Флот на пороге перемен. Корабельный состав Российского Императорского Флота на 1870 год
Откровенно говоря, не хотел лезть в более ранний период, но были несколько пожеланий от коллег. Найти информацию хоть до Наполеоновских войн сложно, но можно, однако возникает вопрос как это «малевать» поскольку даже для 1870, с условием что часть кораблей у меня уже были, пришлось без чертежей, а пришлось рисовать по очень плохим фото фрегат и пару корветов. И не смотря на то что я где-то использовал основу, но это удовольствие все равно так себе.
В этот раз как и в более поздние периоды в инфографике изображены только корабли, которые входили в состав постоянных подразделений. Все остальные в частности отряды учебных заведений, а так же императорские яхты, суда, причисленные к портам, находившиеся в отдельном плаванье или в него готовились уйти, и те, что были не включенные в компанию (достраивались, ремонтировались и т.д.) даны текстом. Если заметите неточности, буду рад за подсказку. Корабли и суда в едином масштабе.
Корабельный состав по периодам можно посмотреть, вот здесь:
За 1883 год — Корабельный состав Российского Императорского флота на 1883 год.
За 1889 год – Корабельный состав Российского Императорского флота на 1889 год
За 1895 год – Корабельный состав Российского Императорского флота на 1895 год
За 1901 год – Корабельный состав Российского Императорского флота на 1901 год
Ну и Балтийский флот, точнее то что от него осталось в 1905 году ‑ Когда шведы были сильнее: Балтийский флот летом 1905
Содержание:
БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ
Начальник: контр-адмирал Лесовский Степан Степанович как главный командир Кронштадтского порта и военный губернатор Кронштадта.
Это вообще был единственный флот Российской империи на тот период, остальные подразделения имели статус флотилий. Самая главная сила флота была броненосная практическая эскадра. Формально ее можно разделить на морскую составляющую и прибрежную. В первую входили броненосные фрегаты, две плавбатареи (формально и те и другие можно отнести к батарейным броненосцам), винтовые фрегат и корвет, при большой необходимости в открытом море могли действовать броненосные башенные лодки «Смерч» и «Чародейка». Правда история с «Русалкой», показала что в шторм на броненосных лодках в море все таки выходить опасно. Во вторую входили девять мониторов и тройка канонерских лодок, конечно такое разделение условно, но по крайней мере логично. Интересно, что в составе флота сохранялись и линейные корабли, притом в количестве шести штук (два из них были переведены с Черного моря после Крымской войны) и то после 1866 г. в море не один не выходил, а кто то и с 1861 года. Большинство из них стояли в Кронштадтской гавани (может кто то и в Свеаборге, но точной информации не нашел) где использовались как стационарные артиллерийские корабли (по сути плавучие батареи), при том с «Ретвизана» еще в 1862-1863 сняли паровую машину, а самый старый «Гангут» вообще был заложен еще в 1822. К портам были причислены, за редким исключением, и винтовые канонерки постройки времен Крымской войны.
Учебных отрядов было меньше чем в том же 1877, но уже существовал учебно-артиллерийский и отряд судов Морского корпуса. Кроме того часть судов находились в учебных плаваньях с кадетами, воспитанниками технического училища морского ведомства и Штурманского училища.
Теперь о судах которые находились за пределами Балтийского моря. Беломорская флотилия прекратила свое существование с упразднением в 1862 Архангельского военного порта, непосредственно в Архангельске находились только пароход и шхуна с несколькими мелкими плавсредствами, но почти ежегодно для охраны промыслов отправлялся отряд судов, при том достаточно представительский, например в 1870 в него входили корвет, клипер и шхуна. Надо заметить, что так называемый отряд судов в греческих водах, то есть в Средиземном море, был иногда менее представительным, например в рассматриваемый год в него входил только клипер «Яхонт» и шхуна Черноморской флотилии «Псезуапе». На Тихий океан так же посылался отряд кораблей Балтийского флота, при том за исключением периодов когда требовалось наращивать военное присутствие в отряд традиционно входили 4 судна: корветы, фрегаты или клипера.
Корабельный состав Балтийского флота на 1.07.1870 г.
Броненосная практическая эскадра: БрФр «Петропавловск» (флагман), «Севастополь», Бр.бат. «Не тронь меня», «Первенец», винт.Фр. «Ослябя», винт.Корв. «Гридень», Бр. башенные лодки «Чародейка», «Смерч», Мон. «Ураган», «Тифон», «Стрелец», «Единорог», «Вещун», «Перун», «Колдун», «Латник», «Броненосец», КЛ «Молния», «Толчея», «Картечь». Причислены к эскадре: реч. п/х «Ильмень» как штаб. судно. Пар.Фр «Владимир», п/х «Волга» как суда обеспечения, КЛ «Прилив», «Гул», «Выстрел» — для отработки таранных ударов,
Учебно-артиллерийский отряд: Бр.бат. «Кремль», Бр.башенная лодка «Русалка», Мон. «Лава», КЛ «Забияка»,
Отряд кораблей на Тихом океане: винт.Корв. «Боярин», винт.Клип. «Гайдамак», «Всадник», «Алмаз» — последний следовал на Дальний Восток.
Отряд судов в греческих водах: винт.Клип. «Яхонт», винт. шхуна ЧФл. «Псезуапе»
Кроме того в состав Балтийского флота входили:
— яхты Гвардейского экипажа: яхты «Александрия», «Стрельна», пар. яхта «Виктория», «Забава», «Никса», «Костя», ботик «Увалень». К судам гвардейского экипажа приписан: п/х «Онега»
— находились на испытаниях, в ремонте, не зачислены в компанию после заграничного плаванья или готовились к дальнему плаванью: Бр.Фр «Князь Пожарский» — на испытаниях, винт.Фр. «Светлана», винт.Клип. «Абрек», имп. яхта «Штандарт», КЛ «Хват» — в ремонте, винт.Фр. «Дмитрий Донской», винт.Корв. «Калевала», винт.Клип. «Богатырь», «Аскольд» — не назначены в компанию, винт.Корв. «Витязь», винт.Клип.»Изумруд» — готовились к уходу на ДВ,
— отряд судов Морского корпуса: винт. Фр «Громобой», винт.Корв. «Баян», винт.Клипер. «Стрелок», пар. Корв. «Гиляк».
— в отдельном плаванье: винт.Корв. «Варяг», винт.Клип. «Жемчуг», шхуна «Секстан» — в крейсерстве в Северном Ледовитом океане, винт.Фр. «Пересвет» — с воспитанниками технического училища морского ведомства, винт.Корв. «Воевода» — с воспитанниками Штурманского училища;
-суда Балтийского флота на Белом море (Архангельская флотская рота): п/х «Самоед», шхуна «Полярная Звезда», ряд вспомогательных судов и плавсредств.
— суда назначенные для гидрографических работ в Финляндских шхерах: КЛ «Гром», «Копчик», «Щит», реч.п/х «Ладога»,
—причислены к Крондштадскому порту: БрКЛ «Опыт», винт. кор. «Синоп», «Гангут», «Вола», «Император Николай I», «Цесаревич», парус. корабль «Ретвизан» — как стац. арт. кор., Пар.Фр «Храбрый», винт.Корв. «Медведь» — как брандвахта, «Посадник», «Рында»- на хранении, «Вол» — как плавказарма, КЛ «Осетр», «Буян», «Отлив», «Роса», шхуна «Компас», трансп. «Грасная Горка», «Артельщик», п/х «Петербург», «Соломбала» (ех. пародо.Фр), реч. п/х «Невка», «Ижора» и др. плавсредства и суда;
— причислены к Свеаборгскому, Петербургскому и к порту в Гельсингфорсе: КЛ «Забь», «Лихач» — Свеаборг, п/х «Днепр», «Нева», «Фонтанка», «Ястреб»- Петербург, Гельсингфорс — КЛ «Кошун» как брандвахта и др. плавсредства и суда.
ЧЕРНОМОРСКАЯ ФЛОТИЛИЯ
Подписанным 18.3.1856 по итогам Крымской кампании Парижским договором России разрешалось иметь на Черном море только 6 военных паровых судов длиной не более 50 м и наибольшим водоизмещением 800 т. а также 4 других парохода водоизмещением не свыше 200 т. В этой связи взамен уничтоженного во время войны Черноморского флота была образована флотилия, должность Главного командира Черноморского флота и портов ликвидирована, а руководство русскими морскими силами на театре возглавил Главный командир Николаевского порта.
В 1857-1860 гг. в Николаеве были окончены постройкой заложенные в годы Крымской войны деревянный пароходо-фрегат «Тигр» (в качестве императорской яхты), деревянный винтовой корвет «Воин» (в качестве транспорта), деревянные винтовые шхуны «Салгир» и «Дон», а также железный колесный пароход «Инкерман». Часть строившиеся в николаевских адмиралтействах кораблей отправились на Балтику.
В 1870 году основу флотилии составляли построенные для замены ненадежных корветов типа «Боярин» которые прибыли из Кронштадта в 1857-58 г.г., заложенные в Николаеве еще в 1857 г. 9-пушечные деревянные винтовые корветы «Сокол», «Ястреб» и «Кречет», а также начатые постройкой в 1863 г. «Львицу» и «Память Меркурия». Таким образом, после 1867 г. в составе Черноморской флотилии находилось 5 корветов (еще один был разоруженным транспортом), т.е. даже менее, чем это оговаривалось Парижским соглашением, из числа вспомогательных судов в 1861 г. была завершена постройка деревянных винтовых пароходов «Четырдах» и «Алушта» водоизмещением 210 т (оба исключили из списка судов флота еще до начала русско-турецкой войны). Кроме того, в конце 1857 г. флотилия пополнилась 11 винтовыми шхунами и полученными от Военного министерства, а несколько позднее ‑ поднятым в Севастополе и отремонтированным пароходом «Казбек» (в прошлом ‑ «Эльборус» Военного ведомства). Всем этим кораблям работа находилась постоянно, часть были стационерами, кто то крейсировал вдоль побережья для противодействия контрабанде, совершали учебные плаванья в том числе и в Средиземном море и даже поддерживали Балтийский флот входя в состав отряда судов в греческих водах. Интересно, что начальник над Черноморской флотилий Богдан Александрович Глазенап, имел чин вице-адмирала, в то время как начальник над Балтийским флотом Лисовский был только конт-адмиралом.
В мирное время какого-либо фиксированного разделения судов по отрядам не существовало. В начале года составлялось расписание (программа) на предстоящую кампанию, согласно которому определялось, какие суда пойдут в практическое плавание для обучения команд и воспитанников учебных заведений, какие — за границу, какие будут использоваться для стационерных, портовых и гидрографических нужд, а какие в плавание назначаться не будут в целях экономии бюджета. Так же следует отметить, что условия, накладываемые на величину Черноморской флотилии Парижским соглашением, в течение полутора десятилетий неукоснительно соблюдались русским правительством. Однако к концу 60-х годов XIX века политическая ситуация в Европе существенно изменилась, что позволило России «сбросить кандалы Парижского трактата».
Корабельный состав Черноморской флотилии на 1.07.1870 г.
Действующий отряд: винт.Корв. «Память Меркурия» — для пресечения контрабанды у побережья Кавказа, «Сокол», «Ястреб», «Кречет», «Львица». Кроме того другие суда принятые в компанию: колес. п/х «Казбек» как штаб. судно начальника флотилии, винт. шхуны «Новоросийск», «Редут-Кале», «Питцунда» — служили стационерами в портах Кавказа, либо совершали крейсерство вдоль берегов, винт. шхуна. «Псезуапе» — в составе отряда судов в греческих водах.
Кроме того в состав Черноморской флотилии входили:
— суда выполняющие гидрографические работы: винт. шхуна «Ингул», «Салгир», Лоц-судно «Березань» — проводили
— причисленные к портам Черного моря, а так же выполняющие обязаности транспортов: трансп. «Воин», яхта «Тигр», винт. шхуны «Эльборус», «Туабсе», «Абин», «Бомборы», «Цалгир» и другие вспом. плавсредства, винт шхуна «Келасуры» проходила мелкий ремонт и перевооружение.
СИБИРСКАЯ ФЛОТИЛИЯ
Начальник контр-адмирал Александр Егорович Кроун– как командир портов Восточного океана и военымй губернатор Приморской области.
Сибирская флотилия была единственным постоянно действующим подразделением русского флота в Дальневосточных водах. Но занималась она в основном транспортными перевозками и охраной промыслов. Иногда уходя как стационеры в порты Китая, Кореи и Японии. Функции по действиям в открытом океане ложились отряд кораблей на Тихом океане Балтийского флота. Вся боевая сила флотилии состояла из колесного корвета «Америка» и трех относительно новых канонерок типа «Морж». Остальные суда это малые пароходы и парусные суда.
Корабельный состав Сибирской флотилии на 1.07.1870 г.
Пароходо-корв. «Америка», КЛ «Морж», «Горностай», «Соболь».
Кроме того в состав Сибирской флотилии входили:
— транспорты и вспомогательные суда: п/х « «Генерал Корсаков», трансп. «Японец», «Манжур», шхуны «Ермак», «Алеут», «Вторая» («Фарватер»), «Восток».
— суда Сибирской флотилии на реке Амур: п/х «Шилка», «Амур», «Лена», «Сунгача», «Уссури», «Буксир», «Польза», «Успех», винтовые барказы и баржи.
КАСПИЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ
С 3 июня по 20 августа 1862 г. по внутренним водным системам перешли из Петербурга в Астрахань две кан.лодки типа «Пищаль». Но по прибытии в Астрахань на лодках обнаружили течь, и они были ограниченно годны к плаванию в Каспийском море. А уже в марте 1869 г. были разоружены и исключены из списков судов Каспийской флотилии и сданы Астраханскому военному порту для использования в служебно-вспомогательных целях. Одновременно с ними пришла более удачная лодка «Тюлень» она и оставалась единственным полноценным боевым кораблем летом 1870, однако уже 13 ноября 1870 г. в списки судов Каспийской флотилии были зачислены две более новые канонерские лодки типа «Пищаль» (вторые с таким названием), правда строились они с 1865 по 1872 год. Остальные суда флотилии как и на Дальнем Востоке это малые пароходы и парусные суда.
Канонерская лодка «Тюлень» состояние на 1870 г.
Корабельный состав на 1.07.1870 г.: КЛ «Тюлень», п/х «Баку», «Аракс», «Урал», «Бурлак», «Астрахань», «Верблюд», «Дербент», трансп. «Кура», шхуны «Муха», «Комар», «Персиянин», «Хивинец», «Бухарец», «Наср Эдин Шах», «Курд», «Казак» — последние две в компанию не назначались и планировались к списанию, паровые баркасы: «Быстрый»,«Скорый», «Проворный». Кроме того в состав флотилии входили должны были войти строившиеся КЛ «Пищаль» и «Секира».
АРАЛЬСКАЯ ФЛОТИЛИЯ
Про эту озерную флотилию можно просто скопировать текст из поста про 1877 год. Базировалась на Казалинск (современный Казахстан). Состояла из сравнительно небольших судов, самый крупный пароход «Самарканд» достигал водоизмещения при полном грузе 246 тонн, при нормальном всего 154 тонны. Вооружение устанавливалось по мере надобности, самыми мощными были 10-фн (122-мм) медные полевые «единороги» «новой конструкции» (бескаморных) на американских станках. После 1870 г. в состав флотилии был включен только один новый пароход «Ташкент».
Корабельный состав на 1.07.1870 г.: п/х «Перовский», «Обручев», «Арал», «Сыр-Дарья», «Самарканд», «Ташкент».