Материал к теме https://alternathistory.ru/germanskie-plany-vtorzheniya-v-ameriku#new
Провел краткое рассмотрение основных боевых линий США и Германии на 1898 год и сопоставил их боеспособность. Надеюсь, достаточно адекватно.
P.S. По итогам обсуждения внесены исправления.
Корабли
Германский флот, фактически, имеет в своем составе единственный класс эскадренных броненосцев – четыре корабля класса “Бранденбург”, заложенных в 1890-ом и вступивших в строй с 1893 по 1895 год. Это необычные корабли, построенные под явным влиянием идей французского кораблестроения, и имеющие отличительной особенностью увеличенное число орудий главного калибра: в отличие от большинства современников, немецкие броненосцы несли шесть 280-миллиметровых орудий в трех барбетных установках в диаметральной плоскости корабля.
Эти корабли являются единственными эскадренными броненосцами германского флота, способными пересечь Атлантику без промежуточных остановок для пополнения запаса угля. Их дальность плавания экономичным 10-узловым ходом составляет порядка 8500 км. Максимальная скорость – 17 узлов.
Кроме этих кораблей, германский флот включает четыре старых барбетных броненосца типа “Саксен”, устаревших, и обладающих слабой мореходностью, их казематный недо-систершип “Ольденбург” (построенный на том же корпусе но с уменьшением размеров) и восемь сравнительно современных броненосцев береговой обороны типа “Зигфрид” и “Один”, ограниченно способных к океанским плаваниям. Тем не менее, они не рассматриваются в данном обзоре, как и американские мониторы, ввиду их неспособности составлять основу линии флота.
Американский флот имеет в своем составе один эскадренный броненосец второго класса (“Техас”), три эскадренных броненосца береговой обороны класса “Индиана” и один эскадренный броненосец “Айова”. Все эти корабли современной постройки, хотя “Техас” имеет устаревшую конструкцию с диагональным размещением барбетных орудий.
Исключая “Техас”, американские броненосцы имеют классическую конфигурацию с двумя артиллерийскими башнями главного калибра в оконечностях. Три “Индианы” имеют низкий надводный борт, что ограничивает их мореходность и мощное цитадельное бронирование. Они вооружены 330-миллиметровыми орудиями главного калибра и промежуточной артиллерией из восьми 203-миллиметровых орудий в отдельных вращающихся башнях. Максимальная сокрость хода – до 16,5 узлов.
“Айова” несколько отличается от остальных американских броненосцев. Ее надводный борт выше, и она вооружена 305-миллиметровыми орудиями главного калибра. Она развивает ход до 18 узлов, что делает ее одним из быстрейших броненосцев своего времени, и имеет лучшую мореходность ценой несколько ослабленной защиты.
Артиллерия
Германские броненосцы серии “Бранденбург” были вооружены 280-миллиметровыми орудиями двух разных типов. В носовой и кормовой барбетной установке стояли попарно орудия с длиной ствола в 40 калибров, в то время как в центральной установке, из-за ограниченного пространства между надстроек, стояли 35-калиберные. Это затрудняло стрельбу на больших дистанциях, так как орудия имели разную баллистику, но на предполагаемых в 1898 году эффективных дистанциях боя не имело особого значения.
Орудия имели очень большой угол возвышения (до 25 градусов), что давало им предельную дальность в 15900 м, но дальность прицельной стрельбы была значительно меньше. Они стреляли 240 килограммовым снарядом с начальной скоростью для 40-калиберных – 820 м/c, а для 35-калиберных – 685 м/с. На дистанции в 12000 метров, эти орудия пробивали (согласно оценке) 160-миллиметровую вертикальную гарвеированную бронеплиту. Но скорострельность их была низкой: орудия использовали устаревшую систему перезаряжания, требовавшую обязательной постановки орудий в диаметральную плоскость для перезарядки, т.е. разворота их вдоль оси корабля после каждого залпа. Реальная скорострельность составляла порядка 1 выстрела в 2 минуты (т.е. не более 5 выстрелов за десять минут на орудие).
Американские броненосцы были вооружены значительно более разнообразно. Самой мощной пушкой на вооружении американского флота была 330-миллиметровая 35-калиберная пушка, весом в 62 тонны. Такими орудиями были вооружены три броненосца серии “Индиана” – “Индиана”, “Орегон” и “Массачусетсс”, каждый из которых был вооружен четырьмя орудиями в двух бронированых башнях.
Эти огромные пушки (на тот момент одни из самых тяжелых, ставящихся на серийные броненосцы) имели угол возвышения в 15 градусов, и стреляли 512-кг снарядом с начальной скоростью 610 м/с на предельную дистанцию в 11000 метров. На расстоянии в 5500 метров такой снаряд мог пробить 300-миллиметровую броневую плиту, изготовленную по методу Гарвея. На предельной дальности, бронепробиваемость составляла порядка 231 миллиметра гарвеевской брони.
Из-за нехватки опыта изготовления больших орудий у американских конструкторов, эти артиллерийские установки страдали массой недостатков. Так, броневые башни не были сбалансированы. Это приводило к тому, что при развороте на борт корабль, из-за смещения центра тяжести, приобретал крен примерно на 5 градусов в сторону стрельбы, что явно уменьшало дальность действия орудий примерно до 10000 метров.
Броненосец “Айова” и устаревший “Техас” были вооружены несколько менее мощными, но более продуманными 305-миллиметровыми орудиями с длиной ствола в 35 калибров. “Техас” нес два таких орудия в диагонально расположенных барбетах, а “Айова” – две броневые башни с двумя стволами в каждой. Эти орудия имели максимальный угол возвышения в 15 градусов, и могли запустить 394,6-кг снаряд на дистанцию в 11000 метров с начальной скоростью в 640 м/с.
Бронепробиваемость 305-мм орудий составляла 371 миллиметр гарвеевской брони на дистанции в 6000 метров и 239 миллиметров на дистанции в 11 километров. Орудийные башни были сбалансированы, что решало проблемы с креном и позволяло стрелять на максимальную дальность. В целом, эти орудия считались даже несколько более удачными чем тяжелые пушки “Индиан”.
Отличительной особенностью американского флота также было наличие “промежуточного” калибра из 203-миллиметровых орудий на всех трех “Индианах” и “Айове”. Американские артиллеристы ясно осознавали недостатки своих тяжелых пушек: низкая культура производства не позволяла сразу решить проблему. Поэтому американцы дополнили тяжелую артиллерию своих кораблей очень мощным вспомогательным вооружением из 8-дюймовых орудий.
203-миллиметровая 35-калиберная пушка стреляла 118-кг снарядом с начальной скоростью в 640 м/с. Ее эффективная бронепробиваемость составляла до 130 мм гарвеевской брони на дистанции в 6000 метров. На броненосцах, орудия промежуточного калибра устанавливались в полностью защищенных вращающихся башнях, по четыре двухорудийные башни на каждом. Максимальный угол возвышения орудий в башнях составлял всего 13 градусов. Тем не менее, эти орудия считались самыми эффективными и надежными из американских тяжелых орудий в 1898 году.
Некоторую проблему представляет определение скорострельности 203-миллиметровых орудий. Американские процедуры перезарядки в 1897 году были архаичны, и включали множество ненужных стадий. Цифры скорострельности для этих орудий в испано-американскую предполагались порядка 1 выстрела в минуту или даже одного выстрела в две минуты (!). В то же время, уже в 1905 году, эти орудия демонстрировали скорострельность порядка 2,8 выстрелов в минуту. Определить, когда именно были проведены улучшения работы рассчета невозможно, поэтому я беру условно для этих орудий скорострельность в 1 выстрел в полторы минуты.
Таким образом, мы можем постулировать, что германская эскадра из четырех “Бранденбургов” в состоянии выпустить за десять минут 60 снарядов тяжелых орудий калибром 280 миллиметров.
Американская эскадра за тот же период в состоянии выпустить 60 330-миллиметровых снарядов, 30 305-миллиметровых снарядов и 120 203-миллиметровых снарядов (считая только бортовые залпы). Таким образом, по общему числу выпущенных тяжелых боеприпасов за десять минут американцы превосходят немцев в 3,4 раза.
Перейдем теперь к точности стрельбы, и попробуем оценить ее хотя бы приблизительно. Мы точно знаем, что американский огонь в битве при Сантьяго-де-Куба был откровенно плох: на семь тысячь с лишним выстрелов пришлось всего 163 попадания, при этом только два – орудиями главного калибра. Восьмидюймовые пушки промежуточного калибра, правда, показали себя значительно лучше, фактически, обеспечив американцам победу. С другой стороны, американские канониры получили актуальный боевой опыт и должны были хоть чему-то да научиться – кроме того, на стрельбе могла сказаться общая неорганизованность американского флота в начале сражения, ослабленного отбытием части кораблей и старшего флагмана.
Эффективность стрельбы немецких канониров на “Бранденбургах” оценить значительно сложнее. Ни один из этих кораблей ни разу не участвовал в бою под немецким флагом (результативность стрельбы турецких канониров на купленных броненосцах, понятное дело, к немецким не относится) а стрельбы на учениях все-таки не дают точного представления о возможностях. Вероятно, артиллерийская подготовка германских канониров была выше американской: с другой стороны, немецкие орудия в барбетных установках имели устаревшую конструкцию, требовавшую постановки орудий в диаметральную плоскость для перезарядки. Это означало, что после каждого выстрела орудия должны были всякий раз заново отыскивать цель, что, несомненно, не прибавляло точности стрельбе. Американские канониры в полностью закрытых вращающихся башнях, где орудия и механизмы заряжания поворачивались вместе, были избавлены от этих недостатков.
Поэтому я полагаю, что резонным будет предположить равную точность стрельбы для немецких и американских больших орудий. Точность стрельбы немецких легких орудий (с ручным заряжанием) вероятно, превосходит американскую для аналогичных.
Бронирование
Германские броненосцы серии “Бранденбург” были построены с заимствованием французской схемы бронирования. Они имели длинный но узкий броневой пояс, протянувшийся вдоль всей ватерлинии. Выше таковой, надводный борт защиты не имел.
Схема бронирования "Бранденбурга"
Броневой пояс “Бранденбургов” имел высоту 2,5 м и максимальную толщину в центральной части до 400 миллиметров, к оконечностям сужаясь до 300 миллиметров. Нижняя кромка пояса имела толщину 200 мм в центре корпуса и 180 мм в оконечностях. На “Курфюрст Фридрих Вильгельм” и “Верт”, пояс был изготовлен из гарвеированой сталеникелевой брони, но на “Бранденбург” и “Вейсенбург” новой брони не хватило, и их пояса были защищены сталежелезной броней, имевшей приблизительно на 25% меньшую сопротивляемость. Горизонтальное бронирование было представлено сталежелезной броневой палубой, толщиной около 60 миллиметров.
Выше пояса, броневую защиту имели только артиллерийские установки. Броневые барбеты главного калибра опирались на броневую палубу, и имели максимальную толщину в 300 миллиметров гарвеированой брони (кормовая установка по причинам экономии защищалась сталежелезной броней). Сверху барбеты прикрывались бронироваными куполами толщиной от 120 до 50 миллиметров (крыша). Защита артиллерии вспомогательного калибра была слабой: только казематы 105-миллиметровых орудий имели броневое прикрытие толщиной в 75 мм.
Американские броненосцы имели “цитадельную” схему бронирования. Их броневой пояс тянулся всего на 2/3 длины корпуса, оставляя окончености незащищенными – но зато был чрезвычайно прочным и довольно высоким. Пояс “Индиан” был изготовлен из гарвеированной стали. Его максимальная толщина составляла впечатляющую цифру в 457 миллиметров, при высоте основной части в 2,2 метра, из которых 0,9 находились над ватерлинией. Ниже 0,3 метров под ватерлинией, толщина броневого пояса резко уменьшалась, доходя до 220 миллиметров у нижней кромки, расположенной в 1,3 метрах под водой. Концы цитадели защищались 360-миллиметровыми броневыми траверзами, соединявшимися с барбетами башен главного калибра.
Схема бронирования "Индианы"
Между верхней палубой и главным поясом размещался верхний броневой пояс, прикрывающий надводный борт. Его толщина составляла порядка 120 миллиметров. Горизонтальная защита кораблей состояла из сталеникелевой броневой палубы, толщиной от 70 миллиметров (в цитадели) и до 75 миллиметров (в оконечностях). Меньшая толщина броневой палубы в цитадели объяснялась наличием верхнего пояса: снаряд, попавший в цитадель, мог ударить в броневую палубу только против верхний пояс и ослабив свой пробивной эффект.
Вне защищенной поясом цитадели, корабль вертикального бронирования не имел. Его оконечности были разделены на множество небольших водонепроницаемых отсеков, заполненных спрессованой целлюлозой, что должно было локализовать повреждения от попаданий снарядов. Было рассчитано, что разрушение оконечностей над броневой палубой не скажется на плавучести корабля, если цитадель останется целой.
Артиллерия главного калибра размещалась во вращающихся башнях, защищенных 380-миллиметровой гарвеевской броней. Толщина барбетов, на которые опирались башни, была еще больше, и составляла порядка 430 миллиметров. Башни промежуточного 8-дюймового калибра защищались слабее, при максимальной толщине используемой на них сталежелезной брони порядка 150 мм на самих башнях и до 200 мм на их барбетах. Шестидюймовые скорострельные орудия стояли в казематах, защищенных 120-миллиметровой сталеникелевой броней.
Особое внимание было уделено защите боевой рубки, которая была выкована единым броневым конструктом толщиной стенок в 250 миллиметров сталеникелевой брони.
Схема бронирования "Айовы"
Броненосец “Айова” отличался от предшественников тем, что вся его броня была изготовлена по методу Гарвея. Его главный пояс имел меньшую толщину (до 356 миллиметров), но закрывал большую часть борта. Бронирование башен вспомогательного калибра было уменьшено до 102 миллиметров, так как башни находились значительно выше чем на “Индианах” и требовалось компенсировать возросший верхний вес.
Эффективность огня
Эффективность артиллерийского огня зависит от артиллерии и противостоящего ей бронирования вражеского борта.
Американские тяжелые орудия (330-мм и 305-мм) могут поразить пояс “Бранденбургов” в оконечностях начиная с дистанции в 6000 метров. Для кораблей с сталежелезной броней, эта дистанция, соответственно, увеличивается. Центральный гарвеевский пояс “Бранденбургов”, вероятно, будет неуязвим для американских тяжелых орудий до дистанции в 5000 м (но для кораблей с сталежелезной броней может быть пробит с 6000 м, так как сопротивляемость сталежелезной броней). С дистанции же в 6000 метров тяжелые американские орудия также могут пробивать барбеты немецких установок главного калибра.
Восьмидюймовые американские орудия не смогут эффективно поражать пояс “Бранденбургов”, но вполне в состоянии с дистанции в 6000 метров пробивать купола орудийных установок – особенно при попадании в боковую часть – и казематы артиллерии. Кроме того, эти орудия могут чрезвычайно эффективно наносить повреждения небронированному борту.
Американские скорострельные орудия малочисленны, и стрельба из них замедлена из-за устаревших боеприпасов и архаичной процедуры заряжания. Это несколько компенсируется тем, что немецкие броненосцы имеют очень большую площадь незащищенного борта.
Германские 280-миллиметровые орудия имеют большую дальнобойность, но способность их сравнительно легких 240-килограммовых снарядов пробивать броню по крайней мере ограничена. Точных данных по их максимальной бронепробиваемости у меня нет, но сравнение с баллистикой аналогичных по начальной скорости и весу снарядов, позволяет предположить, что на дистанции около 6000 метров их бронепробиваемость составляла не более 274 миллиметров гарвеированой брони. Этого было бы достаточно, чтобы пробить верхний пояс “Индианы”, но совершенно не достаточно чтобы пенетрировать расположенную за ним броневую палубу и тем более – пробить главный пояс.
Основные орудия “Индиан”, вероятно, останутся неуязвимыми для немецких орудий на дистанциях до 5000 метров, а их барбетные установки – практически вплоть до выстрелов в упор. Башни вспомогательных орудий и казематы могут быть, впрочем, поражены на дистанции до 11000 метров.
Немецкая скорострельная артиллерия, хотя и обладает большим радиусом действия – до 11000 метров – не может, ввиду малой бронепробиваемости, угрожать пробитием каких-либо броневых элементов американских броненосцев на любых разумных дистанциях боя. Учитывая небольшую высоту надводного борта американских кораблей и их слаборазвитые надстройки, огонь скорострельных орудий и попадания фугасных снарядов, вероятно, не нанесут им существенных повреждений.
Следует особо заметить, что “отношение к повреждениям” у немецкого и американского флотов существенно различается. В то время как американцы действуют у своего побережья, и располагают практически неограниченными ремонтными возможностями, немцы могут полагаться только на собственные ремонтные возможности кораблей и плавучих мастерских. В случае получения повреждений, не позволяющих безопасно пересечь Атлантику, германский броненосец может с равным успехом считаться уничтоженным: немцы не могут рисковать, не имея доков в регионе.
Тактика
Немецкий флот, фактически, не имеет выбора – технические особенности его кораблей предопределяют построение кильваттерной колонны, так как “Бранденбурги” имеют преимущество только в таком построении. Фронтальные построения для немцев чрезвычайно невыгодны, так как в них “Бранденбурги” теряют более 2/3 своей огневой мощи. Поэтому можно предположить, что немцы примут кильваттерную колонну за единственно возможное построение и не будут перестраиваться ни при каких обстоятельствах.
Для американского флота построение не так однозначно. Хотя американские корабли более приспособлены для боя в кильваттерной колонне, тем не менее, за счет наличия башенных 203-миллиметровых орудий их огонь в оконечностях ослабевает не так уж сильно. Тем не менее, судя по опыту испано-американской войны, американский флот придерживался простых и надежных тактических схем, не особенно доверяя (в отличие от французского) сложным построениям и активным перестроениям в бою.
Поэтому, с наибольшей степенью вероятности, американские корабли выстроятся в кильваттерную колонну и не будут менять это построение. Исключением может быть случай, если американцам удастся сравнительно быстро обратить немцев в бегство, и для активного преследования уходящего противника американский флот выстроится в линию фронта.
Вывод
Краткий обзор позволил мне сделать вывод, что шансы немцев на победу в морском бою с американским флотом незначительны. Главным препятствием является неудачная конструкция германских броненосцев и отсутствующая германская логистика. Американские броненосцы также страдают от массы недостатков, но ведение боевых действий вблизи американского побережья и надежное логистическое обеспечение американского флота компенсируют большинство из них.