Флот четырех морей. Эсминец проекта 1156.
Все побежали и я побежал(с)
С недавних пор на сайте, как из рога изобилия, посыпались статьи про современный флот, что меня несказанно радует. Поэтому я так же решил поделиться своим видением этой темы, в меру возможностей конечно. Вот мое скромное творение.
Свою историю проект ведет из далекого 1969 года. Именно тогда была утверждена кораблестроительная программа 1971-1980 года. В рамках этой программы помимо прочих было выдано два ОТЗ. Первое ОТЗ было выдано на развитие БПК проекта 1135, в рамках которого планировалось устранить недостатки данного проекта при стандартном водоизмещении в 4000 тонн. Второе ОТЗ было выдано на корабль огневой поддержки десанта с длинной не более 146 метров и шириной 16,8 метров, что трактовалось длиной свободных стапельных мест.
Но в 1970 году в США началась постройка первого эсминца класса Спрюэнс, о чем стало известно в СССР. После этого ОТЗ на корабль огневой поддержки десанта было пересмотрено в сторону расширения функционала корабля, а сам проект был классифицирован как эскадренный миноносец. Но несмотря на все старания разработчиков новго эсминца удалось лишь увеличить возможности борьбы с кораблями противниками, на средства ПЛО уже не хватало лимита водоизмещения, проект и так уже вышходил за рамки размеров первоначального задания и дальнейшее увеличение привело бы к невозможности строительства на стапелях ССЗ им. Жданова, где планировалось строить корабли этого проекта. В тоже время проект БПК на замену кораблей пр. 1135 значительно превысил заданное ВИ из-за требований по размещению гидроакустического комплекса Полином, после после чего от ограничения водоизмещения отказались. Исходя из всего этого было решено использовать эти корабли совместно — эсминцы несут ЗРК групповой обороны и ПКРК, а БПК несут мощное противолодочное вооружение, тем самым образуя устойчивое корабельное соединение, что подтверждалось теоретическими выкладками, по которым пара БПК-Эсминец была устойчивее двух эсминцев класса Спрюэнс. И вот казалось бы, ответ на новые корабли противника найден и можно разворачивать строительство. НО. Но все таки было одно уязвимое место у данного решения, а именно, при выходе строя БПК или эсминца корабельное соединение непропорционально теряло боевую устойчивость, так лишалось или ПЛО или ПВО и ПКРК, в то время соединение из эсминцев класса Spruance хоть и теряло часть ПВО, ПЛО и ПКР, но соединение в целом этого не лишалось. Кроме того из-за решения установки на эсминцы в качестве ГЭУ котло-турбинной силовой установки, в то время как БПК в качестве ГЭУ использовали газотурбинные двигатели ухудшалось и без того не лучшее снабжение из-за отсутствия унификации по топливу и необходимым запчастям. Поэтому было решено отложить строительство этих кораблей на время разработки нового универсального корабля океанской зоны и если получить приемлемого результата не получиться, то эти корабли пойдут в серию.Проектированием нового корабля занялось то же КБ, что и занималось созданием новых эсминцев и БПК, а именно Северное проектно-конструкторское бюро. Разработчики были поставлены в довольно жесткие условия: Эскизный проект должен был предоставлен на рассмотрение комиссии менее, чем через полгода, а технический менее, чем через год. Кроме того максимальные размерения нового корабля ограничивались длинной в 170 метров и шириной 21 метр, что трактовалось размерами стапельных мест недавно реконструированного судостроительного комплекса на ССЗ им. Жданова. Вооружить корабль требовалось: 1 артиллерийской установкой АК-130, 2 пусковыми установками ЗРК Ураган, 8 пусковыми установками ПКР Москит, двумя вертолетами Ка-27 и 8 пусковыми установками ПЛУРТ, какими конкретно не оговаривалось. И конечно же корабль должен был нести ГАК Полином.
О разработке полноценного нового проекта корабля из-за поставленных временных рамок и речи быть не могло. Поэтому за основу нового проекта было решено взять уже готовый корпус БПК проекта 1155 из-за требований по несению 2-ух вертолетов и ГАК Полином. Исходный корпус было решено удлинить на 4 метра с помощью двух вставок в районе кормы и носа для размещения увеличившихся объемов вооружения. Так жже был изменен изначальный комплекс вооружения в соответсвии с ТТЗ. Противолодочный комплекс Раструб-Б было решено заменить на комплекс Водопад-НК, запускаемый из имеющихся торпедных аппаратов, пусковые комплекса Раструб-Б заменили на пусковые ПКРК Москит. Вместо первой артиллерийской установки АК-100 была установлена АК-130, для компенсации объемов погребов которой, были демонтированы носовые ПУ ЗРК Кинжал. На месте второй артиллерийской установки была установлена первая пусковая установка ЗРК Ураган, для размещения погребов которой была сделана первая вставка. Вместо кормовых установок ЗРК Кинжал была установлена вторая пусковая установка ЗРК Ураган, для размещения погребов которой, была сделана вторая вставка, а реактивные бомбометы РБУ-6000 были перенесены в носовую часть корабля. За счет всего этого удалось подготовить проект за 4 месяца и уложиться в поставленные сроки. Эскизный проект получил номер 1156 и шифр Орел.
Но необходимо было еще доказать технической комиссии что корабль ни чем не уступает ни своим предшественникам, ни предполагаемому противнику. Поэтому была составлена сводная таблица параметров трех корабельных соединений: пары БПК пр. 1155 и эсминца пр. 956, пары эсминцев проекта 1156 и пары эсминцев класса Спрюэнс.Номенклатура вооружения. | Эсминец пр. 956 и БПК пр. 1155. | Два эсминца пр. 1156. | Два эсминца класса Спрюэнс. |
Противокорабельные ракеты. | 8 ПКР Москит. | 16 ПКР Москит. | 16 ПКР Гарпун. |
Противолодочные ракеты. | 8 ПЛУРТ Раструб-Б. | 16 ПЛУРТ Водопад-НК. | 16 ПЛУРТ АСРОК. |
Зенитные ракеты. | 48 ЗУР 9М38. | 96 ЗУР 9М38. | 48 ЗУР Си Спэроу. |
Артиллерийские установки. | 2 АУ АК-100, 2 АУ АК-130. | 2 АУ АК-130. | 4 АУ Мк 45. |
Авиационное вооружение. | 3 Ка-27. | 4 Ка-27. | 4 SH-60. |
Как было видно соединение из двух эсминцев пр. 1156 превосходит пару из эсминца пр. 956 и БПК пр. 1155 практически по всем позициям за исключением количества артиллерийских установок, а пару из двух эсминцев класса Спрюэнс превосходила по количеству зенитных ракет, кроме того ПКР Москит и ПЛУРТ Водопад превосходили по своим характеристикам ПКР Гарпун и ПЛУРТ АСРОК. Благодаря этому проект эсминца 1156 был одобрен адмиралом Горшковым и было дано задание на разработку технического проекта данного корабля, который был сделан за 4 месяца.
Приступить к строительству кораблей по этому проекту было решено в 1977 году, первый корабль был заложен на судостроительном заводе им. Жданова 12 сентября 1977 года и спущен на воду 19 мая 1980 года. Всего с 1977 года было построено 24 корабля, дальнейшее строительство было свернуто в пользу строительства новых эсминцев по проекту 21560. В целом строительство серии этих кораблей прошло без особых затруднений, за исключением двух проблем на начальном этапе. Первая проблема была связана с противолодочным комплексом Водопад, который был готов лишь к 1981 году, а производство было развернуто в 1982 году. В результате этих задержек первые корабли вступили в строй без противолодочного вооружения, которое было установлено позже. Вторая проблема была серьезнее и была связана с недостатком производственных мощностей для изготовления корабельных газотурбинных двигателей. Что бы убрать ограничения вызванные этой проблемой было решено создать новое производство корабельных ГТУ на базе Рыбинского моторостроительного завода, но на разворачивание серии требовалось минимум 3 года. По этой причине, все то время пока разворачивалось производство двигателей, корабли строились только на ССЗ им. Жданова, хотя изначально предполагалось вести строительство так же и на ССЗ Янтарь.
В 1994 году началась модернизация построенных кораблей по проекту 11562. ЗРК Ураган был заменен на ЗРК Торнадо, что позволило уменьшить время между пусками до 2 секунд вместо 12 для балочной пусковой. Пусковые ПКРК Москит были заменены на наклонные палубные установки ЗС-14 для ракет комплексов Яхонт и Калибр-НК, что позволило увеличить количество ПКР с 8 до 12 штук. Противолодочный комплекс Водопад-НК был заменен на компекс Калибр-ПЛ с ПЛУРТ 91РТ2 для торпедных аппаратов, в результате чего максимальная дальность стрельбы по подводным лодкам выросла с 37 до 50 километров.
Во время службы в Военно-Морском Флоте СССР эскадренные миноносцы проекта 1156 принимали активное участие в большом числе боевых служб и военно-морских учений, таких как Океан-83, Атлантика-84, Заполярье-84, Эскадра-84, Монкада-85 и других. Корабли проекта выполняли контроль за учениями ВМС стран НАТО в Норвежском и Средиземном морях, следили за корабельными и авианосными группами флотов США и Великобритании. Помимо боевых задач, эсминцы проекта 1156 выполняли и мирные миссии, наносили официальные и дружеские визиты в порты ряда стран: Алжира, Вьетнама, ГДР, Греции, Египта,Индии, КНР, Кубы, Ливии, Сирии, США, ФРГ, Югославии, стран Африки и других, демонстрируя советский военно-морской флаг.