Рекордный самолет Farman F.62. Франция
Небольшая винтажная статья почти вековой давности, которая, думаю, заинтересует коллег.
FARMAN F.62
Комбинация, которая вернула Франции мировой рекорд продолжительности полета
17 июля 1924 года французским пилотам Купе (Coupet) и Друэну (Drouhin), продержавшимся в воздухе без дозаправки 37 часов 59 минут 10 секунд, удалось установить новый мировой рекорд по продолжительности полета. Таким образом, по этим характеристикам они превзошли не только предыдущие полеты на максимальную продолжительность без дозаправки в воздухе, но и американский рекордный полет, во время которого машина несколько раз дозаправлялась в воздухе от другого самолета. Компания Farman может по праву гордиться этим достижением. С точки зрения руководства компании Farman к достоинствам этого полета добавляется тот факт, что и планер самолета, и его двигатель были разработаны и изготовлены этой компанией. Вероятно, это первый случай, во всяком случае с самых первых дней полетов, когда французская авиастроительная компания установила мировой рекорд с одним из двигателей собственной конструкции.
Прежде чем приступить к краткому описанию планера и двигателя, каждый из которых представлен на сопровождающих статью фотографиях, может быть интересно краткое рассказать о самом полете. Покинув аэродром 5 часов 2 минуты 16 июля с 4200 литрами (924 галлона) бензина на борту, авиаторы продолжали кружить над Шартром до 19 часов 1 минуты 10 секунд 17 июля, когда колеса их самолета снова коснулись полосы аэродрома Шартра. Предполагается, что помимо установления рекорда продолжительности полета этот самолет будет использован для попытки установления рекорда дальности полета, поскольку в течение первых 20 часов самолет летал по маршруту Шартр – Этамп протяженностью 100 километров (62 мили).
Запаса бензина должно было хватить для 42-часового полета, и, если бы не установилась плохая погода, нет никаких сомнений в том, что «фарман» оставался бы в воздухе бы значительно дольше, чем те фактические достигнутые 38 часов. В полете по маршруту Шартр – Этамп самолет Друэна и Купе за 14 часов 43 минуты пролетел 1500 километров (938 миль), что соответствует средней скорости около 63,8 миль в час (102,7 км/ч). Только когда они преодолели чуть более 2000 километров (1250 миль), начался шторм, и в темноте два храбрых авиатора не смогли держаться достаточно близко к своему курсу, чтобы официальные наблюдатели на земле могли следить за временем прохождения самолетом кругов трассы. Тогда членами экипажа было решено отказаться от идеи установления официально фиксируемого рекорда дальности полета и сосредоточить внимание на побитии предыдущих рекордов продолжительности полета. Когда рассвело, им удалось снова встать на правильный курс, но к этому времени было уже слишком поздно думать о возобновлении фиксации времени прохождения кругов, и потому оставшаяся часть рекордного полета была совершена вокруг аэродрома Шартр и его окрестностей.
В 15 часов 16 минут 7 секунд французский национальный рекорд продолжительности полета, установленный в 1922 году Боссутро и Друэном на самолете Farman Goliath, был побит, а в 17 часов 6 минут 2 секунды был побит мировой рекорд продолжительности полета без дозаправки в воздухе, принадлежавший Мак Риди (Mac Ready) и Келли (Kelly). В 18 часов 17 минут 14 секунд был превзойдет американский рекорд продолжительности полета с дозаправкой в воздухе, установленный в 1923 году Смитом и Рихтером (Richter), и когда, наконец, в 19 часов 1 минуты 10 секунд самолет совершил посадку в Шартре, новый рекорд продолжительности полета был увеличен до 37 часов 59 минут 10 секунд.
В рекордном полете использовалась одномоторная машина компании Farman, которая очень похожа на хорошо известный Goliath, но оснащенная одним 450-сильным двигателем Farman вместо двух двигателей компаний Salmson или Renault, обычно использующихся на «голиафах». Машина носит серийный номер Farman F.62 и имеет крылья, идентичные крыльям «голиафа». Фюзеляж самолета также похож на фюзеляж «голиафа», за исключением носовой оконечности, которая была переработана для установки крупного двигателя. Площадь крыльев F.62 составляет 170 кв. метров (1830 кв. футов), а размах крыльев –28 метров (91 футов 10 дюймов). Когда машина оторвалась от земли, она весила не менее 6400 кг (14100 фунтов), таким образом на взлете у F.62 удельная нагрузка на мощность составляла 31,3 фунтов на л.с. (14,2 кг/л.с.) и на крыло – 7,7 фунтов на кв. фут (37,6 кг/м²). Машина, тем не менее, хорошо стартовала и, казалось, имела достаточно хорошую скороподъемность.
Установленный в самолете Farman F.62 двигатель был типа 12 W.D.; данный двигатель обычно развивал мощность 400 л.с., но при 2200 об/мин развивал мощность 520 л.с.. Данный двигатель имеет W-образное расположение трех рядов цилиндров с четырьмя цилиндрами в каждом ряду. Цилиндры двигателя имеют диаметр 130 мм и ход поршня 160 мм, что давало рабочий объем цилиндра 25,4 литров. Обычно двигатель оснащался редуктором, но для скоростных машин использовался безредукторный вариант. В зависимости от типа используемого самолета изменяется передаточное число редуктора, и были стандартизированы следующие значения: 2 к 1; 1,84 к 1; 1,67 к 1; 1,5 к 1. Масса двигателя со всем вспомогательным оборудованием составляла 560 кг (1232 фунта); расход бензина составляет 220 граммов (0,484 фунта) на л.с. в час, а расход масла – 10 граммов (0,022 фунта) на л.с. в час.
источник: «The Farman F.62» «Flight» August 21, 1924, pages 523-524