Флотофилам в помощь (Excel-калькулятор параметров корабля)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Сегодня публикую небольшой внеплановый пост, который не касается напрямую непосредственно АИшных проектов, но может пригодиться кому-то из флотофилов, ибо посвящен он упрощенному способу просчета ТТХ кораблей с помощью специальной таблицы Excel.
Вступление
Определение ТТХ корабля для флотофилов-АИшников является важным процессом. Для этого придуманы различные формулы и методики определения как самых простых переменных (толщина брони), так и более сложных (скорость, дальность хода, мощность машин). Временами простой расчет с помощью калькулятора вызывает немало проблем из-за сложности формул, да и при работе можно легко ошибиться, ввести не те данные и получить ошибочный ответ. В результате процесс составления правдоподобных ТТХ корабля становится не только не самым простым, но и длительным процессом. Конечно, в эпоху компьютерных технологий и автоматизации уже составлены программные способы решения проблем вроде широко известного в узких кругах Шарпа, но эта программа не самая простая в освоении, и что более важно – может давать большие ошибки, когда корабль с характеристиками на все 45 тысяч тонн стандартного водоизмещения получится «ужать» в 28 килотонн, что в нашей с вами реальности, с нашими законами физики и уровнем технологий будет попросту невозможным. Между тем, самые важные формулы сводятся к достаточно короткому списку, и они не требуют написания сложных программ – для пересчета достаточно составить удобную форму в том же Excel, что я и сделал, а теперь делюсь с вами этим небольшим и удобным файлом. Лично мне он сильно упростил жизнь при расчете ТТХ кораблей.
Как пользоваться
К сожалению, я слишком забывчив и ленив, чтобы собрать на каком-то языке программирования полноценный экзешник, совсем простой в работе, потому пришлось обойтись лишь таблицой Excel. Впрочем, она тоже достаточно проста в использовании, для чего достаточно иметь базовые навыки ввода данных в ячейки и их очистки. Ячейки серого цвета используются для наименования данных ввода-вывода, синие – заголовок таблицы, белые – ячейки для ввода данных. В зеленых после ввода всей необходимой информации автоматически определяется нужное вам число. Для нового расчета ячейки ввода данных требуется очистить вручную. Точность расчетов задана до 7 знаков после запятой в тех случаях, когда данные ввода-вывода используются дробные. При желании из зеленых ячеек можно извлечь формулы расчета данных, и использовать их вручную, с калькулятором. Очень важная оговорка – чтобы получать правильные данные на выходе, необходимо четко осознавать, какие данные вводятся при расчетах. Если взять удельный расход топлива «Бисмарка», и попытаться с помощью его цифры рассчитать дальность хода АИ-«Ретвизана», результат получится заведомо ошибочным. Потому для получения наиболее адекватных результатов требуется не только уметь работать с Excel, но и развитое логическое мышление, дабы точно подбирать прототипы и необходимые исходники для осуществления расчетов. К примеру, для определения характеристик броненосца 1890-х годов с котлами Бельвиля и паровой машиной тройного расширения лучше всего взять известный прототип с известными характеристиками того же времени, и с той же энергетической установкой.
Что считает
Несмотря на обилие различных формул и расчетов, которые необходимы при составлении ТТХ АИ-кораблей, мною были выбраны восемь самых сложных и актуальных формул, чье вычисление требует автоматизации. Большинство из них касаются параметров энергетической установки. Важно! Формулы и расчеты носят относительный характер, и не дают абсолютно точных результатов. Все они пригодны лишь для определения более или менее правдоподобных результатов для отдельно взятых кораблей для тех, кто не обладает достаточным оборудованием и навыками для точных вычислений по всем правилам судостроения. Детальнее о том, что считает таблица, расписано ниже.
- Коэффициент полноты корпуса. Применяется «сложная» формула, в которой учитывается также объем выступающих частей и плотность воды.
- Водоизмещение корабля. Расчеты, как и в случае с предыдущей формулой, проводятся с учетом плотности воды и примерного объема выступающих частей.
- Адмиралтейский коэффициент. Эмпирический параметр, упрощающий расчет скорости хода корабля. Вычисляется по реальным аналогам с необходимыми характеристиками корпуса (теоретического чертежа), близкими к АИ-кораблю. Сам по себе не особо ценен, но используется в следующих формулах. Важно! Так как адмиралтейский коэффициент является эмпирическим параметром, он может меняться под влиянием множества факторов, и вообще является весьма относительным и неточным понятием. Для наиболее точного его определения и дальнейшего использования для АИ-корабля следует удачно выбрать прототип, у которого должны быть примерно те же характеристики (длина, ширина, осадка, теоретический чертеж, К полноты, и т.д.). Использование Адмиралтейского К от эсминца ВМВ для броненосца 1890-х годов приведет к получению неправдоподобных результатов.
- Скорость хода. Определяется по известному адмиралтейскому коэффициенту, мощности машин и водоизмещению корабля. Один из важнейших параметров при расчете ТТХ АИ-корабля.
- Мощность машин для скорости. Формула необходима для вычисления потребной мощности машин для развития определенных скоростей – к примеру, экономической скорости хода. Также можно рассчитывать необходимую мощность ЭУ для достижения желанных скоростей.
- Мореходность. Определение мореходности корпуса корабля по известной длине по ВЛ и высоте надводного борта (форштевня). Сама формула имеет британские корни. В результате получается коэффициент, от значения которого зависит, насколько хороша мореходность у корабля. Важно! Оценка мореходности по коэффициенту взята по меркам ВМВ, когда стандарты и требования к кораблям были значительно выше, в результате чего большинство кораблей конца XIX или начала XX века будут иметь плохую мореходность. Для точности оценки мореходности более ранних кораблей лучше всего брать сравнение с реальными аналогами. Не менее важно! Полученная оценка мореходности является некоей общей, и может не соответствовать оценкам заливаемости носа корабля, забрызгиваемости мостика, продольной и поперечной качки, и т.д. Можно легко получить К мореходности меньше 0,8, но при этом все равно в определенных условиях будут проявляться определенные проблемы, связанные с мореходностью по конкретным ее параметрам.
- Дальность плавания. Для ее оценки очень пригодятся формулы 5 и 8. Здесь важно не напутать со значением удельного расхода топлива, ибо, как правило, оно указывается в кг*л.с./ч, но в таблице вместо килограммов используются тонны. Важно! Следует понимать, что это простейшая оценка дальности плавания, которая может не до конца соответствовать действительности, ибо один из параметров – удельный расход топлива – в зависимости от типа котла, используемого топлива и скорости хода может заметно меняться. Кроме того, от большого количества факторов может меняться мощность, потребная для развития крейсерской скорости, потому в формуле учтен резерв мощности в 20%. Таким образом, на деле дальность плавания может оказаться даже больше, а указанные цифры будут минимально возможными.
- Удельный расход топлива. Сам по себе это обычный статистический параметр, но может пригодиться при расчете дальности плавания корабля (формула 7). Для расчета УРТ для АИ-корабля берется реальный прототип со схожей ЭУ. Все показатели массы указаны в тоннах. Важно! Для разных скоростей, типов котлов и топлива показатели могут сильно отличаться даже в рамках одного корабля. К примеру, огнетрубные котлы на угольном отоплении имеют малое потребление топлива на малых мощностях и скоростях, в результате чего являются достаточно экономичными, но с ростом потребной мощности расход топлива значительно возрастает, и потому на высоких скоростях водотрубные котлы могут быть экономичнее, хотя на крейсерской скорости они обычно уступают огнетрубным.
Если есть какие-то вопросы или дополнения – пишите в комментарии, обсудим, и возможно в таблице появятся еще формулы для расчета. За консультации касательно усовершенствования формул отдельная благодарность коллеге Штурману.
Текущая версия таблиц — 1.1