреб заполнился водой.

Франко-японская война. Часть 13. 

2 * Здесь вы можете видеть схему бронирования «Сикисимы» и отличную от французской концепцию английских конструкторов, которые решили иметь более тонкую броню, но распространить ее на большую часть борта.

 

Линейный корабль «Массена». 

В носовой части пустой нижней палубе не было никого, кто мог бы заметить гейзеры воды, которые вдруг хлынули через вентиляционные трубы расположенные под подволоком. Еще четыре отсека стали быстро заполняться водой.

По-другому было, в носовом нижнем погребе 305-мм снарядов. Погреб был заполнен людьми, перевозившими массивные снаряды к подъемникам. Эти люди встревожено отреагировали на воду, хлынувшую из вентиляционных труб, которая начала быстро заливать палубу.

Люди находившиеся палубой выше, услышав шум, сообщили о нем старшине. Тот  заглянул в люк и приказал задраить его. Это приказание вызвало отчаяние в снарядном погребе, и дисциплина рухнула полностью. Несколько человек попытались заткнуть вентиляционные трубы, но напор вода был слишком силен. Электрическое освещение погасло, и некоторые из матросов карабкались по трапу в темноте, чтобы начать стучать по крышке люка кулаками.

В палубе над снарядным погребом, расчет пришел в ужас, слыша бешеные удары по люку у их ног. Посыльный был отправлен на станцию ​​контроля повреждений для получения инструкций. Удары снизу стали приглушенней, а затем стали все реже и реже, пока не прекратились совсем. Люди смотрели друг на друга, в шоке от мыслей о том, что произошло ниже. А потом, внезапно, вода хлынула на них из вентиляционных шахт.

Франко-японская война. Часть 13. 

3 * 12-дюймовая пушка, аналогичная тем что были установлены на японских кораблях.

 

Смятение в дыму битвы.

 

Линейный корабль «Жоригюберри» — Скорость 18 узлов. 

На мостике раздались крики ужаса и отчаяния, когда «Массена», явно в плохом состоянии, внезапно стал заваливаться на бок, не снижая скорости, и начал быстро погружаться бортом. «Массена» был вторым кораблем в линии, затем следовал флагман и остальной флот. На рулевой инстинктивно успел положить руль круто влево, избегая столкновения с тонущим «Массеной». Внезапный для других кораблей поворот флагмана, в свою очередь, привел к сумятице во французской линии, следующие за ним корабли, также повернули, разом уменьшив эффективность своего огня.

Идущий в хвосте эскадры высокобортный «Марсо», уже столкнулся с неисправностями машин и поступлением воды, вызванного неприятным попаданием в районе миделя, когда 120-мм снаряд врезался в броню боевой рубки. Снаряд не имел никаких шансов пробить 12 дюймов стальной брони, но разлетающиеся осколки, роем убийственных шершней, рикошетом влетели внутрь рубки, ранив контр-адмирала Мараша в плечо, и что более важно, убив рулевого, который упал без звука с пробитым горячим осколком черепом, таща за собой рулевое колесо вправо, в сторону своего падения.

Французский строй теперь разделился на две группы: одна во главе с «Бреннусом» за которым следовали «Жоригюберри», «Буве» и «Шарль Мартель» удалялись от японской линии в то время как «Марсо», «Мажента» и «Ош» повернули навстречу врагу.

 

Линейный корабль «Миказа». 

Адмирал Того хищно усмехнулся увидев как развалится французский строй. Он не стал задумываться, почему это произошло, он увидел шанс и тихо поблагодарил за него Ками. Отогнав санитара который пытался забинтовать его ногу, раненую осколками несколько минут назад, командующий Императорским Объединенным флотом отдал необходимый приказ:

«Приготовиться к повороту «Все вдруг!» «Танго» во главе флота, курс 257!»

Сигнальщики поспешили выполнить приказ адмирала. Командир корабля, кивнул в знак одобрения. Японцы извлекли опыт из сражения Тонкинском заливе, введенная Того практика одновременного поворота флота, тактически очевидно была жизнеспособной. Теперь, с впереди идущим «Танго», его флот осуществлял циркуляцию, сосредотачивая весь огонь линкоров и броненосных крейсеров по изолированному французскому отряду, в то время как французским кораблям первой эскадры придется долго маневрировать, чтобы встать в общий строй, или действовать самостоятельно. Независимо от того какое решение французы примут, они не успеют помочь своим и, вернувшись, окажутся в меньшинстве.

«Сигнал отрепетирован, сэр! «Асахи» просит разрешения выйти из строя и устранить повреждения!»

Того кивнул, прежде чем скомандовать: «Исполнение!»

 

Линейный корабль «Марсо» — Скорость 14 узлов. 

Контр-адмирал Мараш знал, что его корабли оказались в страшной беде, новый рулевой уже возвращал их на прежний курс, но он видел японский поворот «все вдруг», в результате чего они задействовали орудия неповрежденного борта. Он видел дым и пламя пульсирующее вдоль японской линии, казалось, что каждое их орудие вело по нему огонь.

Он не был неправ. Три старых линкора перекрывали друг друга, огонь был открыт с дистанции чуть более 5000 метров. Хотя башни главного калибра еще медленно разворачивались, орудия среднего и малого калибра стреляли изо всех сил.

Франко-японская война. Часть 13. 

1 * Рождение «Марсо», снимок сделан незадолго до его спуска на воду.

 

Море вокруг «Марсо», казалось вскипело от разрывов снарядов калибром от 152 до 190-мм. развернувшись бортом, чтобы  привести в действие все орудия старый корабль отбивался всем чем мог, но число попавших японских снарядов было слишком велико. Они выбивали экипаж, пробивали отверстие за отверстием в его надстройках и корпусе, вызывали пожары и выводили из строя орудия.

Примерно за тридцать секунд «Марсо» был поражен более чем десятком снарядов 152 и 190-мм калибра, разрывавшихся в его надстройках и вдоль ватерлинии. Толстый броневой пояс задерживал любые снаряды от проникновения к его жизненно важным частям, но надводная часть «Марсо» была превращена в развалины. Его труба, пробитая множеством осколков, изрыгала дым во все стороны, дымоход был забит обломками.

Защищенные барбетами три 340-мм орудия вели ответный огонь, в то время как 140-мм пушки расположенные вдоль бортов, понесли значительный ущерб. Неравный бой подошел к концу, когда башни главного калибра японских кораблей завершили поворот и открыли огонь.

Вышедший из строя, объятый пламенем от носа до кормы, «Марсо» был разрушен количеством попавших в него снарядов. Оценившие понесенный им ущерб японцы перенесли огонь на «Маженту», в то время как их эсминцы и миноносцы устремились вперед для завершающего удара. Ход битвы изменился, и изменился непоправимо.

Франко-японская война. Часть 13. 

2 * Останки «Марсо» фото сделанное много-много лет спустя.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

17 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account